Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
Бесконечная красота Поморья Далее
«Легендарный» матч Далее
С мечом в руках Далее
Экстрим по душе Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
И физика, и лирика
ПЛАНЕТА НОРИЛЬЧАН
7 июня 2018 года, 15:11
Фото: Из личного архива и открытых интернет-источников
Текст: Анна САРАФАНОВА
Всегда приятно вдруг найти на просторах социальных сетей человека, с которым был знаком. А уж если это знакомство родом из детства, то приятно вдвойне. Дети родительских друзей – особая категория знакомых. Так и в моем советском детстве в Норильске были мамина подруга тетя Клава и ее дочь Оля. Мы часто проводили время вместе. С тех пор многое изменилось, да и Оля теперь живет в Германии.
Ольга Дятлова родилась в Норильске, первые шесть классов училась в гимназии №4. Училась, как она сама вспоминает, не очень. Но никто и не догадывался, что причина ее отметок – плохое зрение. Из-за этого неправильно выполняла задания на уроках, потому что с ошибками списывала их с классной доски. А признаться стеснялась. Именно в “четверке” она впервые увидела компьютерный класс, на уроках информатики была одной из лучших, доска здесь не требовалась, и скромной девочке не нужно было оправдываться за неправильно сделанный пример.
Мама Ольги, Клавдия Николаевна, работала в Норильском индустриальном институте преподавателем на кафедре физики. Своих детей она, очевидно, хотела видеть не в тех профессиях, что можно было получить в нашем городе. Поэтому на семейном совете было решено перебраться в пригород Санкт-Петербурга. Здесь Оля успела сменить не одну школу, а затем поступила на факультет физики Санкт-Петербургского государственного университета и закрепилась за кафедрой “Физика твердого тела”.
Германия близко
В то время как Ольга училась в вузе, туда по обмену приехала группа студентов из Германии. Один из них и подсказал теперь уже петербурженке, как попасть в летнюю научную школу в пригороде Мюнхена. Проживание и обучение было за счет принимающей стороны. Ольга совету последовала и уже через год переехала на время учебы в Германию. Здесь вместе со своими друзьями – немецкими студентами она практиковалась в программировании. А однажды абсолютно случайно, согласившись на уговоры товарищей, отправилась вместе с ними тайком в лабораторию вуза.
– У ребят был ключ – даже не знаю откуда, и поздно вечером мы отправились в святая святых, – вспоминает Ольга свое впечатление от “экскурсии”. – Меня тогда поразило почти космическое оборудование, которое я увидела. Я захотела работать именно там.
Вскоре обучение в летней школе подошло к концу, Ольга уехала в Россию, но навязчивая мысль вернуться работать в Германию ее уже не оставляла.
Это судьба!
Вернувшись домой, девушка стала искать возможность вновь отправиться в Германию. Весной 2007 года она нашла профессора в техническом университете Дортмунда, который занимался исследованиями в той же области, что и она. Направила запрос, заручилась поддержкой заведующего ее кафедрой и через три месяца отправилась за границу.
– Мое обучение в Питере подходило к концу, – вспоминает Ольга, – никто из преподавателей особо не был против того, что я проведу часть семестра в Германии. А один профессор, услышав название университета и немецкого города, куда я собираюсь, сказал: “Обязательно обратитесь там к Алексу Грейлиху, это будущий великий ученый с русскими корнями, он эксперт в вашей теме”.
Ольга выполнила рекомендации и нашла ту самую лабораторию, в которой он работал. На деле Алекс оказался Алексеем, родом из Челябинска. В день, когда они познакомились, молодой ученый запустил важный эксперимент, результаты которого позднее не раз публиковали в крупных научных изданиях. Эту значимую дату он записал в лабораторном журнале. Ровно восемь лет спустя в этот же день Алекс и Ольга поженились.
На отпуск хватает
Переехав в Германию, Ольга успела пожить не только в Дортмунде, но и в Берлине. Ее научный руководитель в немецком вузе сменила место работы, перешла в технический университет Берлина. Ей нужна была помощь, вот она и пригласила Ольгу после практики стать phd-студентом (аналог аспирантуры – Авт.), предложив заманчивые условия. В техническом университете Берлина моя героиня, как она сама вспоминает, усердно трудилась по 10–12 часов в день и смогла защитить свою научную работу, став доктором естественных наук.
Сложился и быт, со временем решилась проблема с жильем. Как рассказывает Ольга, в квартирном вопросе в Германии есть свои особенности.
– Многое зависит от того, где находится квартира, – объясняет она. – К примеру, снимая жилье в северном районе Дортмунда, мы платили около 28 тысяч рублей в месяц, в более благоустроенном месте цены начинались от 80 тысяч рублей. Причем если жилец снимает площадь длительное время, то арендодатель может не поднимать стоимость аренды хоть десять лет. Это очень выгодно.
В общем, дохода в 72 тысячи рублей на тот момент Ольге за минусом трат на жилье и медицинскую страховку вполне хватало на жизнь. Удавалось даже дважды в год уходить в отпуск.
Сейчас Ольга снова живет и работает в исследовательской группе в городе Дортмунде. Выйдя через три года из отпуска по уходу за ребенком, она устроилась на полставки научным сотрудником. В этой же исследовательской группе работает Алексей, но, в отличие от Ольги, он занимается еще и преподавательской деятельностью.
Система оплаты декрета и отпуска по уходу за ребенком в Германии достаточно комфортная и во многом напоминает российскую. Будущая мама уходит с работы за две недели до родов и находится в декрете еще шесть недель после, получая при этом 70 процентов от зарплаты. Последующий год рассчитывается также в 70-процентном размере, а остальное время до трех лет – неоплачиваемый отпуск. Весь этот срок включается в пенсионный стаж.
Он еще маленький
Впервые приехав в Германию в 2007 году, Ольга, конечно, обратила внимание на отличную от России манеру общения местных жителей. То, что немцы достаточно сдержанны в эмоциях, будто немного отстраненные, подробно рассказывать не стоит. То, что у них не принято ходить в гости друг к другу, как и у большинства европейцев, – тоже.
А вот тот факт, что нордические по характеру жители Германии часто бывают инфантильны – это, согласитесь, достаточно неожиданно.
– К примеру, в России молодой человек 17–18 лет может решить сменить место жительства и пару лет пожить в другом городе в поисках своего пути, это норма. Здесь раньше 23–24 лет родители его никуда не отпустят, посчитают маленьким, – поясняет моя собеседница.
А еще по внешнему виду немцев бывает достаточно трудно определить их возраст.
– Пятидесятилетние люди могут выглядеть на 35 лет благодаря одежде и образу жизни, исключающему стресс, – рассказывает Ольга. – Многие стремятся одеваться в молодежном стиле и могут себе это позволить.
В целом же местное общество достаточно консервативно, что особенно заметно на примере кадрового состава муниципальных учреждений. Дело в том, что количество женщин и мужчин в них должно быть одинаковым. Но если эта служба будет связана с технической работой, немецкие женщины вряд ли ее выберут:
– У них так не принято и нет такого примера перед глазами, – поясняет Ольга. – Для меня же не было вопроса, могу ли я стать физиком, ведь моя мама была физиком.
Мама-вертолет
Многие чересчур заботливые мамы убеждены в том, что никто не поймет их ребенка так хорошо, как они сами. Таких женщин в Германии дословно называют “хеликоптер-мутер” (“мама-вертолет”). Ольга причисляет себя именно к ним, поэтому для нее было очень важно выбрать хороший детский сад для сына.
В самую младшую группу здесь принимают детей с пяти месяцев. Численность такой группы не более 10 человек. Стоит это муниципальное удовольствие приблизительно 21 тысячу рублей в месяц, однако сумма может варьироваться в зависимости от продолжительности нахождения детей в дошкольном учреждении. И чем старше ребенок, тем меньше становится родительская плата. Последний год подготовки к школе – бесплатно.
Другой вариант – частный садик на дому, в котором одновременно находится не более пяти детей. По сути, их организуют воспитатели, и называются они “мама на день”. Такой педагог проходит специальное обучение, по итогам которого получает профильный сертификат.
Миша, привет!
В речи Ольги не ощущается какой-либо специфический немецкий акцент. А все потому, что этот язык она не учила. Даже живя в Германии, моя героиня общается в основном на английском. Это объясняется тем, что большинство научной литературы публикуется именно на этом международном языке.
Дома же она говорит по-русски. Трехлетний сын Миша также осваивает родной язык, хоть и ходит в детский сад, где общаются только по-немецки. Пока я беседовала с Ольгой, он радостно сказал мне: “Привет!” – и показал мозаику, которую собирает. В будущем Алексей и Ольга хотят научить сына минимум трем языкам: русскому, немецкому и английскому.
Гастрономические привычки
При желании в продуктовых магазинах Германии можно найти практически все. Ольга признается, что никакой гастрономической ностальгии она не испытывает, живя вдали от родной страны, разве что сибирской рыбы тут не найти.
– Ни по каким продуктам питания я не скучаю, – говорит моя собеседница и добавляет: – Со временем я нашла замену привычным продуктам. Здесь даже кефир продается! Причем не в русском магазине, а в обычном супермаркете.
Да и о какой докторской колбасе может вообще идти речь, когда тут на каждом углу продаются знаменитые и вкуснейшие немецкие сосиски?
Норильское детство
Вспоминая о Норильске, Ольга любит говорить о детстве, о прогулках по родному городу. В начале 90-х годов дома время проводили, пожалуй, только те дети, которым нездоровилось. А все остальные убегали на улицу в любую погоду, ведь в квартирах не было ни компьютеров, ни смартфонов, ни других гаджетов.
– Снег или метель нас никогда не пугали, – рассказывает Ольга. – Вот именно зимы мне здесь, в Германии, очень не хватает! Иногда, если никак не уснуть, я вспоминаю гул пурги.
Норильск так и останется для нее холодным и теперь далеким, но незабываемым городом детства.
 
Дортмунд – город земельного подчинения на западе Германии, его население – без малого 600 тысяч человек. Первые поселения на территории современного Дортмунда относятся к бронзовому веку. Первое его упоминание еще под именем Тротмани – к 880 году. В 990 году Дортмунду было пожаловано право торговли, а в 1293-м он получил разрешение на производство пива. С середины XIX века благодаря угледобыче и сталеплавильной индустрии начался новый период расцвета Дортмунда и превращение его в индустриальный город. После открытия в 1847 году Кельнско-Минденской железной дороги Дортмунд стал одним из крупнейших железнодорожных узлов региона.
0

Читайте также в этом номере:

Внимание: экология! (Ольга ЛИТВИНЕНКО)
Все как один (Лариса СТЕЦЕВИЧ)
Меры принимают сразу (Татьяна РЫЧКОВА)
Обошлись без посредников (Татьяна РЫЧКОВА)
На короткой полосе (Лариса ФЕДИШИНА)
Возьми с собой z-карту (Виктор ЦАРЕВ)
Признание – лучшим (Лариса СТЕЦЕВИЧ)
Полезный бизнес (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Самый добрый карнавал (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Классика детского чтения (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Армейская школа (Виктор ЦАРЕВ)
Люди для людей (Анна САРАФАНОВА)
Он мечтает служить в МЧС (Анна САРАФАНОВА)
И время добавляет в списки (Анна САРАФАНОВА)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск