Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
Бесконечная красота Поморья Далее
«Легендарный» матч Далее
Экстрим по душе Далее
Гуд кёрлинг! Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Как фанера над Парижем
КНИГА НЕДЕЛИ от Публичной библиотеки города Норильска
21 мая 2015 года, 16:26
Текст: Юлия КОХ
С давних времен у авторов, публикующих сборники новелл, хорошим тоном считалось объединить их общей сюжетной рамкой. Так поступали Джованни Боккаччо, Джеффри Чосер и, судя по всему, даже загадочный автор не дошедших до наших дней “милетских рассказов”. Есть шанс, что этот литературный прием вскоре вновь войдет в моду – по крайней мере, Анна Борисова в своей книге “Креативщик” вполне успешно его применяет.
В этом крохотном томике, по количеству текста никак не дотягивающем до полновесного романа, читатель найдет семь историй, различных по тематике, размеру и повествовательной манере. Однако рассказчик один – загадочный старик, путешествующий по Санкт-Петербургу в поисках благодарных слушателей. Мы проведем с ним всего один день, на протяжении которого герой будет непринужденно менять профессии, биографии и даже внешность. Для каждого незнакомца у “креативщика” найдутся свои уловки, способные привлечь и удержать внимание недоверчивых горожан. Рассеянной девочке-подростку он подарит мини-триллер о съемках экстремального реалити-шоу, разочаровавшемуся в жизни пенсионеру – теорию о “дорожках судьбы”, представляющую время в форме граммофонной пластинки. Герой книги со сверхъестественной точностью угадывает мысли своих случайных знакомых, определяет их имена, видит слабые и сильные стороны. Неудивительно, что какими бы невероятными ни были истории “креативщика”, завороженные слушатели в конце концов принимают их за чистую монету. Они хотят продолжения – каких-то далеко идущих выводов, жизненно важных сведений о жизни и о себе. Но, доведя сюжет до развязки, рассказчик мгновенно теряет интерес к аудитории и ненавязчиво растворяется в толпе. Воображение и эрудиция таинственного незнакомца вызывают невольное восхищение, однако по мере чтения книги трудно отделаться от мысли, что он каким-то неявным образом питается своими собеседниками. В финале книги автор предлагает нам свое, не слишком оригинальное объяснение сверхъестественной природы “креативщика”. Впрочем, эта версия может оказаться лишь еще одной занятной байкой, призванной отвлечь наше внимание от скрытого смысла истории.
Уже ни для кого не секрет, что таинственная некогда Анна Борисова – это еще один псевдоним многогранного Бориса Акунина, то есть Григория Чхартишвили. Чем была для него эта книга? Метафорой жизни писателя, который играет с эмоциями аудитории, питается вниманием и производит идеи? Стилистической игрой, позволившей стряхнуть пыль с редко используемых речевых оборотов? Или простым способом издать накопившиеся за годы писательства идеи, по отдельности не стоящие целой книги? Как бы то ни было, над “Креативщиком” мэтр отечественного детектива работал, похоже, не так усердно, как над другими своими произведениями. Какая-то фальшь чувствуется в этих бесконечных диалогах, немного не там и не так употребляемых жаргонных словечках и слегка предсказуемых сюжетных поворотах. Последняя сцена, в которой обыгрывается идиоматическая “фанера над Парижем” и вовсе кажется вымученной шуткой писателя, так и не придумавшего для своей книги достаточно многозначительного финала. Впрочем, несмотря на все нестыковки и недостатки, которые может обнаружить в тексте “Креативщика” въедливый читатель, вы, вероятно, не сможете оторваться от этой книги, пока не перевернете последнюю страницу. В конце концов, каждый читатель в душе ребенок, ждущий, чтобы ему рассказали интересную историю.
0

Читайте также в этом номере:

Обновили по пунктам (Виктор ЦАРЕВ)
Газовики встречают весну (Денис КОЖЕВНИКОВ)
Складировать по-новому (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Становится лучше (Денис КОЖЕВНИКОВ)
Позитивный сценарий (Татьяна РЫЧКОВА)
Отъезд по программе (Виктор ЦАРЕВ)
Удобный расчет (Виктор ЦАРЕВ)
Все начиналось с автобуса (Денис КОЖЕВНИКОВ)
Дом для своих (Дарья РУСИНА)
Особый случай (Валентина ВАЧАЕВА)
Вечером и ночью (Лариса ФОМЕНКО)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск