Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
«Легендарный» матч Далее
Гуд кёрлинг! Далее
В четвертом поколении Далее
Экстрим по душе Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Для хвостов
ПРОМПЛОЩАДКА
11 августа 2016 года, 14:39
Фото: Денис КОЖЕВНИКОВ
Текст: Ростислав ЗОЛОТАРЕВ, Татьяна РЫЧКОВА
В 5–6 км северо-западнее от Талнахской обогатительной фабрики подходит к завершению строительство хвостохранилища,  предназначенного для складирования хвостов – отвальных отходов обогащения полезных ископаемых ТОФ. Запуск нового объекта планируется в четвертом квартале.
Чтобы добраться до хвостохранилища, мы пересаживаемся у Талнахской обогатительной фабрики в трэкол и в сопровождении Николая Солопова, главного специалиста отдела инжиниринга и сопровождения проектов дирекции по реализации проектов обогащения, отправляемся к строящемуся гидротехническому сооружению. Его возведение началось в 2008 году.
И вот мы на берегу ограждающей дамбы, протяженность которой 11 км, высота колеблется от 7 до 20 метров. Внизу –  впечатляющая по размерам чаша гидросооружения площадью более 7 квадратных километров,  после запуска в эксплуатацию она будет способна вместить до 230 млн. тонн хвостов. При современных мощностях ТОФ этого хватит примерно на 20 лет, называет цифры Николай Солопов.
Как предотвратить попадание в грунтовые воды совсем не полезных для природы отходов обогащения полезных ископаемых? Заасфальтировать всю чашу? Догадка неверная. Для гидроизоляции используется современный материал – геомембрана, которой выстилаются дно и откосы  хвостохранилища. Геомембрана будет препятствовать фильтрации воды через низовую дамбу и тем самым повысит надежность данного сооружения.
Работы ведет генеральный подрядчик Заполярная строительная компания. ЗСК в свою очередь привлекла специалистов по гидроизоляции из красноярской компании “Геосинтетика”.  В настоящее время рабочие приступили к монтажу геомембраны на внутренних откосах отстойного пруда, поясняет Николай Солопов. Готовые участки, так же как дно хвостохранилища, белые. Если бы не жаркое лето, можно было бы подумать, что выпал снег. Снег в июле-августе – в Норильске такое случалось. В нашем случае лето – жаркое и лица и руки красноярцев покрыты шоколадным загаром, а белый – это цвет защитного покрытия, предохраняющего геомембрану при движении по ней строительного транспорта.
Twinny им в помощь
Еще одно защитное покрытие находится под геомембраной, на дне хвостохранилища. Это гидроматы – мелкие пластичные решетки, заключенные с двух сторон опять же в белый синтепон, рассказывает и показывает инженер “Геосинтетики” Сергей Лардыгин.  Сама геомембрана – черная полиэтиленовая пленка толщиной 1,5 мм. Пятиметровые листы, которые тянут к очередному участку сразу несколько человек,  стыкуются внахлест и свариваются двойным швом. Между проварами образуется воздушный канал, через который шов тестируется на прочность.
Мы наблюдаем, как по наложенным друг на друга листам  ползет маленький швейцарский сварной фен Twinny.  С его помощью рабочие “Геосинтетики” укладывают за неделю до 6 тысяч квадратных метров покрытия. Лето без дождей строителям в помощь, скорость работ хорошая, буквально месяц назад откосы были голые, констатирует Николай Солопов и отвечает на вопрос, почему  выбрана именно эта технология:
– Данная геомембрана может растягиваться. У нее линейное расширение десятикратное. Поверхность дна идеально ровной сделать невозможно, и, когда будет подаваться вода, эта геомембрана будет растягиваться по всем ямочкам.
–  Как она будет крепиться по краю?
– Геомембрана заводится на откосы, где выкапывается траншея глубиной метр-полтора, заводится в эту траншею, и происходит обратная засыпка. Грубо говоря, образуется замок, который предотвратит сползание.
Как раз на такой засыпке мы сейчас и стоим. Рядом продолжает работу экскаваторщик ЗСК.  
– Машинисты работают превосходные, – не может  удержаться от комментария Николай Солопов. –  Показывают класс, когда выравнивают откосы.
Белые, “снежные”, откосы – это низовая дамба, а с правой стороны идет так называемая фильтрующая дамба, отделяющая пруд от хвостохранилища, рассказывает Николай еще об одном новшестве:
– Фильтрующая дамба содержит в себе так называемые скальные вставки для фильтрации. Когда будет производиться намыв хвостов, шлам-песок будет осаждаться, а в пруд-отстойник будет поступать только осветленная вода. Эта оборотная вода будет подаваться обратно на ТОФ. Экономия по расходу воды.
Для строительства хвостохранилища было уложено в тело дамб 4,5 млн кубометров грунта из песчано-гравийной смеси и более 2 млн кубометров скальной породы, называет цифры Николай Солопов. Ежедневно на строительстве работает до 80 единиц различной техники: от большегрузных 90-тонных карьерных самосвалов до дорожных виброкатков и грейдеров. Уложено уже 950 тыс. квадратных метров геомембраны, осталось уложить 50 тысяч. К середине сентября эти работы будут завершены.
Опробовано на “Лебяжке”
Протечки геомембранного покрытия исключены, уверяет Николай Солопов.  Но, как положено по закону, по периметру  хвостохранилища пробурено 45 скважин (к трем из них мы приближаемся) для наблюдения за состоянием гидротехнического сооружения: отслеживания вертикальных и горизонтальных смещений дамб,  изучения и мониторинга температурного режима и прочности покрытия.
Вместе с нашим гидом мы оказываемся на так называемых шпорах – трех скальных вставках, трезубцем выступающих внутрь хвостохранилища. Между ними установят и укрепят тросами  плавучие насосные установки компании Engineering Dobersek. А в пульпонасосной станции на территории ТОФ для перекачки хвостов на хвостохранилище установят насосные агрегаты Warman, поясняет Николай Солопов.  Ну а “побегут” хвосты по трубопроводам.
Всего на строительстве нового хвостохранилища Заполярная строительная компания уложила порядка 25 км труб различного назначения и диаметра, называет еще одну цифру Николай Солопов.  В их числе магистральные трубопроводы “Сомэкс” (их длина от ТОФ до хвостохранилища 6 км),  футерованные изнутри специальным полимерным составом, позволяющим транспортировать абразивный материал хвостов в хвостохранилище без проведения планово-предупредительных работ в течение пяти лет.  Обычные черновые трубы не выдерживают и года эксплуатации.  
– Участок трубы “Сомэкс”  был экспериментально опробован на “Лебяжке”, – поясняет Николай Солопов, – показал себя идеально, ни малейшей течи, ни намека, что собирается стираться.
Мы снова высаживаемся из трэкола и подходим к уникальной для НПР трубы, на данном участке еще не утепленной.  Части “Сомэкс” не свариваются между собой, а соединяются болтами, обращает внимание Николай. Что очень удобно при замене отдельных фрагментов. Бросаются в глаза покрышки, нанизанные на трубопровод через определенные расстояния. Чей-то прикол? Вовсе нет. Покрышки новенькие, и их наличие на трубе научно обосновано.
– Это не шутка, – рассказывает Николай Солопов. –  Во время температурного воздействия труба сжимается-расширяется, и для того чтобы это сезонное расширение на деформацию трубы не влияло, устанавливается специальный гидрокомпенсатор.
Если вернуться к 25 километрам труб, то часть их приходится  на распределительные пульпопроводы по периметру верховой дамбы хвостохранилища. У вентилей этих отводов, через которые будет намываться пульпа, мы тоже постояли. В данный момент идет также монтаж насосной станции оборотной воды. Строительство продвигается согласно проекту ЗАО “Механобр инжиниринг”, института, специализирующегося на гидротехнических объектах.
Строительство хвостохранилища по проекту “Реконструкция и техническое перевооружение ТОФ с увеличением мощности до 16 млн. тонн по сумме руд” подходит к завершающей фазе. В ближайшее время планируется провести пусконаладочные работы оборудования и гидравлические испытания трубопроводов. По плану хвостохранилище должно быть введено в эксплуатацию в четвертом квартале 2016 года.
Пятиметровые листы стыкуются внахлест и свариваются двойным швом
0

Читайте также в этом номере:

Перестройка (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Ключевые вопросы (Евгения ЕРМОЛАЕВА)
Отработали стабильно (Мария ГРИГОРЬЕВА)
Риск-контроль (Лариса СТЕЦЕВИЧ)
Курс – нулевой травматизм (Лариса СТЕЦЕВИЧ)
ЗНАКовый образ (Евгения ЕРМОЛАЕВА)
Дорожу и горжусь… (Татьяна РЫЧКОВА)
Огнеупорный (Елена ПОПОВА)
Подарок на колесах (Владислав ШУКШИН)
Вопрос на вылет (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Игры разума (Владислав ШУКШИН)
Затеяли переворот (Владислав ШУКШИН)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск