Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
Бесконечная красота Поморья Далее
В четвертом поколении Далее
Экстрим по душе Далее
С мечом в руках Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Ось производства
МАСТЕРСТВО
28 июня 2018 года, 15:04
Фото: Владислав ШУКШИН
Текст: Татьяна РЫЧКОВА
Представители этой профессии сравнивают свой труд с работой художников. Так же, как гончары, они могут придать любую форму детали, имеющей ось вращения, только нагрузки и ответственность у них серьезнее.  Конкурс профессионального мастерства на звание лучшего токаря “Норильскникельремонта” выявил самых опытных в своем деле.
Есть такая профессия
“Вестник” вновь на  участке изготовления запасных частей производственного объединения “Норильсктрансремонт”, где проходит конкурс. По сути это мини-завод, где могут выточить любой болт или сложную деталь, нужные подразделениям “Норникеля”.  
В их власти сделать из металла предмет самой причудливой  конфигурации, главное – чтобы имелась ось вращения. При желании они могли бы придать куску металла, например, вид подсвечника несимметричной формы или изготовить кухонную скалку – в эпоху перестройки с ее нехваткой товаров народного потребления, а также на заре истории города в цехах Норильского комбината изготавливали и такие нужные для хозяйства предметы. Сегодня приложение сил – чисто для производства.
Сорок станков, рассчитанных на самые разнообразные заказы, без дела не стоят ни минуты. “Норильсктрансремонт” обслуживает различную технику, в том числе карьерную: автогрейдеры, фронтальные погрузчики, бульдозеры, карьерные самосвалы.  Все это востребовано круглосуточно, поэтому время от времени ломается и нуждается в “лечении”.
О важности работы токаря рассказывает  председатель конкурсной комиссии главный инженер по ремонту карьерной техники ПО “Норильсктрансремонт” Ильшат Идиятшин:
– Направление карьерной техники у нас в объединении состоит из шести участков, на каждом есть свой токарь, мы не  зависим от механического завода. Если техника встала, токарь тут же выточил деталь – и машина оперативно выходит на линию. Участок запасных частей направлен на массовое изготовление деталей.
Работа у них очень ответственная, потому что  на машинах, которые они ремонтируют, ездят люди, и подчас в очень сложных условиях.
Теория и практика
Задание на нынешнем конкурсе практически такое же, как на прошлогоднем. Только размеры у вытачиваемой детали чуть-чуть другие. Из поковки – металлической заготовки цилиндрической формы желто-ржавого цвета – каждому из участников предстоит сделать фигурный палец рулевого управления. Эта трехступенчатая блестящая деталь с резьбой на третьей ступени – стандартная для универсальной дорожной машины “Кировец”. Она соединяет два гидроцилиндра и кронштейн цилиндра.
В прошлый раз участники соревнований посвятили журналистов в  главную сложность задания. Объяснили, что такое  “посадка подшипника”, отверстие которого должно прийтись точно впору валу или корпусу агрегата. Поэтому размеры пальца управления до сотой доли миллиметра должны соответствовать размерам, указанным на чертеже.
Вот почему рядом с каждым рабочим местом разложены  инструменты: микрометр, штангенциркуль (им снимают размеры до 0,05 мм) и колумбик (для еще меньших деталей). Поймать пресловутую посадку подшипника непросто еще и потому, что каждый станок своеобразен.
–У  каждого из наших станков свои нюансы: на одном лучше делать резьбу, другой больше подходит для черновой обдирки, на третьем изготавливаем длинномерные детали. Душа механизма – токарь, – пояснил “Вестнику” один из работников подразделения, в котором проходит конкурс.  
Для участников со стороны, не знакомых с характерами станков, это дополнительное препятствие на пути к призовым местам.
Кроме практических навыков конкурсанты показали свои познания в теории, поставили нужные галочки в тестовом задании. Признанный лучшим в теории на прошлогоднем конкурсе Виктор Бондарев и сегодня участвует в соревновании. Спрашиваем у Виктора, как ему тогда удалось правильно ответить на максимальное количество вопросов.
–  Многие вопросы касаются 5–6-го разрядов.  Изучал перед конкурсом книжку “Основы токарного дела”.  Не зная основ, на успех не рассчитывай.  
По-видимому, на этот раз умные книжки перед конкурсом штудировал Вадим Санкин из  специализированного шахторемонтного управления. Он и был признан лучшим в теории.
Победителем же конкурса в целом стал Рустам Халилов (ПО “Норильскремонт”), 2-е – у абсолютного победителя прошлых соревнований Валерия Терехова (РМСТ “Норильскэнергоремонт”), 3-е место занял Борис Дмитриев (ремонтно-строительный трест).
Конкурсанты
Многие участники соревнований в профессии по 20–30 лет, а у Виктора Бондарева три с половиной года трудового стажа. Из них полгода – на механическом заводе, остальные – в объединении  “Норильскремонт”. Ему 23, после окончания Норильского техникума промышленных технологий и сервиса он успел послужить в армии. Говорит, что рад этому обстоятельству:  военная служба приучает к дисциплине. Теперь на гражданке он собирает насосы, шкивы, изготавливает запчасти.  
– Мне нравится, – говорит Виктор. – Профессия токаря сродни труду художника: он может придать заготовке любую форму.  
Виктор подумывает об институте, а пока сдал экзамены на 5-й разряд.
Валерий Терехов из “Норильскэнергоремонта”, напротив, токарь с огромным опытом. На прошлогоднем конкурсе занял 1-е место. Сколько раз участвовал в соревнованиях по  профмастерству,  и не упомнит. Этих конкурсов за 38 лет было множество. Чтобы делать хорошо валы, а не просто гайки с болтами, потребуется пять лет, говорит он.  Хороший токарь и голову должен иметь на плечах, уметь читать чертежи.
Валерий Эдуардович трудился и на материке, и на механическом заводе на разных станках. Говорит, что итоги конкурса во многом зависят от этих самых станков: “Встал я за незнакомую машину – сразу и не поймешь, какие у нее особенности”.
В  “Норильсктрансремонте”, как давно заметил “ЗВ”, умеют находить людей, быстрых на подъем. Вакантные места представителей дефицитных профессий здесь быстро заполняют специалистами высокой квалификации. Один из таких профи – участник конкурса  Анатолий Русских, три года назад приехавший из Перми.
В профессии он 13 лет, имеет 5-й разряд. Согласен, что труд токаря и художника похожи. В Норильске Анатолий оказался не потому, что в Перми нет работы. Просто захотелось поменять что-то в жизни. И очень кстати нашелся друг, уже перебравшийся в наш город. Он, приехав в отпуск, рассказал, что не так страшен Север, как его малюют.
В Норильске Анатолий приятно удивился тому обстоятельству, что предприятие берет на себя обязательство в течение трех лет оплачивать аренду жилья таким нужным “Норникелю” специалистам, как он.  
В сравнении с Пермью, на Севере Анатолию не хватает деревьев и воздух кажется “невкусным”. Начинал он свою работу в цехе  “Норильсктрансремонта” в Старом городе еще до закрытия никелевого завода, и теперь может сравнить: да, воздух стал чище. Легче стало дышать. Да и многие норильчане, кто давно живет в городе, говорят то же самое.
К характеру станка нужно приноровиться
Знаешь основы дела – тогда и к успеху придешь
Почти все конкурсанты – профессионалы с большим опытом
0

Читайте также в этом номере:

В реках есть жизнь (Татьяна РЫЧКОВА)
Маркшейдеры видят породу (Лариса СТЕЦЕВИЧ)
Интерес в деньгах (Лариса СТЕЦЕВИЧ)
Визбор споет джаз (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
В казну идет доход (Лариса ФЕДИШИНА)
Система Макаренко (Анна САРАФАНОВА)
Снежинка к лету (Виктор ЦАРЕВ)
Мост к успеху (Виктор ЦАРЕВ)
Работа ищет желающих (Ольга ЛИТВИНЕНКО)
Нашли безопасный ответ (Лариса МИХАЙЛОВА)
И льды растаяли (Юлия МОШНИК, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Выборгского объединенного музея-заповедника)
Поможем встать на ноги (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Будет чисто (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Хараелах без мусора (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск