Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
«Легендарный» матч Далее
С мечом в руках Далее
Экстрим по душе Далее
Гуд кёрлинг! Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Люди высокого полета
ГОСТЬ “ЗВ”
10 марта 2017 года, 15:14
Текст: Елена ПОПОВА
Для норильчанина, отправляющегося в отпуск, полет на самолете – всего лишь маленькая отсрочка того долгожданного момента, когда он окажется на материке. Однако сами летчики, выполняющие рейсы в Норильск и в обратном направлении, уверяют: для них это почти всегда непростое испытание. Об этом наша беседа с командиром воздушного судна Boeing 737 авиакомпании NordStar Андреем ОКОПНЫМ.
Андрей Окопный: “Профессия летчика подразумевает под собой определенную степень здорового фанатизма. Чтобы в ней оставаться долгие годы, нужно ее любить беззаветно. Я, например, с трудом могу себе представить такую же преданность своему делу у офисного работника. Или какого-нибудь торгового представителя. Не хочу никого обидеть… Но чаще всего, общаясь с людьми, видишь, что большинство ходит на работу без огонька в глазах, а у нас все не так. Думаю, каждый из моих коллег согласится: летчик – это призвание”.
 
– Андрей, какой рейс вы сейчас выполняли?
– Мы сегодня прилетели в Новосибирск из Китая. А до этого  выполняли чартерный рейс по маршруту Красноярск – Санья. Перевозили работников “Норникеля” на отдых в китайскую здравницу Хайнань.
– Чартерные полеты выполняются на Boeing?
– В парке воздушных судов авиакомпании NordStar десять самолетов типа Boeing 737.  Boeing считается классическим самолетом с традиционным штурвалом для пилотирования в ручном режиме. Но я мог бы от себя добавить: это уникальное воздушное судно, замечательное! Boeing, надо отдать должное его разработчикам и компании-производителю, абсолютно надежен, удобен в эксплуатации, имеет отличные летные характеристики. И при этом отличается большой степенью комфортности и высоким уровнем безопасности.
– Как давно вы работаете в авиакомпании NordStar?
– С 2011 года. А до этого я был военным летчиком. В 1993 году окончил Ставропольское высшее военное авиационное училище летчиков и штурманов. В 2009 году – академию Военно-воздушных сил в Монино (Москва). За 22 года службы достиг определенных профессиональных вершин – я летчик первого класса. Имею звание подполковника. В последние годы летал на МиГ-31. После завершения службы в рядах Вооруженных сил я принял решение перейти в гражданскую авиацию. Конечно же, пришлось преодолеть некоторые сложности – пройти переобучение, выучить английский язык… И, кстати, первый мой полет сразу же был в Норильск.
– Этот полет вам запомнился?
– Вне всякого сомнения. Я много где бывал, но по сравнению с другими аэропортами Норильск считается самым сложным.
– Вы имеете в виду погодные и климатические условия?
– Это только одна из причин. Так уж получилось, что аэропорт в Норильске построили в свое время в таком месте, где погоду спрогнозировать довольно сложно. Летишь, вроде бы все хорошо, но проходит час-два – и ситуация за бортом резко меняется. Не мне вам объяснять, вы там живете… Сильный ветер, снегопад. Сочетание сразу нескольких опасных факторов для полета. Нередкое явление в Норильске – плохая видимость, которая возникает из-за пурги, тумана… Причем туман может иногда сопровождаться сильным боковым ветром. Такое только в Норильске можно встретить! Другой неприятный момент, которым славится северный аэропорт: как только начинается потепление – хотя бы до минус 5–10 – взлетно-посадочная полоса покрывается изморозью, становится скользкой. Путевая управляемость воздушного судна в таких эксплуатационных условиях ухудшается. А при наличии бокового ветра взлет или посадка вообще становятся опасными. Решение о вылете самолета или заходе на посадку становится довольно ответственным. Дело в том, что в авиации существует такое понятие, как коэффициент сцепления колес самолета с поверхностью полосы. Нормативный показатель – 0,6, а минимально допустимая величина коэффициента сцепления – 0,3. И если этот показатель на грани, приходится учитывать все факторы.
– Бывали случаи, когда вам не удавалось выполнить посадку в Норильске?
– Конечно. А с кем такое не бывало? Во время полетов в Норильск приходится постоянно быть готовым к тому, что ситуация может в любой момент перемениться. При неустойчивой погоде мы берем с собой на борт дополнительный запас топлива. Иногда приходится покружиться над Норильском… Если погодное “окно” есть – самолет садится. Если нет – уходим на запасной аэродром. У нас на сегодня три “островка”, куда мы можем вернуться из вашего бушующего “моря”, – это Красноярск, Нижневартовск и Новый Уренгой. Но это, конечно, крайний случай.
– Думаю, норильчане могут припомнить немало ситуаций, когда именно пилотам NordStar удавалось прорваться в непогоду, в то время как рейсы других авиаперевозчиков откладывались. Есть ли какие-то специальные критерии, по которым отбирают летчиков, выполняющих полеты в Норильск?
– Начнем с того, что в составе каждого экипажа есть командир воздушного судна, а есть второй пилот. Я, как человек, прошедший и ту и другую стезю, могу рассказать: согласно нормативным документам авиакомпании NordStar командир воздушного судна имеет право на самостоятельные полеты в Норильск, то есть без инструктора, только налетав определенное – и довольно большое! – количество часов. Люди должны пройти специальную подготовку. Вторые пилоты в осенне-зимний период – то есть с сентября по май – не имеют права выполнять посадку в Норильске. Это прерогатива командира воздушного судна. Таких ограничений, насколько я слышал, нет больше ни в одной авиакомпании. Ни в одном аэропорту. В NordStar на сегодня самая серьезно подготовленная команда, если уж мы говорим о полетах в северные аэропорты… Летчики постоянно оттачивают свое мастерство, совершенствуют технику пилотирования. Недавно вот в представительстве нашей авиакомпании на Хайнане сотрудница-китаянка спрашивает меня: а правда, что все полярные летчики выполняют полеты в неимоверно сложных условиях? Я скромничать не стал. Сказал: да, это правда. Так что слава о профессионализме наших летчиков уже и до Китая дошла. Слетав много раз в Норильск, уже знаешь все его особенности. По сути, для нас это уже домашний аэропорт, где при прокладке курса, маневрировании, взлете и заходе на посадку учитываешь все нюансы, помнишь про каждую кочку, про этот пресловутый горб на полосе…
– Что вы имеете в виду под словом “горб”?
– Если заходить на посадку с севера, где находится здание аэропорта, то можно увидеть, что взлетно-посадочная полоса идет сначала на подъем, около 800 метров, а затем на уклон. Это особенность залегания полосы в Норильске. И эта особенность создает определенную сложность для летчиков при посадке самолета. Еще с советских времен в Красноярском управлении воздушного транспорта было указание экипажам, что горб нужно перелетать. В противном случае посадка может получиться с перегрузкой, очень жесткая. Это некомфортно пассажирам, и так можно повредить самолет. А с другой стороны, если при заходе на посадку идет перелет на 800 метров, то это значит, что ВПП становится короче… А теперь представьте, что все это происходит при низком коэффициенте сцепления, когда самолет плохо тормозит на полосе. А если ночь? Пурга? Боковой ветер? И сигнальных огней толком не видно… Еще раз повторюсь: Норильск – это самый сложный аэропорт, который только бывает.
– Вы говорите, что из-за горба длина взлетно-посадочной полосы укорачивается. Но прошлым летом, когда начался первый этап реконструкции ВПП, этот показатель еще уменьшился…
– Когда временно на 900 метров нам взлетно-посадочную полосу “обрезали”, руководство NordStar приняло решение, чтобы по два рейса все командиры и вторые пилоты, которые участвовали в программе летних полетов, выполнили под руководством инструкторов. Это позволило нам увидеть особенности взлета и посадки на укороченной полосе. И, к слову, не все командиры в нашей авиакомпании, с самого основания специализирующейся на полетах в Заполярье, получили такой допуск. Кого-то посчитали необходимым перенаправить на другие направления. Это – в продолжение нашего разговора о том, насколько в авиакомпании серьезно относятся к вопросу подбора персонала.
– Тот факт, что авиакомпания NordStar с каждым годом расширяет географию полетов, добавляет вам сложностей?
– Скорее это добавляет удобства норильским пассажирам, которые каждый год получают дополнительные возможности по перемещению. Если же говорить о летчиках, то нам куда сказали – туда мы и летим. Никаких сложностей. Понятно, что этому предшествует определенная подготовка экипажей, которые выполняют рейсы по новым маршрутам. Но это нормально. Конкурировать на рынке нам приходится с авиакомпаниями-гигантами, поэтому у NordStar сегодня нет другой возможности оставаться на уровне, кроме как постоянно развивать маршрутную сеть и создавать привлекательные условия для своих пассажиров.  
– Сейчас еще рано об этом говорить, но все же… Изменения после ремонта первого участка взлетно-посадочной полосы в Норильске вы уже успели ощутить?
– Южный участок в конце взлетно-посадочной полосы протяженностью 900 метров, который отремонтировали прошлым летом, я бы сейчас сравнил с автобаном. Раньше здесь было много ямок, в которые колесом шасси попадаешь – и пассажиры в креслах подпрыгивают, а сейчас садишься – самолет мягко бежит по ровной поверхности. До тех пор, пока не оказываешься на участке со старым покрытием. Здесь полоса старая, разбитая… Как будто сворачиваешь с автобана на второстепенную дорогу. Чем это чревато? Подвески, стойки шасси разбиваются, колеса самолета преждевременно изнашиваются… Я уже не говорю про комфорт пассажиров. Разница ощутимая! Поэтому необходимо, конечно, ВПП приводить в порядок. Сейчас во всем мире развивается авиация. В крупных городах строят новые терминалы и ремонтируют полосы. Почему Норильск – такой значимый для страны и богатый регион – должен отставать в развитии авиационной структуры? Это даже, если глобально рассуждать, вопрос транспортной безопасности… Поэтому можно только порадоваться тому, что государство и “Норникель” выделяют деньги на реконструкцию ВПП.
При прокладке курса, маневрировании, взлете и заходе на посадку в Норильске нужно учитывать множество нюансов
Пассажиров встретят на высшем уровне
Сотрудники авиакомпании NordStar могут справиться с любой нештатной ситуацией на борту. И даже принять роды
Улыбающаяся “лайка” – не только символ предстоящей Универсиады, но и пример креативности компании NordStar
0

Читайте также в этом номере:

Так сошлись звезды (Марина БУШУЕВА)
Легенды приняли вызов (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Мастера показали класс (Марина БУШУЕВА)
ТОФ усилит обогащение (Лариса ФЕДИШИНА)
Построят в срок (Виктор ЦАРЕВ)
Путорана манит (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Билеты в продаже (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Стандарт высшей школы (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Уникальная (Татьяна РЫЧКОВА)
Единственный (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Выгодное предложение (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Лучший для работника (Виктор ЦАРЕВ)
Помогут в поиске (Виктор ЦАРЕВ)
По заказу металлургов (Ольга ЛИТВИНЕНКО)
Жажда перемен (Елена ПОПОВА)
Мужской проект (Владислав ШУКШИН)
Работа на высоте (Лариса СТЕЦЕВИЧ)
Дамы в безопасности (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Ирина, она же мама (Юлия КОСТИКОВА)
В городе Сочи темные ночи (Роман БУКВОЕДОВ)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск