Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
С мечом в руках Далее
Экстрим по душе Далее
Бесконечная красота Поморья Далее
Гуд кёрлинг! Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Ирина, она же мама
ШТРИХИ К ПОРТРЕТУ
10 марта 2017 года, 15:34
Фото: Николай ЩИПКО
Текст: Юлия КОСТИКОВА
Это история одного конкретного класса одной конкретной школы. В канун Международного женского дня бывшие одноклассники обратились в “ЗВ” с просьбой поздравить классного руководителя и сказать спасибо за все, что она для них сделала. Будучи “двоечниками” в подобных вещах, они пропустили 15 лет, но зато на отлично сохранили памятные воспоминания о своей школьной жизни.
Справка:
Ирина Александровна ЧИГИРИНСКАЯ. Заместитель директора по воспитательной работе школы №37 района Кайеркан, учитель математики. В системе образования трудится 41 год. Награждена почетной грамотой Министерства образования и науки Российской Федерации за значительные успехи в организации и совершенствовании учебного и воспитательного процесса, большой личный вклад в практическую подготовку учащихся и воспитанников и многолетний плодотворный труд.
 
– Ирина Александровна, когда в последний раз вы были на встрече выпускников в своей родной школе?
– Ой, перед тем, как уехала из Тирасполя. После школы я окончила Тираспольский государственный педагогический институт имени Тараса Шевченко. Возможно, в 1977-м могла быть там. Потом вышла замуж за военного и начались гарнизоны-гарнизоны. Затем мы приехали в Норильск.
Когда я бываю в Тирасполе, мы всегда собираемся с одноклассниками, институтскими коллегами. У нас давняя дружба, и пусть видимся редко, но этими встречами мы дорожим.
– Разговор о школьных буднях – это в каком-то смысле возможность пролистать альбом своей памяти. Мы говорим о вашей работе в школе. Какие его страницы доставляют вам сейчас наибольшее удовольствие?
– По долгу службы я встречаю детей маленькими и провожаю взрослыми. Мой кабинет находится сейчас на том этаже, где располагается начальная школа. И вот я вижу, как они приходят, затем с пятого класса до самого последнего звонка веду у них уроки. Так или иначе вся жизнь ребят проходит перед моими глазами. Будни – это будни. В них бывает всякое, а я люблю вспоминать праздники: Первое сентября – торжественные и трогательные моменты, затем День учителя – поздравления коллег, в каждом из которых уже есть частица собственной души, Новый год… Сценарий этого праздника я всегда отдаю детям. Это детский праздник, и как они его видят, так мы и проводим мероприятия. Время идет, дети меняются, меняются и новогодние утренники. Но атмосфера остается неизменной.
Следом идут 23 Февраля и 8 Марта. Здесь тоже проявляется полет фантазии ребят. Дальше наступает время “Школьной поры”, и мы готовим концертные номера. В этом году исполняется 20 лет этому конкурсу школьных активов, и я стояла у его истоков. В марте состоится заключительный и самый эффектный этап. Ждем с нетерпением. Но самый важный день в году – это, пожалуй, праздник последнего звонка. Когда выпускаешь в жизнь очередной класс, остаются незабываемые впечатления.
– Какой из последних звонков вам запомнился больше всего?
– Самым слезным был для меня, наверное, выпуск 2002 года. После этого я не брала классное руководство.
– Ученики и коллеги знакомы с вами не первый год, а кто-то и десятки лет. Но наверняка не все хорошо знают вас как человека, личность, просто женщину – скорее как учителя. Предлагаю ответить на несколько вопросов из знаменитой анкеты Марселя Пруста, которую часто использует в своей передаче Владимир Познер.
– Попробуем...
– С кем из ныне живущих известных людей вы бы хотели познакомиться?
– С Владимиром Путиным.
– А с кем из великих людей прошлого?
– Наверное, с Екатериной Великой. Там есть о чем поговорить, чему научиться и о чем спросить.
– Ваша идея счастья?
– Счастье – это такое емкое слово. Это счастье детей, благополучие, здоровье… Оно объединяет все те позиции, которые важны для каждого из нас. Для меня счастье связано с моими детьми и моими учениками.
– Какие добродетели вы цените больше всего?
– Порядочность. Человек должен быть порядочным, честным и не подлым.
– Назовите качества, которые вы больше всего цените в мужчинах.
– Опять же порядочность. Еще я очень люблю мужчин, которые любят женщин, жалеют их.
– К каким порокам вы чувствуете наибольшее снисхождение?
– Я не люблю пороки, и к ним не может быть снисхождения. Всегда честно заявляю о своем отношении к ним и до сих пор не научилась сдерживаться.
– Три ваших лучших качества?
– Я добрая, что иногда даже мешает. С опытом добавилась мудрость. Как было у Ахматовой: “Я просто научилась мудро жить”. И еще умею прощать, хотя последнее тяжело дается.
– Кто ваша любимая героиня из художественной литературы?
– Сложно сказать. Мне нравится читать о женщинах сильных и с чувством юмора. Очень люблю Довлатова. Его героини нередко бывают такими. Для примера пусть будет героиня из повести “Иностранка”.
– Есть ли у вас девиз или цитата, которая придает сил и поднимает настроение?
– Надо подумать. Чаще всего я основываюсь на своих собственных цитатах.
– Если бы вы встретились со Всевышним, что бы вы ему сказали?
– Прости.
 
P.S.
– За сорок с лишним лет в педагогике есть ли еще какие-то вершины, которые вам хотелось бы покорить?
– Я сейчас работаю в свое удовольствие. Пусть это прозвучит непедагогично, но могу сказать, что самый благодатный возраст для моей профессии – не молодой. Когда дети выросли и живут самостоятельной жизнью, когда ничего не связывает, работа становится неким домом. Я могу находиться здесь с утра до позднего вечера и понимать, что школа – моя маленькая страна. Она живет, развивается, готовит детей ко взрослой жизни и всегда открыта своим выпускникам, которые вдруг захотят вспомнить, с чего все начиналось.
 
ОТ ПЕРВОГО ЛИЦА
11а класс, выпуск 2002 года, об Ирине Александровне
 
Рифат БОГАУТДИНОВ, полицейский:

– В школе было очень много интересных моментов, связанных с Ириной Александровной, о которых до сих пор вспоминаем с удовольствием. Самый важный ее поступок, на мой взгляд, это то, что она взяла нас под свое крыло. Не оставила, когда классные руководители менялись один за другим. За пять лет Ирина Александровна стала нам почти матерью. Заботилась о каждом, воспитывала, ругала за дело и отстаивала наши интересы в учебе и не только. Мы до сих пор прислушиваемся к ее мнению, потому что знаем: Ирина Александровна всегда за нас. Хочу сказать ей спасибо, пожелать самой большой пенсии, что есть у педагогов, умных учеников и долгих лет в профессии.
 
Людмила РЕШЕТАРЬ (БАЛЫКИНА), мастер ногтевого сервиса:
– В 11-м классе я родила сына и вышла замуж. Можно сказать, не без участия Ирины Александровны. Я долго не решалась сообщить маме новость о том, что она скоро станет бабушкой. Скрывать получалось, но только не перед нашей учительницей. Однажды она подозвала меня и сказала: “Покажи живот… Сегодня я приду к вам в гости”. О чем они говорили с мамой, я не знаю. Но когда вышли из комнаты, мама была счастливая, улыбалась. Я благодарна Ирине Александровне за участие. Сегодня, как мама сына и дочки, я понимаю, насколько это важно и сложно направить ребенка на истинный путь. Ирина Александровна мудрая, справедливая женщина. Всегда поможет, узнает, разрулит ситуацию. Такое ощущение, что ей не только собственный класс, а все дети в школе были как родные. Желаю Ирине Александровне стальных нервов, здоровья и достойных учеников. Мы виноваты, что редко видимся с ней. У всех работа, семьи, дела. Но мы исправимся.
 
Анна КОНДРАТЕНКО (СИМОНОВА), диспетчер пожарной связи аэропорта Норильск:
– Она всегда была с нами на одной волне. Понимала молодежный сленг, была в курсе всех наших дел. На уроках Ирины Александровны иногда можно было и подурачиться, хотя в учебе спуску никому она не давала. Спрашивала строго и следила за успеваемостью по всем предметам.
Классе в восьмом или в девятом, когда бушевал переходный возраст, я решила уйти из школы и начать работать. Ирина Александровна удержала меня. Отговорила. Она сплотила класс. Постоянно устраивала для нас мероприятия, классные часы. Приходилось собираться после уроков, готовиться и репетировать. Так мы стали одним целым. Общаемся до сих пор. Из курьезных случаев помню, как мы с Людой один раз порвали Ирине Александровне шубу. Бесились в сугробе на турбазе с классом. Было неловко, но она, по-моему, не обиделась тогда. А еще она постоянно боролась с длиной моей юбки. Называла ее набедренной повязкой. Сейчас мы изменились, а Ирина Александровна все та же. Хочется ей пожелать оставаться таким же компанейским и модным учителем. Люблю ее и уважаю.
 
Дмитрий БУЗМАКОВ, мастер на все руки:
– Я благодарен Ирине Александровне за то, что объяснила, как важно иметь полное среднее образование. Я тоже собирался уходить из школы после девятого класса, но в результате окончил одиннадцать. Получил профессии слесаря-ремонтника, электрогазосварщика, газорезчика, стропальщика… Но аттестат открывает мне новую перспективу. В той сфере, которая мне интересна, как раз нужен аттестат за 11 классов.
Сегодня в 37-й школе учится моя дочь Арина. Она оканчивает третий класс. Если так сложится, что Ирина Александровна в будущем станет ее классным руководителем, я буду очень рад. Здоровья ей, благополучия и побольше поводов для улыбки. Учиться у нее было классно.
 
Екатерина ВАРЛАМОВА (СЫРАЕВА), директор службы персонала отеля “Стандарт”, Москва:
– Мы были не самыми легкими детьми в не самом легком регионе. Жили в замкнутом мирке. Ирина Александровна, наверное, несла за нас большую ответственность перед Уголовным и Гражданским кодексами России, чем наши родители. Экспрессивная, харизматичная, громкая… На уроках с ней всегда было очень комфортно. На внеклассных занятиях – увлекательно. Ирина Александровна давала возможность всесторонне развиваться всем ученикам. Помню, к 9 Мая мы готовили музыкальную постановку о войне. Я тогда впервые глубоко и по-настоящему прониклась этим праздником. Она вкладывала нам в мозг нужные знания, хотела, чтобы каждый усвоил для себя нечто большее, чем школьную программу.
Моя мама до сих пор с любовью и нежностью вспоминает об Ирине Александровне, и я искренне желаю, чтобы у моей дочери был такой учитель. Я давно уехала из Норильска и вряд ли навещу родную школу лично, но с помощью “ЗВ” хочу сказать: Ирина Александровна, я вас помню. Наверное, через всю жизнь пронесу ваше имя-отчество. Помню вашу заботу, ваши уроки и то, сколько времени вы проводили с нами, невзирая на собственную семью. Всегда с удовольствием встречусь с вами. Если вам когда-нибудь понадобится наша помощь, знайте, что Москва и Российская Федерация большие только на карте.
 
Олеся ЗЕНИНА (ЕМЕЛЬЯНОВА), машинист крана производственного объединения “Норильскремонт”:
– Ирина Александровна непростой человек. Она и строгая, и добрая. Экспрессивная и сентиментальная. Она неравнодушна к детям. Всегда смотрела, горят ли у ученика глаза во время уроков. И пусть мы не всегда вели себя как образцовый класс, но постоянно чувствовали ее внимание к себе. Желаю здоровья Ирине Александровне и женского счастья.
 
Рустам ИСЛАМОВ, государственный служащий, Уфа:
– Я попал к Ирине Александровне в 10-м классе, почти на финишной прямой своей учебы в школе. По правде говоря, я ее побаивался. Хотя и восхищался неравнодушием к каждому из нас. Что запомнилось? Как во время подготовки к КВН она обещала поставить мне четверку в четверти по математике, если я соглашусь сыграть женщину легкого поведения в компании с парой одноклассников. Я согласился, но четверки так и не дождался. Так я усвоил важный урок: никому нельзя верить, даже своей учительнице. Благодарен ей за это. Здоровья Ирине Александровне, терпения и скорейшего переезда с Севера на юга.
 
Ульяна СКРЯГА, специалист в банковской сфере, Белгород:
– В школе я была почти примерным ребенком. Ирина Александровна помогла мне (как и всем остальным) подтянуть отметки в аттестате, за что ей большое спасибо. Часто возила нас в театр, на турбазы и устраивала культурные развлечения. Думаю, что не многие учителя делали это, как она. Всегда участвовала в жизни класса. Поддерживала нас. Была как вторая мама: и хвалила, и ругала. Уму-разуму учила. Хочется ей передать, что мы помним все это. Ценим и стараемся применять.
0

Читайте также в этом номере:

Так сошлись звезды (Марина БУШУЕВА)
Легенды приняли вызов (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Мастера показали класс (Марина БУШУЕВА)
ТОФ усилит обогащение (Лариса ФЕДИШИНА)
Построят в срок (Виктор ЦАРЕВ)
Путорана манит (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Билеты в продаже (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Стандарт высшей школы (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Уникальная (Татьяна РЫЧКОВА)
Единственный (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Выгодное предложение (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Лучший для работника (Виктор ЦАРЕВ)
Помогут в поиске (Виктор ЦАРЕВ)
По заказу металлургов (Ольга ЛИТВИНЕНКО)
Люди высокого полета (Елена ПОПОВА)
Жажда перемен (Елена ПОПОВА)
Мужской проект (Владислав ШУКШИН)
Работа на высоте (Лариса СТЕЦЕВИЧ)
Дамы в безопасности (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
В городе Сочи темные ночи (Роман БУКВОЕДОВ)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск