Олени – это праздник
СПЕЦИАЛЬНЫЙ РЕПОРТАЖ
14 апреля 2016 года, 17:43 Фото: Денис КОЖЕВНИКОВ Текст: Денис КОЖЕВНИКОВ
|
Председатель Комитета по конституционному законодательству, член Совета Федерации от Красноярского края Андрей Клишас отправился в таймырскую тундру, можно сказать, по делам. Он представляет северную территорию, и повстречаться с людьми, вручившим ему свои чаяния, дело не просто необходимое – обязательное. Надо отдать должное Андрею Александровичу: он частый гость на Таймыре и в Норильске, и не воспользоваться приглашением побывать в северной глубинке, чтобы поздравить таймырских ненцев с их традиционным праздником Днем оленевода, а заодно посмотреть, чем живет страна, он не мог.
Уполномоченный по делам коренных малочисленных народов Красноярского края Семен Пальчин тоже не мог не приехать на Таймыр. Он – ненец, здесь его родина, здесь его родня, здесь его земля. И если коллеги по органам государственной власти специально собирались и ехали за тридевять земель с материка в Носок, добирались самолетом и вертолетом, то Семен Яковлевич сел в Дудинке на снегоход и махнул верхом по льду Енисея в низовья до самого Носка. Здесь он надел праздничную ненецкую парку с верхом из синего сукна с орнаментом и смешался на празднике с земляками. А земляки съехались со всей окрестной тундры. Раз в год на Таймыре и в других северных землях, местах проживания коренных народов, по весне собираются оленеводы отметить праздник солнца, праздник Хэйро, как тут говорят. Правда, солнца в этот день в Носке не наблюдалось, но на этот случай у торжества имеется вполне светское название – День оленевода. Пожалуй, только в этот праздник в поселке, центре окрестной тундры, можно увидеть такое количество оленеводов, наряженных согласно многовековым традициям своего народа. Недаром в числе разнообразных состязаний в этот день отдельно значится конкурс северной одежды. Причем жюри рассматривает отдельно красоту малицы, сокуя, бакарей, головных уборов, мужских поясов, орнамента одежды у мужчин и женщин, а детские зимние наряды вообще демонстрируются особо. Победить в этой номинации ненецкие мастерицы особенно стараются. Мужчины на празднике соревнуются в национальной борьбе – когда нужно завалить противника на землю, ухватив того за пояс. Следует заметить, что этот вид состязаний у ненцев вот уже несколько лет как вышел далеко за пределы братского толкания на празднике в кругу земляков. Более десяти лет в Носке успешно действует отделение греко-римской борьбы Дудинской спортивной школы имени Александра Кизима. Так что борьба за первенство в силовом виде спорта среди носковских ненцев, надо полагать, разыгралась нешуточная. Но главное событие, ради которого летят самолетами в эти края с материка и к которому готовятся на протяжении всего года, – это гонки на оленьих упряжках. Олени, рванувшие нарты со своими каюрами одной большой массой, производят сильное впечатление. Накал страстей в этом виде национального соревнования столь высок, что практически каждый год заезды заканчиваются длительными разбирательствами среди каюров, кто же все-таки пришел на финиш первым. Если учесть, что призы здесь традиционно серьезные – снегоходы, лодочные моторы, компактные дизельные электростанции, а в заездах с некоторых пор стали участвовать и женщины, то одними словесными перепалками такие споры не всегда ограничиваются. Масла в огонь, как правило, подливает стартовая неразбериха. Домашний северный олень – животное довольно флегматичное и неторопливое. Торопиться в тундре ему, как правило, некуда, и посторонних на этих необозримых просторах ему попадается не так уж много. А тут – взвинченные ударами хорея, напуганные шумом снегоходов и криками болельщиков олени с перепугу не очень-то разбирают направление движения, шарахаются в разные стороны, налетают друг на друга и путаются в упряже. Кто сумел ловко обойти эту свалку и благополучно выбраться из кучи на старте, тот, считай, уже наполовину претендент на призовое место. Поговаривают, что для некоторых предприимчивых ненцев гонки на оленьих упряжках давно превратились в своего рода бизнес. Оленей весь год готовят к Дню оленевода: лишний раз не используют в аргише – переезде с места на место, правильно кормят, приучают не реагировать на посторонние раздражители, спиливают рога, чтобы не цепляться ими за соперников на старте. Готовятся и каюры – не всякий даже среди оленеводов способен удержаться на нартах во время гонки при такой скорости, да еще управляться трехметровым хореем – палкой, которой погоняют оленей. Оленеводам ведь тоже в повседневной жизни гонять по тундре быстрее ветра вроде бы ни к чему. К тому же у себя в стойбищах ненцы оленей берегут – здесь это и пища, и одежда, и кров, и тепло. Хотя наблюдения последних лет показывают, что в тундре стали больше ездить на снегоходах, чем на оленях, в традиционном укладе жизни и мужском соперничестве олень и все с ним связанное все-таки непреложные атрибуты. |
0 | Твитнуть |