Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
Бесконечная красота Поморья Далее
С мечом в руках Далее
«Легендарный» матч Далее
Экстрим по душе Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
На вахне круглый год
От Дудинского порта зависит будущее компании
22 февраля 2008 года, 12:06
Фото: Денис КОЖЕВНИКОВ
Текст: Анна АХМАДИЕВА
«Водные ворота» «Норильского никеля» на Таймыре уникальны. Во-первых, потому, что Дудинский морской порт единственный в мире, во время половодья полностью затопляемый водой. Во-вторых, потому, что уже несколько десятков лет морпорт эффективно работает практически в любую погоду, что в условиях сурового арктического климата непросто. Работники предприятия не боятся ни ветра, ни мороза и зачастую оказываются крепче, чем портовая техника.
Примерно через месяц – 1 апреля – дудинцев ждет важная дата: исполнится ровно год, как был образован Заполярный транспортный филиал (ЗТФ). Теперь так официально называется Дудинский порт. Но его сотрудники продолжают по привычке называть место работы по-старому, не отвлекаясь на юридически новое название. Да и не привыкли они много говорить – некогда, энергию надо беречь. Морпортовцы – люди сильные и телом, и духом. А как иначе, если немало времени приходится трудиться в экстремальных условиях.
В Заполярном транспортном филиале существует специальный регламент работ в морозные дни. Причем учитывается не только температура воздуха, но и скорость ветра. Это жизненно важно.
– До жесткости погоды в 40 градусов по Цельсию мы работаем в обычном режиме, – рассказывает Николай Костецкий, начальник административно-хозяйственной части ЗТФ. – В промежутке между 40–45 градусами действует режим усиленного обогрева, 50 минут работы перемежаются 10 минутами отдыха. При морозе ниже 45 градусов выполняются только аварийные или срочные отгрузки-погрузки. Например, если судно надо отправить в рейс или одному из предприятий Заполярного филиала «Норникеля» срочно необходим какой-либо груз. В этом режиме докеры работают чередующимися сменами: время работы равно времени обогрева.
Однако самое удивительное другое. Если люди работают в любых погодных условиях, то техника на морозе оказывается очень хрупкой. И ее «жалеют». Человек может согреться, теплее одеться, а вот краны – главные помощники в порту – механизмы нежные. При температуре ниже «паспортной» (минус 40 градусов) металлоконструкция крана становится очень хрупкой, приходится снижать нагрузку, поднимать восемь тонн груза вместо 16. С более низкими нагрузками работают и грузозахватные механизмы.
 
Арктический экспресс
В тот день, когда «Заполярный вестник» посетил Дудинский порт, на улице был «всего лишь» 30-градусный мороз. Жизнь в порту кипела.
На первом морском причале «обрабатывали» теплоход «Кандалакша». Загружали металлопродукцию для внутреннего российского рынка, пустые контейнеры и домашние вещи, которые северяне отправляют на материк морем. На третьем морском причале стоял теплоход «Капитан Данилкин». В Дудинку он привез генеральные грузы, из порта выйдет, груженный экспортной металлопродукцией. Оба этих судна серии СА-15, суперарктические, а значит, без страха бороздят просторы Севморпути.
На пятом морском причале огромные клешни, как у краба, грузили в нутро балкера «Капитан Вавилов» «рядовой металлолом» – то есть тот, который по заказу покупателя порезан на куски определенного размера.
Однако самое заметное судно порта пришвартовалось в дальнем конце, на седьмом морском причале. Это дизельэлектроход «Норильский никель». Огромный красавец, на красном боку которого написано «Арктический экспресс», сразу приковал внимание. Слишком уж яркий и мощный. Это – самое новое судно в Дудинском порту. Дизельэлектроход впервые пришел в Дудинку в апреле 2006 года. С тех пор работает на линии Мурманск – Дудинка – Мурманск. В «наше» Заполярье возит генгрузы, в том числе контейнеры с промышленными и продовольственными товарами, продуктами, фруктами, обратно – металлопродукцию в контейнерах ISO, файнштейн – полуфабрикат для Кольской ГМК, и возврат порожних контейнеров. Дизельэлектроход «Норильский никель» – первая ласточка. До февраля 2009 года с германских верфей должны быть спущены на воду еще четыре его собрата. И тогда на линии Мурманск – Дудинка – Мурманск будут «стоять» пять таких красно-белых великанов.
 
Весь год – горячая пора
В Заполярном транспортном филиале, или морпорту, две навигации. Сейчас – арктическая, или, по-простому, зимняя. Разгрузка-погрузка судов идет по расписанию, коррективы может вносить только погода.
А вот в конце апреля начинается горячая пора – готовится ледоход. В верховьях Енисея начинает таять лед, вода в реке прибывает. Диспетчерская порта каждый день дает сведения о горизонте воды. В конце апреля – начале мая срочно отгружаются все суда и уходят в море. Остальные – такие, как портовый ледокол «Авраамий Завенягин» и все суда вспомогательного флота, «прячутся» в отстойный канал, чтобы теплоходы не повредило льдом, который вот-вот вскроется. С причалов эвакуируются все краны, убираются технологические отходы, демонтируются все инженерные сооружения и отключается электричество. Вода – такая стихия, которая может снести на своем пути все. Прогнозировать, насколько сильно затопит порт, сложно. Но что его затопит – это точно. Ведь морской порт Дудинка – единственный в мире, который затопляется во время половодья.
Максимальный подъем воды в морпорту был зарегистрирован 31 мая 1999 года: тогда вода поднялась до отметки чуть менее 21 метра!!! Река плескалась прямо у ступенек здания моруправления, которое, надо отметить, находится достаточно далеко от берега. Примерно с  20 мая по 1 июля порт залит водой.
Сразу после ледохода и спада воды в Заполярном транспортном филиале начинается новая горячая пора. Нужно восстанавливать все, что порушила стихия. Ремонтировать рельсы для погрузочных кранов, чинить инженерные сооружения. Немалых усилий стоит убрать с причалов ил. На борьбу с ним бросают все силы, ведь справиться с 60 тысячами кубометров – задача не из легких. А действовать надо быстро: первые речные суда, спустившиеся по Енисею вслед за ледоходом, уже «обрабатываются» плавучими кранами на береговых откосах, а первые морские суда – в рейдовых условиях. Начинается летняя навигация по открытой воде.
А к середине октября уже надо опять готовиться к арктической. Именно в это время ожидается ледостав. Все речные суда должны успеть вернуться к месту приписки, иначе их скует льдом до следующей весны, ждать которую очень долго. Вспомогательный флот Заполярного транспортного филиала расставляют на зимний отстой в русле реки Дудинки.
И так из года в год вот уже 70 лет бурлит жизнь в морпорту Дудинка. Круглосуточно, без выходных и праздников. Хотя есть один. С 17.00 31 декабря до 08.00 2 января каждого года порт замирает. Он, как и все его работники, тоже празднует наступление Нового года.
0

Читайте также в этом номере:

Заслуженный Гукасов (Лариса ФЕДИШИНА)
ЕСТЬ АЗАРТ! (Елена ПОПОВА)
Близнецы-братья (Лариса ФЕДИШИНА)
Отстрелялись. Упали. Отжались (Елена ПОПОВА, Татьяна РЫЧКОВА)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск