Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
Бесконечная красота Поморья Далее
В четвертом поколении Далее
«Легендарный» матч Далее
Гуд кёрлинг! Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Погрузиться в истоки
ПРОЕКТЫ
9 февраля 2017 года, 16:00
Фото: Архив "ЗВ"
Текст: Татьяна ЕРМОЛАЕВА
В Дудинке сотрудники Таймырского краеведческого музея организовали для воспитанников школы-интерната №1 “Праздник Солнца – Хэйро!”. Этим мероприятием завершился масштабный проект “Истоки”, ставший в 2015 году победителем конкурса соцпроектов и получивший грант от “Норникеля”.
Хэйро, пожалуй, самый известный и яркий праздник для всех жителей Таймырского полуострова. А уж как ждут окончания полярной ночи дети! На мероприятии, организованном в Дудинке сотрудниками краеведческого музея, учащиеся школы-интерната прыгали через нарты, перетягивали палку, выполняли тройной прыжок, “ловили” рыбу. А еще читали стихи, отгадывали загадки и – какая же встреча солнца без этого? – исполняли хороводный танец “Хэйро”.
– Праздник получился отличный! Всем участникам вручили сладкие призы и календари, – рассказала “Вестнику” заведующая отделом этнографии Таймырского краеведческого музея Белла Чуприна.
Как построить свой “аргиш”
“Праздник Солнца” подвел черту под масштабным проектом “Истоки”, разработанным Беллой Чуприной и ее коллегами. В течение года сотрудники музея проводили для ребят всевозможные мероприятия, мастер-классы и конкурсы.
– Проект “Истоки” направлен на формирование умений и навыков, связанных с хозяйственной деятельностью коренных народов Таймыра, – объясняет Белла Чуприна. – По статистике, в Дудинке проживают более 700 детей представителей коренных народов Севера в возрасте от 3 до 18 лет. Это воспитанники детского дома, социального приюта, учащиеся интерната… И несмотря на то что многие из них знают свой родной язык, а в образовательных учреждениях проводятся уроки по культуре коренных народов Таймыра, этого явно недостаточно. У детей, воспитывающихся вне аутентичной среды, то есть проживающих в городских условиях и оторванных от традиционной среды, исчезает возможность знакомиться с традиционной самобытной культурой северных национальностей.
Восполнить этот пробел сотрудники музея решили, разработав ряд мероприятий на основе годового хозяйственного цикла – календаря коренных народов Таймыра. На самых первых занятиях дети познакомились с особенностями оленеводства. В выставочном зале музея девушка Сулус рассказала ребятам о жизни кочевников, об аргише. После чего юным дудинцам было предложено построить свой “аргиш”, используя музейные экспонаты и вырезанных из бумаги оленей.
Летом воспитанники летнего пришкольного лагеря “Радуга” стали участниками мероприятия “Река жизни”, где познакомились с фольклором коренных народов Таймыра – пословицами, поговорками. Так, например, ребята узнали, почему на Севере называли июнь месяцем ледохода, месяцем гнездования птиц или месяцем большой воды… Квест по экспозиции музея – отдельный повод для восторга учащихся.
– В городской среде лишь в музее есть прекрасная возможность через мир подлинных предметов познакомить детей – участников проекта с культурой и традициями коренных народов Таймыра, – объясняет Белла Чуприна. – В то же время у нас было немало и выездных соревнований – по установке чума, например… Ребята охотно участвовали в практических занятиях – изготавливали циновки, вышивали элементы традиционной одежды – орнаменты, собирали и сушили травы в теплое время года… Все это способствует тому, что у детей появляются практические навыки жизни в тундре. Используя наблюдения детей – участников проекта, их рисунки, фотографии, мы подготовили красочный календарь. А самое главное – проект позволит подрастающему поколению глубже погрузиться в свои истоки, пополнить знания об окружающем мире и древних традициях своего народа.
0

Читайте также в этом номере:

Экскаватор в деталях (Лариса ФЕДИШИНА)
Пурга не помешала (Марина БУШУЕВА)
Грант успеха (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Хотят шагать дальше (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Командный подход (Владислав ШУКШИН)
Научат словом и делом (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Зал высоких технологий (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Был, есть и будет (Евгения СТОРОЖКО)
Полиции есть что сказать (Марина БУШУЕВА)
Они будут танцевать (Юлия ГУБЕЛАДЗЕ)
“И так все было понятно” (Валентина ВАЧАЕВА)
Любые риски исключены (Валентина ВАЧАЕВА)
И паучки скалолазы (Павел ТОЛСТОВ)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск