Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
Бесконечная красота Поморья Далее
С мечом в руках Далее
Экстрим по душе Далее
Гуд кёрлинг! Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Заплати и живи спокойно
КОММУНАЛЬНАЯ ПРОЗА
7 апреля 2016 года, 16:09
Текст: Виктор Царев
Задолженность населения Норильска по жилищно-коммунальным платежам составляет сегодня порядка 1,5 млрд рублей. Горожанам стоит более ответственно отнестись к этому вопросу и не копить долги. В противном случае к самым злостным неплательщикам будут применяться жесткие меры воздействия, предусмотренные законодательством.
В городской администрации прошло очередное совещание рабочей группы по совершенствованию схемы оплаты жилищно-коммунальных услуг. Основная задача рабочей группы, в состав которой входят представители муниципалитета, ресурсоснабжающих организаций и управляющих компаний, – сделать процесс начисления платы за ЖКХ-услуги надежным и безошибочным, а способы оплаты простыми и удобными. Самый острый вопрос повестки дня – повышение платежной дисциплины населения в сфере ЖКХ.
Сегодня задолженность населения оценивается в полтора миллиарда рублей. Для понимания масштаба проблемы: эта сумма сопоставима с половиной тех затрат, которые необходимы норильским энергетикам при подготовке к очередному отопительному сезону.
Если к этим 1,5 млрд добавить величину совокупных долгов управляющих компаний перед энергетиками  – а на 2015 год это уже более 3 млрд рублей, – то цифры получаются поистине колоссальными. В сравнении: долги коммунальщиков в миллионнике Красноярске составляли тогда около 1,8 млрд рублей.
Основная причина роста долгов заключалась в непрозрачности использования управляющими компаниями денежных средств, получаемых от населения в оплату коммунальных услуг. Вместо того чтобы платить энергетикам за тепло, электричество и воду, поступающие в жилые дома, бывшее руководство управляющих компаний пользовалось этими деньгами в личных коммерческих целях и уклонялось от оплаты долгов, даже несмотря на судебные решения о взыскании денег с УК. Результатом стало банкротство в 2015 году трех управляющих компаний, обслуживавших в общей сложности 367 жилых домов.
В сложившейся ситуации администрация города, чтобы не допустить проблем  с обслуживанием жилых домов в преддверие отопительного сезона, создала условия для оперативного замещения компаний-банкротов другими управляющими компаниями.
Параллельно был создан муниципальный расчетно-кассовый центр (РКЦ), для того чтобы наладить работу по централизованному начислению жителям платежей и сделать движение денежных средств от населения к энергетикам более прозрачным и таким образом исключить возможность злоупотребления руководством УК. Как ранее в интервью “Заполярному вестнику” рассказывал председатель комиссии по городскому хозяйству Норильского горсовета Александр Пестряков, создание РКЦ поможет упорядочить расчеты, обеспечить прозрачность платежей и прямое поступление уплаченных жителями денег за тепло, свет, воду по законному адресу, то есть тому, кто эти ресурсы произвел, – энергетикам, а за жилищную услугу – в управляющие компании. Деньги, полученные от собственников жилья, должны идти строго по назначению. Механизм расчетов через РКЦ позволяет сделать прозрачными все денежные обороты за потребляемые населением коммунальные ресурсы и автоматизировать распределение платежей за виды коммунальных услуг соответствующим поставщикам.
В настоящее время идет настройка новой системы – управляющие компании, заменившие банкротов, проходят сложный начальный период деятельности, а РКЦ завершает выверку начислений и активно занимается внедрением сервисов, которые сделают процесс оплаты населением коммунальных услуг простым и удобным. На совещании говорили, в частности, о возможности вносить плату через банковские онлайн-сервисы. Как выяснилось, потребность в такой услуге достаточно высока – ею готовы воспользоваться порядка 20% горожан.
К должникам примут жесткие меры
В отличие от жителей, которые дисциплинированно платят за коммунальные услуги, но при этом требуют внедрения современных способов внесения платежей, злостные должники заставляют применять к себе порой жесткие меры. Естественно, разрешенные законом.
– В Норильске задолженность жителей всего лишь одного подъезда жилого дома нередко может составлять больше полумиллиона рублей, – отмечают представители ресурсоснабжающих организаций. – Этой суммы обычно хватает, чтобы сделать текущий ремонт подъезда или целый месяц оплачивать уборку придомовой территории (вывоз мусора, снега и противогололедную обработку).
Сегодня управляющие компании получают все больше возможностей заставить должников платить. Например, задолженность может быть взыскана через суд с начислением пеней и взысканием судебных расходов. А эта сумма может достигать половины основного долга (включаем сюда расходы на оплату услуг юриста в суде, государственную пошлину за рассмотрение дела, исполнительский сбор судебных приставов в случае передачи решения суда на принудительное исполнение).
В свою очередь попадание судебного решения к судебным приставам-исполнителям грозит для должника жесткими мерами, в частности, такой, как наложение ареста на имущество. Весьма активно взаимодействуют управляющие компании и с банками. Закон позволяет списывать денежные средства должника с банковских счетов и карт, как кредитных, так и зарплатных. Примеров применения такой меры в Норильске достаточно – она оказалась эффективной и весьма болезненной для самих должников. Так, в одном из реальных примеров все отпускные выплаты работника одного из норильских предприятий (271 тысяча рублей) были переданы с его банковской карты на счет управляющей компании. Сумма взысканных за последние месяцы через банки средств в общей сложности превысила 100 млн рублей.
Активно применяется и запрет на выезд должников за границу. Кроме того, законодательно одобрена инициатива, позволяющая приставу-исполнителю принимать решение о лишении должника водительских прав.
В настоящее время управляющие компании начинают более активно применять в отношении неплательщиков и другие меры воздействия. Например, адресно отключать электроэнергию, вследствие чего житель не сможет включать свет и пользоваться телевизором, холодильником, пока не заплатит долг.
Еще более ощутимая мера побуждения должников к оплате долгов –  установка заглушек на трубу водоотведения – раньше казалась технически сложной, но сейчас также активно применяется в Норильске. Сотрудники управляющей компании при помощи специального устройства спускают по трубам заглушку и устанавливают строго в выводной трубе должника. Снять заглушку невозможно ничем, кроме того же самого устройства.
Добросовестным помогут
В то же время добросовестным плательщикам готовы пойти навстречу – речь о тех норильчанах, кто заплатил по счетам за несколько месяцев вперед, но из-за смены управляющей компании оказался в должниках.
Сейчас на территориях, обслуживаемых УК “Город” и "Жилкомсервис", насчитывается несколько тысяч плательщиков, у которых по независящим от них причинам образовались задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг. Во многих случаях норильчане, уезжая в отпуск, внесли квартплату авансом. Во время их отсутствия на территории обслуживающая организация сменилась. Деньги, внесенные гражданами авансом, не поступили ни в адрес новых управляющих компаний, сменивших обанкротившихся коммунальников, ни в НТЭК. Сумма одной переплаты варьируется от нескольких сотен до нескольких тысяч рублей.
Принимая во внимание добросовестность собственников жилья, ставших заложниками сложившейся на норильском рынке ЖКХ ситуации, муниципальные управляющие компании намерены решить вопрос о снятии с граждан бремени образовавшейся не по их вине задолженности.
В качестве варианта решения этой проблемы управляющие компании предложили зачесть переплату жителей за жилищную услугу в адрес управляющих компаний-банкротов в счет текущих платежей действующим управляющим компаниям, которые, в свою очередь, будут сами требовать с банкротов возврата этих денежных средств.
–  Разбирательство хозяйствующих субъектов – один обанкротился, другой начал обслуживать территорию – не должно стать проблемой ответственных людей, у которых сейчас формально в квитанциях образовался долг. Управляющие компании предлагают снять эти долги с квартиросъемщиков, – пояснил по итогам совещания руководитель администрации Норильска Евгений Поздняков.
 
0
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск