Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
С мечом в руках Далее
Бесконечная красота Поморья Далее
Гуд кёрлинг! Далее
Экстрим по душе Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
И льды растаяли
ЧИТАЕМ СЕВЕР
28 июня 2018 года, 15:45
Фото: Фотографии из Ленинградского областного государственного архива в Выборге.
Текст: Юлия МОШНИК, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Выборгского объединенного музея-заповедника
Отражению северной темы в живописи и биографиях художников посвящены залы  выставки “Помни о Севере…”, которая открылась в Выборгском музее-заповеднике как часть межмузейного проекта компании “Норникель”  “Освоение Севера. Тысяча лет успеха”. Главный экспонат – картина Николая Константиновича Рериха “Выборгская крепость” из собрания Государственного музея изобразительных искусств им. Пушкина  (Москва), написанная предположительно в 1919 году, когда художник с семьей жил в Выборге.
Очарование русской Финляндии и Карелии многие десятилетия оставалось неподвластно кисти художника. На живописных полотнах и графических листах начала – середины XIX века “гранитный край” предстает бледным отражением стран полуденных, привычных глазу мастеров академической школы. Сдвиг в восприятии северного пейзажа наступает лишь в конце столетия, и дается он непросто. Это изменение связано было с поиском “эпической древности”, увлекшим многих русских художников рубежа XIX–ХХ вв. Поиск древнего мира, не искаженного цивилизацией, чистого в своей первозданности и простоте, вел на Север.
Среди имен многих русских художников, отдавших дань “моде на Север”, имя Николая Константиновича Рериха стоит особняком. Увлечение историей варяжской Руси и серьезные познания в археологии (а Рерих сам проводил раскопки, много публиковался в научных археологических сборниках, консультировал при обследовании курганов Петербургской губернии) закономерно обратили пристальное внимание художника на Скандинавский Север. Стремление понять “душу Севера” у Рериха настолько сильно, что именно на нем на долгие годы будут сконцентрированы все его творческие силы. С этой темой в наследии Рериха связано около двухсот картин и этюдов, повесть “Пламя”, стихи, пьесы, статьи. Здесь формировались творческая личность Рериха и его мировоззрение. Неудивительно, что друживший с Рерихом Леонид Андреев назовет художника “поэтом Севера”. По словам Андреева, Рерих – “единственный певец и толкователь его мистически-таинственной души, глубокой и мудрой, как его черные скалы, созерцательной и нежной, как бледная зелень северной весны, бессонной и светлой, как его белые и мерцающие ночи”.
Знакомство Рериха с Севером произошло еще в 1899 году. Вероятно, уже тогда художник почувствовал целительную силу холодной природы. Скандинавский Север, по мнению Рериха, оказал сильнейшее влияние на русскую культуру. В одной из своих статей он замечает: “Везде скандинавы оставили после себя одни из лучших и здоровых влияний. Драгоценное качество – чувство собственного достоинства – проникало в государственность народов вслед за северянами”.
Вернувшись из поездки в Карелию, Рерих создает такие значимые в контексте всего его творчества полотна, как “Заморские гости” и “Зловещие”. О первом из них критик Юлиус Венцель Хагельстам писал: “Искусство Рериха лучше всего себя чувствует в сумрачном мире саги. Его произведениям присущи богатая фантазия и поэзия...”
Замеченное критиком родство живописи и саги не случайно. Рерих смотрит на северную природу не только как художник, но и как историк, и как поэт. Он настолько захвачен образами исландских саг, что, оказавшись вблизи границ Скандинавии, сам пишет сказку “Гримр-викинг”. В свою очередь, сказочным светом наполняются его живописные работы. В одном из отзывов на картины Рериха встречаем: “Вот этюды Финляндии; но не мертвые этюды усидчивого импрессионизма, а целый цикл страшных сказок, до такой степени каждый этюд проникнут духом земли и ее прошлого”.
В 1916 году Рерих приезжает с семьей в Северное Приладожье и остается в этих местах на два с лишним года. Переезд в Карелию был связан с тяжелой легочной болезнью, настолько серьезной, что художник позаботился о том, чтобы составить завещание. Жизнь в Сортавала и на острове Тулолансаари, среди сосновых лесов, благоприятно сказалась на здоровье Рериха и дала ему творческие силы. Художник много работает: создает серии картин “Карелия” и “Героика”, пишет стихи и прозу.
Самыми плодотворными стали месяцы жизни на Тулолансаари – острове на Ладожском озере. По воспоминаниям младшего сына художника, Святослава: “… на Тулола дом стоял на возвышении на северо-восточной стороне острова, недалеко от пристани… На северной стороне острова были известные каменоломни и оттуда везли гранит для памятников Петербурга…” Упомянутые Святославом Рерихом каменоломни – это карьер, где добывался знаменитый голубовато-серый сердобольский гранит, из которого выполнены Александром Теребеневым фигуры атлантов для портика Нового Эрмитажа. (На выставке “Помни о Севере” в Выборгском замке посвященный камню раздел – один из центральных).
Здесь, на Тулолансаари, были написаны Рерихом картины “Всадник заката”, “Всадник утра”, “Всадник ночи”, “Зов”, “Колдун”, “Могила великана”, “Остров Тулолансаари” и другие, а также повесть “Пламя” в форме письма другу. Автор письма, в силу обстоятельств, осознает, что его искусство не понято людьми, разочаровывается, испытывает ярость и боль и ...исцеляется Севером. Вот строки из письма: “…если кто-нибудь тебе скажет, что Север мрачен и беден, то знай, что он Севера не знает. Ту радость и бодрость, и силу, какую дает Север, вряд ли можно найти в других местах. Но подойди к Северу без предубеждений. Где найдешь такую синеву далей? Такое серебро вод? Такую звонкую медь полуночных восходов? Такое чудо северных сияний?”
Картины Николая Рериха 1916–1919 годов демонстрировались в Стокгольме и Гельсингфорсе (Хельсинки), удивляя и восхищая посетителей выставок цветовыми решениями и фантастическими образами. К этому времени творчество Рериха было уже хорошо известно в северных странах. После выставки современного русского искусства в Мальмё (1915) Рерих, удостоенный высшей награды Швеции – ордена Полярной звезды, стал в Скандинавии самым известным русским художником. Еще более громким был успех в Финляндии. “Финские льды растаяли перед искусством нашего художника академика Рериха”, – сообщала русская газета.
В октябре 1918 года Рерихи переезжают в Выборг. Здесь они проживут полгода, оформляя документы на выезд с территории распавшейся Российской империи. Эти документы (паспорт, разрешение на выезд за границу, фотографии членов семьи), сохранившиеся в Ленинградском областном государственном архиве, также могут увидеть посетители выставки “Помни о Севере”.
Николай Константинович много работает, готовит большую персональную выставку в салоне Стринберга в Гельсингфорсе. Именно для этой выставки, открывшейся весной 1919 года, Леонид Андреев пишет статью “Держава Рериха”. По словам писателя, Николай Рерих создал радостный образ финского Севера: “Это не тот мрачный Север художников-реалистов, где конец свету и жизни, где Смерть воздвигла свой ледяной, сверкающий трон и жадно смотрит на жаркую землю белесыми глазами – здесь начало жизни и света, здесь колыбель мудрости и священных слов о Боге и человеке, об их вечной любви и вечной борьбе”.
Слова самого Рериха о роли Севера в его творчестве еще точнее: “Пусть наш Север кажется беднее других земель. Пусть закрылся его древний лик. Пусть люди о нем знают мало истинного. Сказка Севера глубока и пленительна...” Выставка “Помни о Севере” – об этой сказке…
 
ЦИТАТА
Николай Рерих: “Ту радость и бодрость, и силу, какую дает Север, вряд ли можно найти в других местах. Но подойди к Северу без предубеждений. Где найдешь такую синеву далей? Такое серебро вод? Такую звонкую медь полуночных восходов? Такое чудо северных сияний?”
Удостоверение, дающее право на выезд Н.К. Рериха с семьей за границу. Апрель 1919 г., Выборг
0

Читайте также в этом номере:

В реках есть жизнь (Татьяна РЫЧКОВА)
Маркшейдеры видят породу (Лариса СТЕЦЕВИЧ)
Ось производства (Татьяна РЫЧКОВА)
Интерес в деньгах (Лариса СТЕЦЕВИЧ)
Визбор споет джаз (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
В казну идет доход (Лариса ФЕДИШИНА)
Система Макаренко (Анна САРАФАНОВА)
Снежинка к лету (Виктор ЦАРЕВ)
Мост к успеху (Виктор ЦАРЕВ)
Работа ищет желающих (Ольга ЛИТВИНЕНКО)
Нашли безопасный ответ (Лариса МИХАЙЛОВА)
Поможем встать на ноги (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Будет чисто (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Хараелах без мусора (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск