Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
Гуд кёрлинг! Далее
Экстрим по душе Далее
С мечом в руках Далее
«Легендарный» матч Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Хорошо для города – выгодно для бизнеса
МИР НОВЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ
25 января 2018 года, 13:51
Фото: Николай ЩИПКО
Текст: Марина БУШУЕВА
В Норильске закончилась вторая сессия курса “Социальное предпринимательство”, организованная компанией “Норникель”.  Участники обучающей сессии уже определились с бизнес-идеями, которые будут защищать на сессии инвестиционной. Работа предстоит непростая, но она того стоит: на реализацию лучших инициатив компания “Норникель” выделит беспроцентный заем.
У начинающих бизнесменов возникает немало трудностей и вопросов. Что такое социальное предпринимательство? Чем оно отличается от традиционного бизнеса? Какие требования бизнес предъявляет его владельцу? Что такое бизнес-идея? И как без особых вложений понять, стоит ли ее разрабатывать?
Участники курса “Социальное предпринимательство” получают не только ответы на интересующие их вопросы, но и пошаговую инструкцию по открытию собственного дела от опытных наставников и бизнес-тренера проекта, учредителя и консультанта компании Вusiness&Вusiness Алексея МОЛЧАНОВА.
– Алексей, так что же такое социальное предпринимательство?
– Мы в компании определяем его как коммерческую деятельность, направленную на решение актуальных для территории проблем, которые либо совсем не решаются, либо решаются недостаточно качественно. Я в Норильск приезжаю лет 15 и могу отметить, что ситуация реально меняется. Предпринимателей становится больше. В том числе социальных, даже если они себя так не называют.
– Тогда какая необходимость в программе, которая, кажется, только набирает обороты?
– Проект проводится в Норильске четвертый год подряд. За это время на территории появилось несколько социальных бизнесов. Развивается молочная кухня “Здоровый ребенок”, получившая беспроцентный заем. И пусть все непросто в этом бизнесе, но им можно гордиться, потому что в Норильске молочной кухни не было. Сегодня она работает и может закрывать потребность в детском питании на очень хорошем и качественном уровне. Появились в городе развивающие центры “Старт”, “Секреты детства” и “Чудо-дети”. И мне радостно от того, что эти проекты уже прошли точку убыточности и сегодня не выживают, а живут, хотя в Норильске еще ни один проект не вернул заем “Норникеля” полностью. В Мурманске такие бизнесы уже есть, и их становится все больше и больше.
– Кто приходит на курсы социального предпринимательства?
– Это действующие предприниматели, те, кто собирается открыть свое дело, и те, кто лишь примеряет на себя роль бизнесмена. Процентов 30 слушателей – “второгодники”, они приходили к нам в прошлом и позапрошлом году. Много таких, у кого уже есть бизнес, но они хотели бы его усовершенствовать. Если говорить о тенденциях, отмечу, что в этом году на курсах много спортсменов и в Норильске, и в Мурманской области. И что ежегодно много предлагают проектов, связанных с детьми. У нас почему-то думают, что если социальное, то это точно про детей. Хотя совершенно не обязательно.
– Какие бизнес-идеи, на ваш взгляд, в Норильске не пройдут?
– Я всегда говорю: прежде чем открывать свое дело, надо изучить потребности территории. То, что хорошо в Екатеринбурге, может быть невостребованным в Красноярске, тем более в Норильске. Это закрытый город, что сказывается на менталитете, психологии людей, особенностях создания проекта. С большой долей вероятности могу сказать, что нет смысла запускать здесь проекты, связанные с лакшери-услугами (сегмент рынка товаров роскоши и услуг класса люкс-премиум. – Авт.) И я бы не советовал организовывать парикмахерскую для собак. Конечно, домашних любимцев и в Норильске стригут и готовят к выставкам, но это достаточно узкая ниша, и вряд ли она требует расширения. Делать какие-то мега-развлекательные предложения я бы тоже не стал. Норильчане копят деньги, а тратят их на материке, и эту тенденцию вряд ли можно изменить.
– Что для вас результат? Количество защищенных проектов?
– Для нас не так важно, сколько проектов защищается, важнее, сколько реализуется и стабильно работает. Если бизнес развивается, люди готовы платить за продукт, значит, мы точно попали в потребность территории. Но тут есть еще один момент. Не факт, что люди с традиционным подходом в бизнесе занялись бы теми вопросами, которые пытаются решить ребята, что приходят на курсы социального предпринимательства. Они думают не только о прибыли, но и о том, какую пользу городу могут принести. И для нас очень важно этим ребятам помочь. Ведь главная цель проекта – получить сообщество людей, которые будут не просто заниматься коммерческой деятельностью, а коммерческой деятельностью, ориентированной на людей.
– Какой ваш любимый проект в Норильске?
– Когда долгое время работаешь с каждым из них, то ко всем относишься трепетно. Каждый дорог, за каждого переживаешь. Очень мне нравится ателье “Лайм”, которое к тому же стало местом сбора социальных предпринимателей города. Виктория Артеменко объединяет эту разношерстную компанию. Евгения Гарнага, возглавляющая центр “Чудо-дети” – это тот моторчик, который не дает всем тихо сидеть. Оксана Калуцкая, учредитель центра “Секреты детства”, делится своим способом преодолевать сложности, которые неизбежно возникают у каждого предпринимателя, и находить в каждой ситуации позитивные моменты.
– Как, на ваш взгляд, меняется образ заполярного предпринимателя?
– Он стал более технологичным, более расчетливым, в хорошем смысле этого слова. Если раньше многие решения принимались на основе эмоций, то сегодня ребята проводят маркетинговые исследования, они стали более образованными в сфере предпринимательства. А самое главное, они начали друг друга поддерживать. И это дорогого стоит. У нас действует клуб социальных предпринимателей, где они периодически встречаются. Клуб – это своего рода акселератор существующих бизнес-проектов, то, что позволяет расти в близкой для тебя среде и развиваться более эффективно.
 
Говорят слушатели курса “Социальное предпринимательство”
 
Вторая жизнь мусора
Темирлан ЮСУПОВ:

– Всем известно, что Норильск не самый чистый город. К большому сожалению, не только за счет вредных производственных выбросов, но и за счет мусора, который складируется вблизи города. Я хотел бы сделать Норильск чище. И рассматриваю возможность не только утилизации мусора, но и его переработки. Из всевозможных видов отходов можно изготовлять разную продукцию, полезную горожанам.
 
Плавать с рождения
Василий САВОСТИН:

– В школу социального предпринимательства я пришел получить новые знания для ведения бизнес-проектов. Являюсь действующим предпринимателем. Пришлось им стать, чтобы закрыть в первую очередь свои потребности. Как отец двоих детей, я столкнулся с проблемой отсутствия в городе бассейнов для грудничков. Решил открыть свой. Идея оказалась востребованной. Сейчас в планах открыть подобные центры в Талнахе и Кайеркане и повысить качество предоставляемых услуг. Надеюсь получить беспроцентный заем от “Норникеля”. Кроме того, большим плюсом курсов является возможность познакомиться и подружиться с другими социальными предпринимателями нашего города.
 
Сантехника и собаки
Юлия АЛЕКСАНДРОВА:

– Второй год хожу на эти курсы. Мне очень нравится, как Алексей Молчанов преподносит информацию: легко, с юмором. Моя основная цель – найти единомышленников, предпринимателей с позитивным мышлением, с которыми можно вместе развиваться, улучшать качество жизни в городе. У меня уже есть свой бизнес, я продаю сантехнику. И есть идея открыть в Норильске приют для животных. В этом году я не буду выдвигать ее на получение займа, а в следующем – вполне возможно.
 
Комфортный бокс
Владислав ВАСИЛЬЕВ:

– Я тренер по боксу. В какой-то момент появилось желание расширить свою деятельность. Открыл спортзал, где занимаюсь с ребятами 9–17 лет, кроме того, тренирую взрослых непрофессионалов. Как оказалось, многие люди уже в сознательном возрасте хотят заняться боксом, кто-то занимался в детстве и не хотел бы терять форму. Раньше такой возможности у норильчан не было. В нашем зале также проходят тренировки по фитнесу, и мы единственные, кто предоставляет подобные услуги в Оганере. Но зал нам достался без ремонта, своими силами делаем то, что можем. Хочется получить грант, чтобы и ребята, и взрослые могли тренироваться максимально комфортно.
 
От детского центра к рекламе
Роман ЖИВЕНКОВ, наставник проекта, город Заполярный:

– У меня был проект открытия центра поддержки семьи, где планировал разноплановое сопровождение родителей – от беременности мамы до достижения ребенком школьного возраста. Я этот проект защитил, “Норникель” был готов его поддержать финансами. Но, просчитав все риски, я отказался. Дело в том, что детские центры даже в крупных городах выходят на точку безубыточности на третий год, что уж говорить про Заполярный. А срок отдачи беспроцентного займа – два года. Центр мы не открыли, но благодаря предпринимательским курсам я нашел единомышленников. И мы вместе открыли рекламное агентство. С удовольствием поделюсь своим опытом с норильчанами.
0

Читайте также в этом номере:

Полетим как привыкли (Лариса ФЕДИШИНА)
Сложная наука быть собой (Ольга ЛИТВИНЕНКО)
Это ее место (Лариса ФЕДИШИНА)
Когда инженер танцует (Мария СОКОЛОВА)
33-й на подходе (Татьяна РЫЧКОВА)
Старое на новое (Анна ФИНН)
Свято место (Татьяна РЫЧКОВА)
Знания плюс фантазия (Мария СОКОЛОВА)
В школе аншлаг (Лариса ФЕДИШИНА)
Нужна только победа (Анна САРАФАНОВА)
На своих двух (Анна САРАФАНОВА)
Из файлов нашей памяти (Валентина ВАЧАЕВА)
Спасатели (Анна САРАФАНОВА)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск