Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
С мечом в руках Далее
Гуд кёрлинг! Далее
Экстрим по душе Далее
В четвертом поколении Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Одного таланта мало
ОБЩЕСТВЕННЫЙ ИНТЕРЕС
17 декабря 2015 года, 15:48
Фото: Денис КОЖЕВНИКОВ
Текст: Марина БУШУЕВА
Как работает формула жизни
 
Формула жизни сегодня такова: талант плюс проект. Талант есть у большинства. Но если ты свой талант не можешь упаковать в проект, то каким бы одаренным ни был, будет очень тяжело. Норильские участники программы “Школа городских компетенций”, которую реализует Фонд Кудрина при поддержке “Норильского никеля”, формулу постигают на практике. Что из этого получается, корреспонденту “ЗВ” рассказал Анатолий ЕРМОЛИН, член комитета гражданских инициатив Фонда Кудрина.
–  Суть проекта “Школа городских компетенций” (ШГК) в его названии. Мы пытаемся построить такую систему игровых программ, с помощью которых старшеклассники узнают территорию, на которой живут, начинают понимать ее специфику, какие здесь есть проблемы и в каком направлении двигаться, чтобы их решить, – говорит Анатолий Ермолин. –  В прошлом году мы с удивлением узнали, что дети металлургов, случается, не очень понимают, чем занимаются их родители. Тогда совместно с “Норникелем” организовали экскурсии по предприятиям, познакомили школьников с профессией металлурга и другими профессиями комбината. В рамках проекта мы приглашаем специалистов, которые объясняют, какие профессии нужны в городе, какими компетенциями должен обладать современный горожанин и многое другое.
– То есть вы помогаете школьникам выбрать будущую профессию?
– На самом деле нет. Мы учим их жизни. А формула жизни сегодня (даже не успеха, а элементарной состоятельности) – это талант плюс проект. Талант есть у большинства. Но если ты свой талант не можешь упаковать в проект, то каким бы талантливым ты ни был, будет очень тяжело. Поэтому те знания, которые мы даем в “Школе городских компетенций”, востребованы везде: на государственной и военной службе, в бизнесе и семейной жизни. Сейчас вся страна говорит про проекты, но на деле очень мало кто понимает, что представляет собой проект. Не многие могут дать правильное определение цели, концепции, миссии. Без понимания этих основных понятий двигаться дальше невозможно. А наши ребята знают, о чем, собственно, речь.
– Подростки получают информацию в какой-то упрощенной форме?
–  Участники “Школы городских компетенций” получают портфельное управление. И поскольку мы работаем в режиме деловых игр, все, что у нас здесь происходит, по-настоящему. Мы не имитируем проектную подготовку, не обозначаем ее контурно, не предлагаем облегченную версию. Мы даем все то, чему взрослых людей учат в бизнес-школах. И из тех ребят, которым удается пройти “Школу” до конца, получаются очень хорошие менеджеры. Мы с Александром Прутченковым (преподаватель ШГК) работаем уже 20 лет в этой сфере, среди выпускников наших школ – четыре региональных министра по делам молодежи, вице-губернатор, руководители региональных отделений крупнейших российских банков, много военных. В общем, есть кем гордиться. Таких успешных ребят среди наших выпускников сотни.
– Как часто проходят занятия в “Школе городских компетенций”?
– На первом этапе мы в течение трех дней обучаем педагогов, родителей и старшеклассников практически из всех школ города теории социального проектирования. Второй этап –  межшкольный фестиваль, когда команды от разных учебных заведений взаимодействуют друг с другом в режиме игровых квестов. По итогам фестиваля отбираются самые яркие и мотивированные к проектной работе ребята, они получают возможность принять участие в третьем этапе программы – “Полевой академии проектного менеджмента”, – который проходит летом в Крыму. Одновременно “Школа” действует во всех городах деятельности “Норильского никеля”: в Норильске, Мончегорске и Заполярном.
– Что ждет тех ребят, которые пройдут все три этапа программы?
– Обученные и мотивированные подростки будут создавать школьные проектные офисы, для того чтобы на практике реализовывать то, чему мы их научим: выявлять проблемы, находить ресурсы и решать эти проблемы. По большому счету, это и есть конечная задача программы.
Для участия в “Школе городских компетенций” мы отбираем учащихся  9-х классов. Тогда после “Полевой академии” подросток возвращается в стены родной школы и весь 10-й класс может реализовывать свои знания на школьной площадке. В 11-м классе он уже занят подготовкой к ЕГЭ и не может этим заниматься.
– В программе произошли какие-то изменения?
– Алгоритм тот же самый, но в этом году мы больше ориентированы на проектную деятельность. Победители прошлого года уже реализуют свои идеи, а новички узнают, что такое проектирование, и фонтанируют идеями. Их проекты будут рассматриваться после Нового года во время межшкольного фестиваля. Нам было важно создать самообновляемую систему. Чтобы ребята, прошедшие “Школу”, научили проектированию других школьников, а те – следующих.
– Где подростки находят средства для реализации своих проектов?
– Деньги – это не главный ресурс. Я часто рассказываю историю про то, как одна школьница, пройдя нашу программу, создала клуб для 60 слабослышащих дошкольников. В течение двух лет она проводила с ними занятия, играла в специальные игры: логопедические и скаутские. Эта девочка не взяла ни копейки, ни у государства, ни у бизнеса, а только за счет своего энтузиазма создала социально защищенное пространство для детей, которые в этом нуждались. Для норильских ребят создание проекта еще упрощается, потому что им не надо заниматься поисками помещения или волонтеров, чаще всего и то и другое с радостью предоставляет учебное заведение, а родители и учителя выступают как помощники.
– Но “Школа городских компетенций” – это ведь не про благотворительность, а про то, как в дальнейшем заработать деньги?
–  Работая с молодежной аудиторией, мы всегда говорим: “То, что вы сейчас здесь услышите, – это ваши будущие деньги”. И многие не верят. А потом звонят и говорят: “Написали проект под бизнес-идею, и тут же деньги дали” или “Предпринимательский кредит в банке одобрили”. Мы учим профессиональным вещам, но в той форме, которая понятна школьникам. Есть тренинг, где на примере сказки про трех поросят объясняем все проектные термины. Вернее, дети сами конструируют ответы на вопросы: что такое проблема? что такое угроза? чем они отличаются? И они эти определения уже не забудут. Если бы я им об этом рассказал, они бы забыли, но то, до чего человек дошел сам, навсегда остается в памяти.
– О каких итогах “ШГК” прошлого года можно говорить сегодня?
– В конкурсе социальных проектов “Норильского никеля” “Мир новых возможностей” появилась новая номинация, специально, чтобы поддержать школьные инициативы. Эта идея возникла после подведения итогов “Школы городских компетенций” прошлого сезона. Стало понятно, что детей вырастили, у них есть много интересных идей для реализации хороших социальных проектов. И вот чтобы все это не осталось на уровне идей, было принято решение дать подросткам инструмент для воплощения. В результате две норильские школы, две таймырские и одна от молодежной общественной организации уже прошли первый этап конкурса и имеют шансы на победу.
– Какие результаты у ребят, которые прошли “Полевую академию” в Крыму?
– Надо об этом спросить их самих. Но в горах многие участники сказали, что у них просто взрыв мозга. Потому что, когда ты находишься в условиях относительного комфорта, за тебя решения принимают родители, – это одно. И совсем другое, когда ты находишься в непривычных, достаточно сложных условиях и от твоих решений зависят твои друзья, идущие позади тебя по отвесному склону. Происходит определенная инициация. На горном плато в Крыму ребята жили в казармах по восемь человек в кубрике. Выжженная земля, отвесы, пещеры, скалы. Тренировки с утра до вечера: лазание по пещерам, скалолазание.
– Что вы подразумеваете под словом “инициация”?
– Это вывод на другой качественный уровень. Потому что девушка, которая в 15 лет по отвесу забирается на 100 метров по отвесной скале, по-другому себя оценивает. Вчера ей казалось, что так могут ниндзя или спецназ, а сейчас она сделала это сама. И кто через это прошел – они уже другие. Мальчики начинают чувствовать себя мужчинами. Появляется уверенность в своих силах. Мы специально соединяем высокоинтеллектуальные вещи и ценностное обучение, чтобы было понятно, ради чего все это можно делать. И поэтому такие программы проводятся в сакральных местах в форме увлекательных приключений.
– По ребятам сразу видно, кто достигнет успеха?
– Видно по драйву, по энергии. Я очень люблю ребят, которые похожи на трудных подростков. Ершистые. Ты ему слово, он тебе два в ответ. Как говорят, опираться можно на тех, кто сопротивляется. Они – самые перспективные. Особенно если ты сумел их очаровать. И из них получаются лидеры. Это то, что нам нужно.
Но, хочу сказать, мы растим не тех лидеров, которые идут по головам, чтобы обеспечить себя желаемым, а тех лидеров, которые помогают двигаться другим и хотят сделать наш мир лучше. Для нас очень важно, чтобы проект имел продолжение на базе школьных активов.
– Как вам работается с норильчанами?  
–  Очень понравилось работать с норильскими школьниками. Хорошие, открытые дети. Даже есть такое ощущение, что они менее избалованы нашей цивилизацией и у них более патриархальные взгляды на жизнь. У норильских детей меньше соблазнов, чем на Большой земле, и это позволяет им быть более чистыми. При этом они ни в чем не отстают. Но, как и всем нынешним подросткам, им очень не хватает уверенности в себе. И с этим тоже приходится работать, вдохновлять.
– Есть какая-то общая тематика проектов, которые собираются реализовывать участники?
Нет, темы самые разные: связанные со школьным телевидением, работой с ветеранами, школьным самоуправлением, реализацией в социуме. Много экологических проектов. Меня удивил один школьник, который собирается реализовать проект по уборке мусора. Когда я его спросил: “Зачем лично тебе это?” – он ответил: “Для меня это ценность. Я ненавижу, когда валяется мусор!” И я увидел, что для него это действительно важно и что он своими силами сможет сделать этот проект.
 
Евгений Тищенко, 11-й класс, победитель “Школы городских компетенций” прошлого сезона:
– Мы уже начали реализацию проекта “Агенты”. Его суть – оградить молодежь от вредных привычек: курения и употребления алкоголя. Наш проект согласован с администрацией Норильска и надзорными органами и полностью готов к реализации. Мы проведем контрольные закупки: молодые люди до 18 лет будут ходить по магазинам и пытаться купить спиртное или сигареты. Если продавцы пойдут навстречу юным покупателям, это грозит предпринимателям штрафом, а в последствии, если случаи повторятся, то и лишением лицензии. Кроме этого, мы планируем проводить оздоровительные флешмобы и читать лекции на тему здорового образа жизни для школьников с 6-го по 11-й класс. Я считаю, что из уст сверстников постулаты о вреде никотина и алкоголя будут иметь большее воздействие, нежели от взрослых людей, учителей. В нашем городе очень многие школьники курят, употребляют спиртное и считают это престижным. А я считаю, это, наоборот, от какого-то недоразвития. Сам не пью и не курю, и для меня важно, чтобы мое поколение было здоровым.
 
Анна Кошуркина, 10-й класс, победитель “Школы городских компетенций” прошлого сезона:
– Наш проект называется “Книжная реанимация”. Мы восстанавливаем книги из школьных библиотек. И на сегодня отреставрировали уже более 80 книг и учебников в школе №21. Впереди работа в библиотеках лицея №3 и физико-математического лицея. Наш проект очень важен, потому что не все книги и учебники можно заменить. И очень неприятно, когда книга изрисована, разваливается, в ней вырваны страницы. Мы восстанавливаем их насколько можем. Наш проект экологический и направлен на сохранение лесов, потому что чем больше живет книга, тем дольше не нужно выпускать новую и тратить на нее бумагу. Идея зародилась в “Полевой академии” в Крыму, куда нашей команде удалось попасть как победителям “Школы городских компетенций”. У нас в команде была девочка, которая очень любила читать, она и придумала этот  проект, а мы все ее поддержали, потому что поняли, что проблема существует и каждый с ней сталкивается во время обучения в школе.  В проекте задействованы также школьники младших классов, они помогают нам с большим удовольствием. Им нравится общаться со старшеклассниками и помогать школе.
 
София Мазманян, 8-й класс:
– За эти три дня я узнала много нового про социальное проектирование. Для меня это нужные знания, так как в дальнейшем я бы хотела получить специальность, связанную с социально-культурной сферой. У нас уже родился проект “Заполярная тропа”, который направлен на уборку окружающей среды. Мы начнем его в следующем году с уборки территории Красных Камней. В нашей команде много ребят, занимающихся туризмом, и я лично, когда бываю в тундре, вижу, как много там мусора, который отдыхающие не убирают за собой. Нам хотелось бы, чтобы люди, посмотрев на нас, стали бережнее относиться к природе и не загаживали тундру. Проект планируется растянуть на несколько лет. Если, конечно, проблема мусора не станет неактуальной. Для реализации проекта у нас есть наша команда, хорошее настроение и добровольцы-единомышленники. А так как я состою в волонтерском объединении “Спектр”, то знаю, что найти помощников в этом деле не составит большого труда. Сегодня мы также поняли, что не продумали вопрос с транспортировкой мусора, но мы будем его решать, у нас для этого еще достаточно времени.
 
Кирилл Горнаков, 10-й класс:
– За время участия в “Школе городских компетенций” получил новые знания в области социального проектирования и приобрел новых друзей и знакомых. Я собираюсь поступать в Норильский индустриальный институт на кафедру электротехники и электроэнергетики. Казалось бы, это никак не связано с социальным проектированием, но знания о том, как составлять и продвигать проекты, необходимы сегодня каждому. Потому что все, что мы делаем, является проектом. То же поступление в вуз – проект. И потом, уже работая, придется ежедневно что-то проектировать, и хотелось бы делать это грамотно, по всем правилам. За те три дня, что я провел в “Школе городских компетенций”, у нашей команды родился проект “Солнечный свет”, направленный на поднятие городских настроений. Такой проект очень необходим на нашей территории, потому что полярная ночь, зима, холод не способствуют повышению оптимизма. Люди на улицах грустные. А хотелось бы больше улыбок, теплого общения. И мы надеемся, что с помощью различных акций нам удастся вызвать улыбки у горожан и поднять им настроение.
 
Рамиль Агамамедов, 10-й класс:
– Раньше я не интересовался социальным проектированием, но в своем классе всегда был активистом. И, приняв участие в “Школе городских компетенций”, понял, что создавать проекты – это умение, которое каждому пригодится в жизни. Утвердился во мнении, что лучше всего работать в команде, потому что у каждого своя сильная сторона. Кто-то может рисовать, кто-то – конструировать, кто-то любит экономические подсчеты, а кто-то, как я, коммуникабелен и готов выступать на публику. Я приобрел здесь новых друзей. И в процессе работы у нас родился проект “Подари улыбку детям”. Мы хотим собрать группу волонтеров, чтобы помогать детям, которые лежат в больнице: подарить им общение, какие-то подарки и вызвать на их лицах улыбки. Как говорят, смех – это лучший лекарь. Я знаю, что многие молодые люди также хотели бы помочь этим детишкам, поэтому мы с радостью примем в свои ряды всех добровольцев. К тому же нам нужны творческие люди, потому что мы хотели бы делать подарки своими руками. В них будет вложена частичка души каждого участника.
Александр Прутченков, доктор педагогических наук, профессор, рассказывает норильчанам, как достичь успеха
Евгений Тищенко
Анна Кошуркина
София Мазманян
Кирилл Горнаков
Рамиль Агамамедов
0

Читайте также в этом номере:

Надежность выросла вдвое (Денис КОЖЕВНИКОВ)
В мире нет такой печи (Лариса ФЕДИШИНА)
Без права на ошибку (Лариса СТЕЦЕВИЧ)
Надежный Иван (Елена ПОПОВА)
НеМАЛАЯ травма (Марина БУШУЕВА)
Как личная ценность (Лариса СТЕЦЕВИЧ)
Деньги любят счет (Марина БУШУЕВА)
Должников лишают прав (Лариса СТЕЦЕВИЧ)
Времена не выбирают (Валентина ВАЧАЕВА)
Даже слухи ходили позитивные (Аркадий ВИНИЦКИЙ, норильчанин 1970–1990-х годов, заслуженный строитель РСФСР)
Елка с улыбкой (Лариса ФЕДИШИНА)
Положи батарейку на место (Лариса ФЕДИШИНА)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск