Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
Бесконечная красота Поморья Далее
Гуд кёрлинг! Далее
«Легендарный» матч Далее
Экстрим по душе Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Живет в Норильске елочка
ЭКОЛОГИЯ
27 июля 2012 года, 13:26
Фото: Денис КОЖЕВНИКОВ
Текст: Татьяна РЫЧКОВА
Заполярный филиал “Норильского никеля” в содружестве с заповедником “Большой Арктический” продолжает работы по оптимизации техногенных ландшафтов в черте города. Впервые высажены привезенные из петербургского питомника голубые ели, пихта и прочие не северные растения. Как чувствуют себя пришельцы на Таймыре? Насколько успешна работа по снижению антропогенного влияния на природу? На эти темы “Заполярный вестник” беседует с заместителем директора заповедника по науке, доктором биологических наук Ингой ЧУПРОВОЙ.
– Инга Леонидовна, как обстоят дела у памятника девушке-геологу, где два года назад были высажены деревья?
– Эксперименты у памятника отличаются от опытов на Лебяжке  тем, что эта территория является  вкраплением в более-менее сохраненный природный ландшафт. В позапрошлом году мы высаживали под зиму у памятника девушке-геологу деревья, черенки ив. Они прекрасно прижились, кое-где у них идет кущение, черенки дали прирост уже сантиметров 20–30.
– Это те, что в прошлом году выглядели как палочки с листьями?
– Они. Травостои у нас уже дали покрытие где-то процентов на 50–60, будем ждать, что дальше. Сейчас мы проводим подсев трав и занимаемся обработкой почвы  минеральными удобрениями. Вокруг самой девушки-геолога, которая стоит на полусфере, в этом году мы посадили семенами декоративные травы.

Газоны от-кутюр

– Что за травы?
– Смесь называется “Газоны от-кутюр”, сюда входит 11 различных декоративных трав, включая герани и ромашки. Мы их обработали экстрасолом и генераторами роста, посмотрим, что получится. Эксперимент завершен. Если он удастся, почему бы ежегодно туда не высевать декоративные травы?
– Что происходит на хвостохранилище “Лебяжье”, где прошлым летом были заложены опыты по восстановлению земли?
– Работы еще не начаты, но прошлогодняя зеленая травка успешно перезимовала, вылезла. Как вы помните, год назад закладывались различные опыты по использованию грунта: где-то снизу были опилки и сверху земля, где-то одна земля, где-то снизу земля и сверху опилки. Самый хороший результат дал тот грунт, где снизу были опилки, сверху почва. Опилки – термоизолятор и мульчирующий (мульчировать – означает покрывать почву тонким слоем какого-либо материала, создающего благоприятные условия для жизни растений – Авт.) органический материал, который накапливает влагу, он задерживает те же минеральные удобрения, которые мы вносим постоянно и внесли под зиму, чтобы травы перезимовали хорошо. На хвостохранилище “Лебяжье” ездили недавно – на опыте с опилками и растительной землей травостой дал покрытие на 50–60 процентов. Плюс ко всему на опытных участках прижились ивы и одна ольха: они уже выпустили листья, зелененькие стоят.
Впереди опыты с органо-биологической массой очистных сооружений, которые являются естественным органическим удобрением. Заложим небольшой участок. Будут продолжаться опыты с почвогрунтами, которыми в свое время производилось озеленение хвостоотвалов за железнодорожным вокзалом. Хорошие, высокие травостои жили там в течение семи лет.
– Семь лет, а потом?
– Надо ухаживать и подсевать каждые четыре-пять лет какую-то новую, сильную траву, подкармливать удобрениями, иначе травостои  вырождаются. Самое главное – это уход в первые три года. Дернина образовалась, на третий год травостой уже проводит обсеменение, и в принципе волноваться не за что. Сама по себе сформированная дернина – корневая система в верхнем почвенном горизонте – предохраняет и травы, и подсеваемые семена от вымерзания.

Голубые ели и пихта

– Замечательный эксперимент заложен возле Дворца культуры, где по инициативе директора ЗФ Евгения Муравьева высажены ели. Знаю, что называется этот эксперимент “Альпийская горка”. Почему?
– Альпийская горка – это общее название для различных вариантов рокариев –  каменистых садов. Почему альпийская? Потому что высаживаются растения, которые могут существовать в экстремальных условиях среди камней: те же камнеломки с небольшим количеством поч-венного покрова, которые умеют сами вырабатывать из камней минеральные вещества. Возле Дворца культуры использованы гвоздика альпийская, камнеломка супротиволистная, можжевельники, пихта из петербургского питомника. Из нашей растительности посадили звездчатку (это миниатюрное белое растение, цветы как звездочки),  мышиный горошек. Он долговечен, дает яркие пятна и очень пластичный в плане выживания. Плюс через какое-то время подвезем землю и сделаем там низкорослый газон. Что касается камней – хорошо, что мраморная крошка нашлась в НПР, не нужно было везти ее с материка.
Голубые ели высажены перед Дворцом культуры, а также в Талнахе. Они такие пушистые и красивые уже месяц в наших условиях стоят в очень хорошем состоянии благодаря уходу.
– Никогда до сих пор голубые ели в городе не высаживали?
– У нас растет только ель сибирская, с голубыми – первый эксперимент. Также как с пихтой (псевдотсугой) на альпийской горке. Сосновые тоже у нас раньше никогда не высаживали. Высадили, пока чувствует себя хорошо. Для нас самая главная опасность – даже не Север (но мы брали те, что адаптируются к северо-западному региону с суровыми зимами, переменчивым летом), а газ. Даже те растения, которые приспособлены к этим условиям, ивы например, реагируют на них, хотя ива, в принципе, пластичная. А тут хвойник! За ними нужен уход.
– Как помочь деревьям справиться с нашими условиями?
– Мы потому и выбрали голубые ели, что голубой пигмент устойчив к газу. Все аспекты очень долго прорабатывались – агротехника, технология ухода – чтобы они у нас прижились. Посмотрим, как деревья осенью будут стоять, как перезимуют. За ними уход требуется, как за всеми ельниками: на зиму в первые годы их укрывают, мульчируют, плюс нужна обработка хвои, защита ее в первый период от выбросов газа.
– А потом?
– Деревья начинают вырабатывать гормоны в количестве, необходимом для проживания в тех условиях, в которые их поместили. Если в первый и второй год они будут хорошо себя чувствовать, мы можем быть спокойны: через три года вырастут на 30–40 сантиметров. Псевдотсуга из семейства пихтовых до девяти метров вырастает. Это первый эксперимент, подобного в Норильске не было. Один стелющийся можжевельник из числа привезенных все же не прижился.

Ах эта белая сирень

– Где еще идут эксперименты по высаживанию растений из питерского питомника?
– Под нашим руководством шла посадка у роддома. Посадили там дёрен белый – декоративный кустарник с различной окраской листьев – от серебристого до бледно-желтого. Цветет красивыми белыми и розовыми цветами, а к осени ветви у него краснеют и появляются белые и красные ягоды. После высадки у саженцев произошел отпад листьев, это естественный процесс. Они морозоустойчивые и газоустойчивые, исходя из этого и были выбраны,  на следующий год уже будем ждать результатов. Посадили также иргу декоративную, спирею белую. Тоже очень красивый декоративный кустарник, мы несколько форм взяли. Маленькие, округлой формы, их еще называют “маленькая принцесса”, если приживутся, зацветут сиреневыми цветами. Большая спирея цветет желтыми цветами и тоже должна быть шарообразной. Считаю все эти опыты уникальнейшими.
– А жасмин у нас на Севере вырастет?
– У нас и сирень может вырасти.
– А черемуха?
– В этом я сомневаюсь, а невысокие, низкорослые сорта сирени, которые вырастают до метра двадцати – метра тридцати, можно попробовать сажать.
Деревья у памятника девушке-геологу подросли
0
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск