Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
С мечом в руках Далее
Гуд кёрлинг! Далее
Бесконечная красота Поморья Далее
В четвертом поколении Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Как относиться к утопии?
ТЕАТР КРУПНЫМ ПЛАНОМ
11 января 2018 года, 13:51
Текст: Валентина ВАЧАЕВА
Норильск готовится к очередной “Полярке”. В 2018-м шестая лаборатория современной драматургии впервые откроется выставкой. Через неделю в город прилетает один из самых ярких и оригинальных представителей российского современного искусства омич Дамир МУРАТОВ.
Создатель собственной сибирской мифологии, автор знаменитой работы Che Burashka очень соответствует теме лаборатории – “Утопия/Антиутопия”.
 
Знакомые всем образы
Его вроде бы массовое искусство даже по репродукциям воспринимается как искусство для избранных, то есть для тех, кто понимает и принимает его правила игры. Художник из Омска не только востребован, но и очень работоспособен. Только в прошлом году Дамир Муратов принял участие в групповых выставках в Лондоне, Стамбуле, Москве, Санкт-Петербурге и Екатеринбурге и открыл персональную в столичной 11.12 GALLERY. Проект, экспонировавшийся в галерее современного искусства (арт-кластер Винзавод), назывался “Искусство привидений”. В аннотации, сохранившейся на сайте галереи (выставка закончила работу месяц назад) написано, что художник в своем новом проекте обращается к положительной стороне памяти бывших советских людей: “Мороженое по 7 копеек, детские площадки с кучей креативных аттракционов, газировка из автоматов, пионерские летние лагеря – все это стало “брендом” советской жизни. Используя знакомые всем образы, Муратов доступными средствами конструирует в пространстве галереи небольшой уголок “альтернативной реальности”. Здесь можно увидеть советские игрушки, этикетки с бутылочек одеколона и пачек сигарет, обложки детских книг и даже интерьер жилой комнаты со шкафом, где мог бы скрыться любовник. Однако интерпретация этих объектов пронизана юмористическим, а порой даже саркастическим посылом, используемым художником. С его подачи известный лозунг “Вся власть Советам” становится почти живым, приобретая приятную “ламповость”, стоило лишь продолжить эту фразу, дописав “да любовям”. Муратов подобным образом играет так с каждым своим произведением, мифологизируя его и наделяя новым смыслом и звучанием, создает тот “параллельный советский мир”, о котором у нас остались лишь теплые чувства”. Чем не утопия?
Известно, что на днях из столицы в Норильск будет отправлена 21 работа Дамира Муратова. Надеемся, что из нового проекта. Вернисаж на Талнахской, 78, с участием автора назначен на 19 января.
 
На сцене и в буфете
Церемония открытия “Полярки” пройдет 25 января. К этому времени в театре должны собраться все ее участники: режиссеры, драматурги, театральные критики.
Дмитрий Зимин выбрал для работы известную пьесу Вячеслава Дурненкова “Экспонаты”, десять лет назад названную на фестивале молодой драматургии “Любимовка” событием. За это время “Экспонаты” много и успешно ставились. В норильском эскизе будут заняты все заслуженные артисты: Нина Валенская, Сергей Ребрий и Марина Журило, а также Павел Авдеев, Варвара Бабаянц, Александр Глушков, Сергей Даданов, Елена Данова, Александр Жуйков, Николай Каверин, Алексей Ковригин, Сергей Назимов, Иван Розинкин, Евгения Хитрина, Денис Чайников.
Если эскиз получится, то у истории про жителей периферийного городка, которым было предложено подработать живыми экспонатами из прошлого, есть шанс остаться на большой сцене.
Тимур Файрузов свой режиссерский эскиз по “Утопии” Михаила Дурненкова покажет в заключительный день “Полярки”, но не на сцене, а в зрительском буфете… Похоже, выбор места обусловлен тем, что действие пьесы происходит в пивном баре под названием “Утопия”.
По словам режиссера, он выбрал “Утопию” из списка, предложенного куратором проекта Олегом Лоевским, потому что это пьеса о поколении родившихся в 1970-е:
– Я в это время учился, был в армии, женился в первый раз. У меня был свой бизнес и соответствующие времени разборки… Так что утопических настроений по тому, что было, я не испытываю, а пьеса мне очень нравится.
В эскизе в единственной женской роли занята актриса Евгения Камбалина, приехавшая в Норильск из Прокопьевской драмы, где она играла героиню в “Экспонатах” Вячеслава Дурненкова. (С этим спектаклем в постановке Марата Гацалова актриса даже побывала на “Золотой маске”.) Мужские роли режиссер отдал Александру Жуйкову, Олегу Корныльеву и Степану Мамойкину.
В это же воскресенье, 28 января, латышский режиссер Гиртс Эцис на малой сцене представит многонаселенный эскиз по пьесе эстонского драматурга Яна Тятте “Безумец”.
С латышским коллегой (Гиртс Эцис еще и актер) над историей “потепления души” будут работать Роман Лесик, Юлия Новикова и Полина Белянина. В эскизе также заняты Павел Авдеев, Денис Ганин, Александр Глушков, Сергей Даданов, Николай Каверин, Сергей Назимов, Евгений Нестеров, Александр Носырев, Инесса Талашкевич и Лариса Ребрий.
В афишу шестой лаборатории включена и осенняя премьера Норильского Заполярного – спектакль главного режиссера театра Анны Бабановой по антиутопии Дмитрия Данилова “Человек из Подольска”. Его покажут в субботу, 27 января, сразу после “Экспонатов”, но на малой сцене.
По традиции каждый эскиз будет сопровождаться зрительским голосованием и обсуждением с участием театральных критиков. “Критиковать” вместе с Олегом Лоевским приедут театровед из Санкт-Петербурга Евгения Тропп и столичный театральный критик Алексей Киселев.
Преподаватель и декан театроведческого факультета Санкт-Петербургского института сценических искусств Евгения Тропп, ежегодно организующая Всероссийский конкурс театральных рецензий для школьников, в Норильске проведет мастер-класс “Как написать рецензию”, а Алексей Киселев прочтет лекцию об иммерсивном (без четвертой стены) театре.
 
И я вернусь
В этом году в программу “Полярки” включены документальный спектакль Театра.doc и “Драматической лаборатории” из Кирова “Вятлаг. Дневники Артура Страдиньша (1941–1943)” и художественный фильм “1944” Элмо Нюганена, номинированный на “Оскар”. Причем режиссер “Вятлага” Борис Павлович в спектакле, прослеживающем год жизни заключенного латыша, сам читает текст от автора, а художественный руководитель Таллиннского городского театра (известный кинорежиссер и актер) Элмо Нюганен прилетит, чтобы представить свою кинокартину.
Но это еще не все гости. После просмотра фильма и торжественной церемонии открытия литовский драматург, режиссер театра и кино Мариус Ивашкявичюс на малой сцене прочтет свою пьесу “Малыш”. Историю литовца, депортированного в начале 1940-х в Сибирь, поставили не только на родине драматурга, но и в Неаполе, Хельсинки, Санкт-Петербурге, Хабаровске. В 2010-м “Малыша” выпустил Красноярский ТЮЗ.
Столь представительная творческая делегация из стран Балтии в северный город – это и способ отметить грядущее 100-летие независимости Латвии, Литвы, Эстонии, и редкая возможность почтить память соотечественников, безвинно сгинувших в ссылках и лагерях, в том числе и в Норильском исправительно-трудовом.
В 1990-м экспедиция из Прибалтики соорудила трехгранный гурий из бутового камня на месте захоронения репрессированных без суда и следствия офицеров артиллерийских войск Литвы, Латвии, Эстонии. Эта же делегация установила памятный знак – трехъярусный семиметровый столб из лиственницы – там, где стоял барак заключенных… Через год, в августе 1991-го,
вторая делегация торжественно открыла комплекс памятников “…от прибалтийских народов” со списками погибших в Норильлаге соотечественников на кладбище под Шмидтихой. Один из тех, кто совершал погребальную службу, католический ксендз Альфонс Варенскис, обратился тогда с просьбой назвать кладбище “Норильской Голгофой”, что и было сделано.
Своего рода данью памяти всех оставшихся лежать в нашей промерзлой земле станет закрывающий шестую “Полярку” показ исторической фантасмагории Анны Бабановой по пьесе Владимира Зуева “Жди меня… и я вернусь”.
Дамир Муратов
Режиссер Дмитрий Зимин
Режиссер Гиртс Эцис
Режиссер Борис Павлович в спектакле “Вятлаг”
Мариус Ивашкявичюс в 2017-м получил “Золотую маску” как лучший драматург
0

Читайте также в этом номере:

Культура растет (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Воплощая мечты (Мария СОКОЛОВА)
Норильск в цифровом формате (Ольга ЛИТВИНЕНКО)
Дочери – за отца (Лариса ФЕДИШИНА)
О Норильске слагают песни (Лариса МИХАЙЛОВА)
Дед Мороз все еще ждет (Марина БУШУЕВА)
Автоёлка (Анна САРАФАНОВА)
Улетный флешмоб (Марина БУШУЕВА)
Театр говорит (Марина БУШУЕВА)
Дурных собак не бывает (Татьяна РЫЧКОВА)
Каждый Шарик имеет право (Анна САРАФАНОВА)
Дешево и сердито (Роман БУКВОЕДОВ)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск