Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
В четвертом поколении Далее
Бесконечная красота Поморья Далее
Экстрим по душе Далее
С мечом в руках Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Коммунальные платежи идут по назначению
ОБЩЕСТВЕННЫЙ ИНТЕРЕС
1 декабря 2016 года, 14:42
Текст: Лариса ЛИПСКАЯ
Два года назад в Норильске начали формировать новую систему оплаты услуг ЖКХ. Для этого с 1 января 2015 года начал работать расчетно-кассовый центр (РКЦ), благодаря которому платежи населения стали напрямую попадать поставщикам энергоресурсов и коммунальных услуг. Параллельно рынок покидали недобросовестные управляющие компании. О каких результатах можно говорить сегодня, изучил “Заполярный вестник”. Экспертом в этом вопросе выступил заместитель генерального директора НТЭК по правовым вопросам и сбыту Василий ШЕФЕР.
Инициатором создания РКЦ выступила Норильско-Таймырская энергетическая компания (НТЭК) – поставщик энергоресурсов в жилой сектор Норильска и на производственные предприятия. Причиной такой инициативы стала назревшая проблема с хроническими неплатежами коммунальщиков перед энергетиками: к началу 2014 года совокупный долг перед ними превысил три миллиарда рублей и продолжал расти. Сумма очень большая, сопоставимая со стоимостью масштабной программы подготовки к отопительному сезону. Быстрые темпы прироста задолженности стали причиной банкротства ряда крупных управляющих компаний, что могло повлечь за собой угрозу для жизнеобеспечения города. Чтобы остановить дальнейшее ухудшение ситуации и предотвратить негативные последствия, было принято решение начать формирование единой системы оплаты услуг ЖКХ.
Основная задача расчетно-кассовых центров, отмечает Василий Шефер, – добиться прозрачности в движении денежных средств населения на счета тех организаций, которые обеспечивают оказание соответствующих услуг, чтобы деньги за тепло, свет и воду шли сразу к энергетикам, а деньги за жилищную услугу (уборка мусора, снега и текущий ремонт) – в управляющие компании. В результате должны быть исключены возможности для злоупотреблений со стороны недобросовестных управляющих компаний, а значит, появится возможность исключить искусственное накопление долгов и банкротство с их стороны. Если говорить об эффекте инициативы в среднесрочной перспективе, то создание РКЦ вкупе с другими мерами способно в целом повысить эффективность работы коммунальных служб.
Эффект через год
На сегодня договоренность по проекту РКЦ достигнута почти со всеми управляющими компаниями, кроме одной, которая по-прежнему отказывается сделать свою работу прозрачной, отмечает эксперт.
Между тем система РКЦ работает в Норильске почти два года и уже смогла доказать свою эффективность. Если в 2014 году, до начала работы РКЦ, а также по результатам переходного 2015 года уровень оплаты энергоресурсов управляющими компаниями в совокупности едва превышал 90 процентов за год, то с учетом результата работы за девять месяцев текущего года НТЭК планирует достигнуть почти 100-процентного уровня оплаты за год в Норильске.
Стоит отметить, что уровень собираемости жилищно-коммунальных платежей с населения в городе достаточно высок – в среднем по городу 93–98 процентов. Тем не менее оставшиеся 2–7 процентов недополученных управляющими компаниями денег формируют их задолженность перед ресурсоснабжающими организациями. Сейчас причина накопления задолженности УК заключается в основном в том, что некоторые жители вовремя не вносят платежи, ошибочно рассчитывая, что никто не потребует оплаты долга.
Единая система начисления, сбора и внесения платежей через РКЦ позволяет сделать систему расчета за услуги ЖКХ более цивилизованной. Например, при содействии НТЭК удалось ускорить процесс подключения системы РКЦ к “Сбербанк-онлайн”. Теперь держатели пластиковых карт Сбербанка могут оплачивать услуги ЖКХ, не выходя из дому. Многие жители Норильска уже успели оценить удобство такой формы оплаты.
Кто не может, тот уходит
Единый расчетно-кассовый центр выгоден и городу, и его жителям, и поставщикам энергоресурсов, отмечает Василий Шефер:
– На сегодня управляющие компании должны нам уже 3 млрд 900 млн рублей, однако благодаря созданию РКЦ темпы роста задолженности существенно снизились. Если раньше она прирастала по 400–500 млн рублей в год, то ожидаемый темп прироста в 2016 году – не более 100 млн рублей.
НТЭК, придерживаясь принципов социально ответственной компании, вопреки такой финансовой недостаче все требуемые ремонтные работы энергосистемы проводит в необходимом объеме, своевременно и качественно, поэтому удается избегать угрозы серьезных аварий. Однако жители города должны понимать: от ответственности каждого зависит качество жизни всего Норильского промрайона.
– Мы добились прозрачности в движении средств на счетах управляющих компаний, – говорит Шефер. – В РКЦ наличные денежные средства инкассируются на специальный счет, с которого могут быть перечислены только поставщикам соответствующих услуг. На этом счете они расщепляются и направляются в тот же день в ресурсоснабжающие организации и управляющие компании.
На сегодня из восьми управляющих компаний только “Северный быт” не имеет долгов ни перед НТЭК, ни перед МУП “КОС”, все остальные – должники, кто больше, кто меньше.
– Ситуация сложная, тем более что и управляющие компании работают по-разному: одни более эффективно справляются с трудностями, другие менее. Но работа “Северного быта” – наглядное подтверждение того, что с любыми трудностями можно и нужно справляться, все зависит от качества управления. Одна из основных проблем у всех управляющих компаний, и не только в Норильске, – неплатежи населения за предоставленные услуги. Как показывает статистика по стране, сбор 100 процентов платежей с населения за предоставляемые услуги встречается очень редко, хорошим считается результат 98–99 процентов, и чтобы оставаться на плаву, УК должна научиться этот недобор каким-то образом компенсировать. Те, кто не может этого сделать, уходят с рынка.
РКЦ же делает платежи граждан прозрачными и исключает искусственное накопление долгов и банкротство управляющих компаний. Что и произошло в Норильске в прошлом году, когда три управляющие компании были объявлены банкротами, объясняет собеседник “ЗВ”.
– В связи с этим хотел бы отметить, что создание единого расчетно-кассового центра – это плюс и для населения, потому что даже при смене управляющей компании деньги за жилищно-коммунальные услуги пойдут в ту организацию, которая в действительности оказывает услуги и вошла в систему РКЦ, заключив с ним договор в отношении сборов платежей жителей определенной территории, – отмечает Василий Шефер.
Еще один важный шаг для нормализации ситуации на рынке ЖКХ: после многолетнего перерыва возобновлена рабочая группа при городской администрации, задача которой – искать эффективные пути ликвидации задолженности управляющих компаний перед поставщиками ресурсов. На еженедельных заседаниях рассматриваются способы оптимизации сбора задолженности и методы борьбы с недобросовестными жильцами.
– Отношение управляющей компании к задолженности перед НТЭК, ее желание или нежелание эффективно работать для погашения долгов служит лакмусовой бумажкой для оценки качества ее работы. Чем выше ответственность УК перед ресурсоснабжающими организациями, тем более ответственна она и по отношению к своим жильцам, – подчеркнул Шефер. – Ну а к тем, кто не может или не хочет сотрудничать, будут применяться более жесткие меры.
0

Читайте также в этом номере:

Первый (Ольга ЛИТВИНЕНКО)
Решили действовать глобально (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Ключи без права передачи (Татьяна РЫЧКОВА)
Геологи ушли на восток (Татьяна РЫЧКОВА)
“Медвежка” будет жить (Татьяна РЫЧКОВА)
Здесь ваш дом (Екатерина БАРКОВА)
Учиться управлять (Лариса ФЕДИШИНА)
Сварить и победить (Лариса МИХАЙЛОВА)
Ресурсы под контролем (Денис КОЖЕВНИКОВ)
Мошенники лезут в карман (Денис КОЖЕВНИКОВ)
Миссия выполнима (Валентина ВАЧАЕВА)
Сколько стоит человек (Валентина ВАЧАЕВА)
Нескучно, географично (Марина БУШУЕВА)
Смеяться, чтобы не плакать (Владислав ШУКШИН)
БРЭНДовая игра (Владислав ШУКШИН)
Браво, камерный! (Валентина ЗАВАРЗИНА)
Победил “Ремонтник” (Анастасия ПАПОНОВА)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск