Как относиться к утопии?
ТЕАТР КРУПНЫМ ПЛАНОМ
11 января 2018 года, 13:51 Текст: Валентина ВАЧАЕВА
|
Норильск готовится к очередной “Полярке”. В 2018-м шестая лаборатория современной драматургии впервые откроется выставкой. Через неделю в город прилетает один из самых ярких и оригинальных представителей российского современного искусства омич Дамир МУРАТОВ.
Создатель собственной сибирской мифологии, автор знаменитой работы Che Burashka очень соответствует теме лаборатории – “Утопия/Антиутопия”.
Знакомые всем образы Его вроде бы массовое искусство даже по репродукциям воспринимается как искусство для избранных, то есть для тех, кто понимает и принимает его правила игры. Художник из Омска не только востребован, но и очень работоспособен. Только в прошлом году Дамир Муратов принял участие в групповых выставках в Лондоне, Стамбуле, Москве, Санкт-Петербурге и Екатеринбурге и открыл персональную в столичной 11.12 GALLERY. Проект, экспонировавшийся в галерее современного искусства (арт-кластер Винзавод), назывался “Искусство привидений”. В аннотации, сохранившейся на сайте галереи (выставка закончила работу месяц назад) написано, что художник в своем новом проекте обращается к положительной стороне памяти бывших советских людей: “Мороженое по 7 копеек, детские площадки с кучей креативных аттракционов, газировка из автоматов, пионерские летние лагеря – все это стало “брендом” советской жизни. Используя знакомые всем образы, Муратов доступными средствами конструирует в пространстве галереи небольшой уголок “альтернативной реальности”. Здесь можно увидеть советские игрушки, этикетки с бутылочек одеколона и пачек сигарет, обложки детских книг и даже интерьер жилой комнаты со шкафом, где мог бы скрыться любовник. Однако интерпретация этих объектов пронизана юмористическим, а порой даже саркастическим посылом, используемым художником. С его подачи известный лозунг “Вся власть Советам” становится почти живым, приобретая приятную “ламповость”, стоило лишь продолжить эту фразу, дописав “да любовям”. Муратов подобным образом играет так с каждым своим произведением, мифологизируя его и наделяя новым смыслом и звучанием, создает тот “параллельный советский мир”, о котором у нас остались лишь теплые чувства”. Чем не утопия? Известно, что на днях из столицы в Норильск будет отправлена 21 работа Дамира Муратова. Надеемся, что из нового проекта. Вернисаж на Талнахской, 78, с участием автора назначен на 19 января. На сцене и в буфете Церемония открытия “Полярки” пройдет 25 января. К этому времени в театре должны собраться все ее участники: режиссеры, драматурги, театральные критики. Дмитрий Зимин выбрал для работы известную пьесу Вячеслава Дурненкова “Экспонаты”, десять лет назад названную на фестивале молодой драматургии “Любимовка” событием. За это время “Экспонаты” много и успешно ставились. В норильском эскизе будут заняты все заслуженные артисты: Нина Валенская, Сергей Ребрий и Марина Журило, а также Павел Авдеев, Варвара Бабаянц, Александр Глушков, Сергей Даданов, Елена Данова, Александр Жуйков, Николай Каверин, Алексей Ковригин, Сергей Назимов, Иван Розинкин, Евгения Хитрина, Денис Чайников. Если эскиз получится, то у истории про жителей периферийного городка, которым было предложено подработать живыми экспонатами из прошлого, есть шанс остаться на большой сцене. Тимур Файрузов свой режиссерский эскиз по “Утопии” Михаила Дурненкова покажет в заключительный день “Полярки”, но не на сцене, а в зрительском буфете… Похоже, выбор места обусловлен тем, что действие пьесы происходит в пивном баре под названием “Утопия”. По словам режиссера, он выбрал “Утопию” из списка, предложенного куратором проекта Олегом Лоевским, потому что это пьеса о поколении родившихся в 1970-е: – Я в это время учился, был в армии, женился в первый раз. У меня был свой бизнес и соответствующие времени разборки… Так что утопических настроений по тому, что было, я не испытываю, а пьеса мне очень нравится. В эскизе в единственной женской роли занята актриса Евгения Камбалина, приехавшая в Норильск из Прокопьевской драмы, где она играла героиню в “Экспонатах” Вячеслава Дурненкова. (С этим спектаклем в постановке Марата Гацалова актриса даже побывала на “Золотой маске”.) Мужские роли режиссер отдал Александру Жуйкову, Олегу Корныльеву и Степану Мамойкину. В это же воскресенье, 28 января, латышский режиссер Гиртс Эцис на малой сцене представит многонаселенный эскиз по пьесе эстонского драматурга Яна Тятте “Безумец”. С латышским коллегой (Гиртс Эцис еще и актер) над историей “потепления души” будут работать Роман Лесик, Юлия Новикова и Полина Белянина. В эскизе также заняты Павел Авдеев, Денис Ганин, Александр Глушков, Сергей Даданов, Николай Каверин, Сергей Назимов, Евгений Нестеров, Александр Носырев, Инесса Талашкевич и Лариса Ребрий. В афишу шестой лаборатории включена и осенняя премьера Норильского Заполярного – спектакль главного режиссера театра Анны Бабановой по антиутопии Дмитрия Данилова “Человек из Подольска”. Его покажут в субботу, 27 января, сразу после “Экспонатов”, но на малой сцене. По традиции каждый эскиз будет сопровождаться зрительским голосованием и обсуждением с участием театральных критиков. “Критиковать” вместе с Олегом Лоевским приедут театровед из Санкт-Петербурга Евгения Тропп и столичный театральный критик Алексей Киселев. Преподаватель и декан театроведческого факультета Санкт-Петербургского института сценических искусств Евгения Тропп, ежегодно организующая Всероссийский конкурс театральных рецензий для школьников, в Норильске проведет мастер-класс “Как написать рецензию”, а Алексей Киселев прочтет лекцию об иммерсивном (без четвертой стены) театре. И я вернусь В этом году в программу “Полярки” включены документальный спектакль Театра.doc и “Драматической лаборатории” из Кирова “Вятлаг. Дневники Артура Страдиньша (1941–1943)” и художественный фильм “1944” Элмо Нюганена, номинированный на “Оскар”. Причем режиссер “Вятлага” Борис Павлович в спектакле, прослеживающем год жизни заключенного латыша, сам читает текст от автора, а художественный руководитель Таллиннского городского театра (известный кинорежиссер и актер) Элмо Нюганен прилетит, чтобы представить свою кинокартину. Но это еще не все гости. После просмотра фильма и торжественной церемонии открытия литовский драматург, режиссер театра и кино Мариус Ивашкявичюс на малой сцене прочтет свою пьесу “Малыш”. Историю литовца, депортированного в начале 1940-х в Сибирь, поставили не только на родине драматурга, но и в Неаполе, Хельсинки, Санкт-Петербурге, Хабаровске. В 2010-м “Малыша” выпустил Красноярский ТЮЗ. Столь представительная творческая делегация из стран Балтии в северный город – это и способ отметить грядущее 100-летие независимости Латвии, Литвы, Эстонии, и редкая возможность почтить память соотечественников, безвинно сгинувших в ссылках и лагерях, в том числе и в Норильском исправительно-трудовом. В 1990-м экспедиция из Прибалтики соорудила трехгранный гурий из бутового камня на месте захоронения репрессированных без суда и следствия офицеров артиллерийских войск Литвы, Латвии, Эстонии. Эта же делегация установила памятный знак – трехъярусный семиметровый столб из лиственницы – там, где стоял барак заключенных… Через год, в августе 1991-го, вторая делегация торжественно открыла комплекс памятников “…от прибалтийских народов” со списками погибших в Норильлаге соотечественников на кладбище под Шмидтихой. Один из тех, кто совершал погребальную службу, католический ксендз Альфонс Варенскис, обратился тогда с просьбой назвать кладбище “Норильской Голгофой”, что и было сделано. Своего рода данью памяти всех оставшихся лежать в нашей промерзлой земле станет закрывающий шестую “Полярку” показ исторической фантасмагории Анны Бабановой по пьесе Владимира Зуева “Жди меня… и я вернусь”. |
0 | Твитнуть |