Из файлов нашей памяти
25 января 2018 года, 14:19 Фото: Николай ЩИПКО Текст: Валентина ВАЧАЕВА
|
Простые на первый взгляд работы Дамира МУРАТОВА не сразу поддаются расшифровке. В этом убедились многочисленные зрители первого в этом году вернисажа в художественной галерее.
На открытии “Антиутопии” Дамир Муратов дал авторский комментарий к каждой своей работе. Слушать его было так же интересно, как и разгадывать изображенное на холстах, бумаге и полиэстере. Водя норильскую публику по выставке, автор рассказал, что живописный холст “Нора”, открывающий экспозицию, про всех нас, прыгающих через зажженный обруч отечественной экономики и бегущих в свои горящие норки. О живописной композиции со спиленными деревьями сообщил, что у деревьев тоже есть память и они скучают по своей кроне. Перетащил в другое состояние… Превратил… – эти глаголы были использованы при характеристике большинства “картинок-текстов” “Антиутопии”. Советам да любовям В Норильск работы прилетели с последней столичной выставки в галерее “11.12” , которая называлась “Искусство привидений”. Художник считает, что в советское время все модернисты работали оформителями на разного рода производствах: – Мы не знаем их имен. Они остались для нас привидениями. Кто нарисовал пачку “Беломора” и придумал дизайн сгущенки? Все знают Айвазовского, Шишкина, а эти ребята тоже старались. Для меня имена из советской полиграфии – процеженный модернизм. И Ван Гог, и Малевич были у нас в полиграфии. Они туда ушли, чтобы никто не стоял над душой, не говорил, что рисовать. Кстати, карнавал свободы мы можем наблюдать и в советской мультипликации, и даже в кино. Недавно пересматривал “Обыкновенное чудо” и подумал, что если бы фильм снимали сегодня, то его точно записали бы в артхаус и демонстрировали только на спецпоказах. У работы “Мой далекий сияющий друг” художник призвал зрителей помнить хорошее: – Мы все оперируем файлом памяти. В моем советском детстве, как и большинства, был такой фосфорный олень (у кого-то орел), свет которого в ночи манил меня куда-то. В качестве фона я использовал пейзаж с коробки папирос. Это тоже память, но более позднего периода. По словам Дамира Муратова, на выставке несколько посвящений его детству, да и любому детству, например, серия “Пионеры-самураи”: – Мы воспитывались на фильмах с Гойко Митичем и “Пиратах ХХ века”, воевали, играли в самураев и индейцев. Для меня живопись – особая форма текста, и на этих холстах я их записал. Заинтересовали публику и разного рода лозунги, отпечатанные и вышитые на полиэстере: “Земле – крестьян, заводам – рабочих!” или “Вся власть советам да любовям”. – Революция совершилась благодаря четким и простым слоганам, – комментирует автор. Народ был полуграмотным, поэтому обещание Советов отдать землю крестьянам сработало. Хорошие были у власти пиар-агенты! Переведя эти слоганы в наше время, я сделал попытку хотя бы чуть-чуть восстановить справедливость. Интересно, что практически все публикации о Муратове в СМИ – это интервью художника. В них он выступает как интерпретатор своего творчества, искусствовед, объясняя, каким образом оказался среди адептов поп-арта. На открытии директор Музея Норильска Наталья Федянина сказала, что в этот день ей завидуют коллеги из других городов. Заполучить мэтра современного искусства с выставкой мечтают многие, но удается это далеко не всем. – Все сложилось почти само собой и почти без денег с нашей стороны. На “Космическом десанте” уже были две работы Дамира. В этот раз – целая выставка. Оживить картинку Идея пригласить Дамира Муратова в Норильск стала следствием темы очередной театральной лаборатории – “Утопия/Антиутопия”. (Отсюда название выставки и подбор работ, которым занимался московский галерист Александр Шаров.) На открытии в Норильске были театральные коллеги художника во главе с главным режиссером Анной Бабановой. После вернисажа Анна Бабанова объявила о грядущей творческой встрече с гостем в театре, а Наталья Федянина пригласила на другой день всех желающих продолжить общение с Дамиром Муратовым в арт-резиденции. В театре речь шла о сценографии Муратова. В Норильск он прилетел из Санкт-Петербурга после премьеры в Большом драматическом театре имени Товстоногова. В спектакле Евгения Ибрагимова по книге главного художника БДТ Эдуарда Кочергина “Завирухи Шишова переулка” он выступил как художник-постановщик, художник по костюмам, а так как спектакль с участием кукол – и художником кукол. – Это история бывшего чекиста, который не находит себе родственную душу среди людей. Его единственный друг – шиш, добрый дух, похожий на домового. Спектакль о прощении, которого заслуживает каждый человек, даже ставший соучастником зла. Не скажу, что я сделал много спектаклей – десяти не наберется. Пока в театральном деле я еще неофит. Для меня это, скорее всего, способ оживить свою картинку. На встречу с Дамиром Муратовым пришли Фемистокл и Ольга Атмадзас, главный художник и художник по костюмам Норильской драмы. Ученик Эдуарда Кочергина Фемистокл Атмадзас, до этого знакомый с Муратовым заочно, сообщил, что он “очень ценный персонаж”: – В таком ключе мало кто работает и мало кто понимает, как можно так высказываться. Он вдохновляет своим творчеством. И все это делается не через морщенье лба, а весело, с задором, с приколом, как сейчас говорят, в хорошем смысле, отражая и время, и социальные проблемы. Но чтобы его понимать, надо быть образованным человеком. Главный художник Норильского Заполярного сообщил, что гость вдохновил их с Ольгой на персональную выставку в Норильске: – Но поскольку мы 365 дней в году работаем над спектаклями, это будут только театральные работы. Искусство – как мама Беседа в театре проходила на фоне экспресс-экспозиции работ Дамира Муратова… из коллекции Анны Бабановой. Художник был сценографом на двух спектаклях режиссера в Омске. Анна Бабанова сообщила, что в планах театра на 2019 год возможна совместная постановка с Дамиром Муратовым. А художник, на “карте желаний” которого до этого времени Норильск не значился, добавил, что хотел бы сделать на этой земле выставку – посвящение непростому городу: – Здесь есть сопротивление материала, а это всегда интересно. Вообще о планах художник говорил неохотно: – Выставка – не самоцель. Приглашают – выставляюсь. В Омске у меня давно не было больших проектов, наверное с 2011 года. Современное искусство требует современных помещений, а у нас нужной мне площадки пока нет. Один из самых оригинальных и ярких представителей современного искусства никогда не выставлял свои работы в родном Тобольске, из которого после школы переехал в Омск. – Возможно, меня там и не знают, но главное, что он у меня есть. Я Сибиряк Сибиряковский. Мои предки жили здесь до Ивана Грозного. Где-то прочитал, что дом – это не то место, где родился, а место, откуда тебе не хочется никуда уезжать. Время от времени я нахожусь “в бегах”, но всегда возвращаюсь домой, в Сибирь. В поездках художник, как правило, работает. Норильск не стал исключением. Гость обещал выложить норильские “картинки” в ФБ. Возможно, получится не одна история. Дамир Муратов считает, что художником надо родиться: – Нет такого, что пошел в художественную школу – и все, деваться некуда, надо становиться художником. В моем случае выбор был сделан лет в 20. Понимаешь, что больше ничего делать не умеешь, и это приносит тебе какой-то доход. Мы, в общем-то, все занимаемся социализацией собственного бреда. У кого-то это получается убедительнее, у кого-то менее убедительно. Не люблю слово “манера”. Когда дышишь, не задумываешься о том, в какой манере ты это делаешь, так и с искусством. Оно лично для меня как мама. Если обидят – пожалеет. Больше всего Дамир Муратов, по его словам, не может терпеть глупость во всех ее проявлениях и все ждет победы здравого смысла хотя бы на своей родине. При этом отдает отчет в том, что есть и всегда будут недовольные и слишком довольные: – Нет идеального социума. Утопия невозможна. Сам же остается верен многолетнему принципу: не властвовать, не подчиняться – и называет себя... нет, не свободным, а вольным художником. Из давнего интервью журналу “Искусство” выяснилось, что увлечение поп-артом станковиста 1967 года рождения, писавшего честные пейзажи, началось в нулевые, после участия в “Арт-Москве”. С тех пор он не изменяет поп-арту. Наверное, потому что не любит “сморщенные лбы”: – Серьезной может быть только смерть, да и то не всегда. Я к миру отношусь как к улыбке Бога и просто транслирую в картинках свои мысли и чувства. Кто-то для этого ставит спектакли, кто-то рисует, и так мы обмениваемся историями. Для меня картинки более убедительный формат, чем текст, вернее, это и есть мои тексты. “Тексты” Дамира Муратова будут экспонироваться в Норильске еще ровно месяц, до 25 февраля. С прибалтийским акцентом Сегодня, 25 января, показом художественного фильма “1944” в Норильской драме продолжится шестая лаборатория современной драматургии “Полярка”. После показа картины, номинированной на “Оскар”, пройдет встреча с режиссером Элмо Нюганеном, одним из признанных деятелей театра и кино Эстонии. О фильме известно, что он был создан в 2015 году и посвящен событиям Второй мировой, когда линия фронта прошла через эстонские семьи. “1944” уже идет более чем в 20 странах и получил две премии на российском “Киношоке”. В этот же день вечером состоится знакомство норильчан с не менее известным, чем Элмо Нюганен, драматургом из Литвы. Мариюс Ивашкявичюс, первым из драматургов получивший “Золотую маску”, на малой сцене прочтет свою пьесу “Малыш”. Эта история связана с депортацией литовцев в Сибирь. Между двумя этими событиями пройдет официальная церемония открытия лаборатории с участием всех гостей “Полярки-2018”. Напомним, что завершит свою работу “Полярка” в воскресенье, 28 января. |
0 | Твитнуть |