Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
В четвертом поколении Далее
Экстрим по душе Далее
«Легендарный» матч Далее
Бесконечная красота Поморья Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
«Дорога, создавшая Россию»
21 июня 2019 года, 16:56
Текст: Наталия САВОЩИК
«Пути-дороги Прикамья». Так называется одна из глав книги «Предчувствие Севера. Пермский путь» – шестого тома девятитомной «Энциклопедии освоения Севера», выходящей в рамках проекта «Норникеля». Познакомиться с ним жители Норильска смогут в городской Публичной библиотеке.
Cкорость и успех освоения русскими Севера и Сибири напрямую зависели от строительства дорог. Сегодня для нас это – аксиома. А в России XVI – XVII веков понимание этого приходило порой благодаря какому-нибудь яркому примеру, успешному предприятию, неожиданному и смелому решению. Об одном из таких «прорывных» проектов и рассказывает старший научный сотрудник отдела истории, археологии и этнографии Пермского федерального научного центра Уральского отделения РАН Павел Корчагин.
Бабиновская дорога… Пробитая сквозь тайгу, пересекшая реки Усолку, Яйву, Чикман, Косьву, Туру и одолевшая Уральский хребет Бабиновская дорога соединила Соликамск и Верхотурье. Дорогу длиной более 250 километров построили в 1598 году, как мы сказали бы сегодня, «в рекордно короткие сроки».
К концу XVI века уже были построены города Тобольск, Тюмень, Сургут. Корчагин называет их «узлами прочности» колонизации Сибири. В 1598 году уже «в глубоком стратегическом тылу» на месте одноименного древнего поселения был построен город Верхотурье. Город в верховьях реки Туры стал перевалочным пунктом, через который налаживали обеспечение Сибири необходимыми военными припасами, а также зерном и другими продуктами сельхозпроизводства.
В конце XVI века поморские уезды (современная Архангельская область), Кайский уезд (север нынешней Кировской области), Чердынский и Соликамский уезды (север современного Пермского края) были обложены хлебным налогом. Поздней осенью, когда весь урожай был собран, извозчики из этих уездов должны были ехать обозами в Чердынь, оттуда по льду нескольких рек, через волоки, переходя Уральские горы, добираться до Верхотурья. Крюк приходилось делать изрядный – времени на дорогу уходило много.
Короткую сухопутную дорогу через Урал, практически прямо от Соликамска до верховьев реки Туры,  «проведал» соликамский посадский человек, крестьянин деревни Верх-Усолка Артемий Бабинов. По легенде, он заподозрил о существовании короткого пути после разговора с вогулами, которые необычно быстро, всего за неделю, попадали из Зауралья на места поклонения предков у одной из пещер неподалеку от Соликамска. Соотнеся расстояние и время, Бабинов понял, что традиционным путем они не смогли бы так быстро пройти. Стал выпытывать. Но вогулы тайну не открыли. И тогда Артемий втихаря, рискуя жизнью, проследил за ними на обратном пути за Урал. Путь оказался в несколько раз короче!
«Артюшка Бабинов… странствуя по лесам, за 5 дней дошел до Верхотурья, но там ему не поверили. Выделили ему провожатых, и он по затескам вывел прямо в Соликамск», – цитирует выдержки из старинных документов Павел Корчагин.  Это случилось в 1595 году, уже в 1597-м по указу царя началось строительство дороги. В 1598 году дорога была пробита.
На долгие годы эта государева дорога в Сибирь стала единственным официально разрешенным путем, по которому следовали хлебные обозы, царские гонцы, посольства и тысячи русских переселенцев.
0
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск