Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
Бесконечная красота Поморья Далее
С мечом в руках Далее
В четвертом поколении Далее
Гуд кёрлинг! Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Граждане, будьте бдительны
ПРЯМАЯ ЛИНИЯ
12 марта 2015 года, 14:24
Фото: Денис КОЖЕВНИКОВ
Текст: Лариса СТЕЦЕВИЧ
В прошлый четверг в редакции газеты прошла прямая линия на тему “Противодействие мошенничеству”. На вопросы читателей “ЗВ” ответил исполняющий обязанности заместителя начальника полиции по оперативной работе Отдела МВД России по городу Норильску Виталий ЦАУНЯ.
Банковские карты прочно вошли в нашу жизнь. Ими пользуются практически все, начиная от студентов и заканчивая пенсионерами. Естественно, мошенники не могли оставить этот факт без особого внимания.
 
Бендер отдыхает
– Виталий Викторович, какие способы используют злоумышленники, чтобы заполучить данные карты пользователя с целью хищения денежных средств?

– Банковское мошенничество, или, правильнее сказать, несанкционированное снятие денежных средств, сегодня один из наиболее распространенных способов изъятия денег. Похитители “работают” с платежными, зарплатными и дебетовыми картами. Всеми возможными способами они пытаются заполучить данные карты пользователя – начиная от ее  номера и заканчивая пин-кодом. Уже точно установлено, что денежные средства норильчан перечисляются на счета, зарегистрированные в Москве, Санкт-Петербурге, Самаре и так далее.
Сегодня мы столкнулись и с практикой использования мобильного банка. Очень удобная услуга для граждан, но в то же время небезопасная из-за сбоев в работе как банковских служб безопасности, так и сотовых операторов. Например, за период конца прошлого года – начала нынешнего уже зарегистрировано больше десяти заявлений от потерпевших. Проведя проверки, мы все же выяснили, что причина хищения денег – виртуальный вирус, специально созданный мошенниками. Пользователям мобильных банков стоит помнить, что даже самые современные мобильные системы не защищены от этих вирусов. Единственный способ обезопасить себя от них – не посещать сомнительные сайты, не скачивать нелицензионные приложения. Если вам приходят ММС или СМС от незнакомых лиц, с неизвестных телефонов, лучше их сразу стирать, не открывая: любопытство наказуемо. Возможны такие сообщения и с номеров, находящихся в вашей телефонной книжке. Поэтому, получая сомнительное сообщение, лучше предварительно перезвонить абоненту, уточнить, что оно действительно от адресата, а не мошеннический трюк. Лишняя проверка спасет ваши деньги.
Еще один из способов обезопасить себя – никогда не включайте в телефоне режим разработчика, если эта функция активирована, то вашим телефоном могут пользоваться посторонние люди. Кроме того, в пункте меню “Настройки” обязательно должна быть включена функция “Безопасность, неизвестный источник”.  
Стоит сказать и о некоторых других способах мошенничества с пластиковыми картами. Один из самых простых – рассылка фальшивых СМС или звонок от имени банка. Схема очень простая: абоненту приходит короткое сообщение, например: “Заявка с карты 5000 р. принята”, “Ваша карта заблокирована”. В каждом таком СМС содержится номер телефона злоумышленников, выдаваемый за номер службы поддержки банка. Абонент звонит на этот номер, где ему говорят, что карта заблокирована или произошла техническая ошибка. Для разблокировки необходимо дойти до банкомата и выполнить несколько действий, диктуемых фиктивным сотрудником банка. Как результат – пользователь лишается некой суммы на счету карты, при этом сама карта находится в руках ее законного владельца.
Еще проще, когда вас просто просят сообщить данные карты, в том числе пин-код, чтобы вам даже до банкомата в мороз не ходить. Впоследствии злоумышленники, зная все данные пользователя, переводят денежные средства с карты пользователя.
Еще раз призываю всех норильчан помнить, что сотрудники банка никогда не требуют у клиентов выдачи личных данных и пин-код и точно не попросят вас проводить какие-либо операции с банкоматом. Особенно популярно такое мошенничество с картами Сбербанка, так как именно в Сбербанке обслуживаются большинство государственных учреждений, а также пенсионеры – самые незащищенные и доверчивые люди.
Если вы получили СМС из банка с уведомлением о приостановке обслуживания карты или списании средств или вам позвонили, представившись сотрудником банка, и просят предоставить сведения о карте или другие личные данные – ничего не предпринимайте. Позвоните в банк и уточните полученную информацию. Обязательно используйте только официальный номер службы поддержки вашего банка, он есть на оборотной стороне каждой карты. И не пересылайте деньги на незнакомые счета и телефонные номера.
– А возможно ли вернуть свои деньги, утраченные из-за действий мошенников, или они утеряны безвозвратно?
– Возможно, и такой прецедент у нас уже есть. Норильчанин К., оказавшись в такой ситуации, отсудил у банка свои деньги плюс оплату морального вреда и расходы на адвоката. Потому что, по существующему законодательству, оформляя карту или открывая банковский счет, вы заключаете с банком договор, по которому банк обязуется хранить ваши деньги. В случае несанкционированной утечки средств со счета, если вы сумеете доказать, что деньги были действительно сняты без вашего ведома и разрешения, банк обязан возместить утрату. Поэтому, если вы вдруг оказались в подобной ситуации, не паникуйте, а  сразу же пишите претензию в банк, желательно это сделать в течение суток, не откладывая в долгий ящик. Если с банком не сумели договориться, обращайтесь в суд и будьте готовы самостоятельно доказывать, что деньги “ушли” без вашего ведома. Но оно того стоит.
– Раньше был всплеск телефонного мошенничества типа “Сижу в КПЗ, мама, срочно вышли денег”. Как сегодня обстоят дела с этим?
– Подобные телефонные мошенничества пошли на спад, но все же есть единичные случаи. Мошенники уже обманули всех доверчивых граждан, теперь все ученые. Но злоумышленники  изобретают новые способы, поэтому бдительность не стоит терять. В последнее время все большее распространение получает интернет-мошенничество. Например, фальшивые интернет-магазины, предлагающие товары по бросовым ценам, те же новомодные телефоны за копейки.
Есть и еще один новый вид мошенничества, который даже у нас вызывает не то что удивление, а, честно говоря, шок. Две норильские семьи пытались купить квартиры в Норильске через Интернет при посредничестве жителя Стамбула – Остап Бендер отдыхает. Как известно, на каждого покупателя есть свой продавец, для этих норильчан он нашелся в Стамбуле. Через Интернет они дали объявление о желании купить квартиры. Здесь же появился посредник, предложил им квартиры на Ленинском проспекте – “двушки” по бросовой цене. Выслал фотографии этих квартир. Но поставил условие, что, прежде чем совершить сделку, он должен убедиться в их платежеспособности. Для этого предложил, чтобы они сами себе отправили деньги через банк, а ему по электронной почте отправили чек. Сумма с каждой семьи превысила миллион. Обе пары оказались дисциплинированными, выполнили все условия мошенника и остались без денег, потому что этот чек можно обналичить в любой точке мира.  Сейчас ведется следствие.
 
Без паники
– У одной из наших читательниц возникла нестандартная ситуация. Она сняла деньги в банкомате и хотела заплатить в ЖЭКе, но кассир засомневалась в одной из купюр, причем просто на глазок, и отказалась принять у нее платеж, как ей ни объясняла наша читательница, что деньги только что сняты в банкомате. Кто прав в этой ситуации и что делать, если банкомат действительно выдал фальшивую купюру, куда обращаться и как вернуть свои деньги?

– В этой ситуации не правы обе. Кассир, обнаружив или заподозрив, что одна из купюр фальшивая, была обязана вызвать полицию. И лишь сотрудники в ходе проведения оперативной проверки определят подлинность купюры и откуда она взялась. И еще, хочу сразу оговориться, что через банкомат получить фальшивую купюру крайне маловероятно, в банкоматах очень высокая степень защиты. Перед загрузкой деньги проходят тщательную проверку в банках и в расчетно-кассовых центрах.
В случае если в вашем кошельке оказалась поддельная купюра, не паникуйте и не пытайтесь ее самостоятельно сбыть с рук, в этом случае вы станете соучастником фальшивомонетчиков. Сразу обращайтесь в полицию. Если будет доказано, что гражданин не причастен к подделке, уголовное преследование ему не грозит. Но и потерю денежной суммы никто не возместит.
В утешение могу сказать, что в последнее время резко снизился процент преступлений по подделке денежных купюр, но все же будьте внимательны.    
– Читательница М. получила письмо от одного из банков с требованием оплатить кредит. Письмо с красноярским штемпелем. Из его содержания женщина с удивлением узнала, что 30 декабря прошлого года в одной из торговых сетей краевой столицы она якобы приобрела в кредит ноутбук. М. точно помнит, что ничего подобного в ее жизни не было, и вообще в это время она из Норильска не выезжала. Что делать в этом случае?
– Бывают у нас случаи, когда граждане не помнят о своих займах. Оформляя покупки в кредит в торговых сетях, они потом забывают своевременно их оплачивать. Но если вы все-таки точно знаете, что кредит не брали, то и бояться вам нечего. Позвоните в банк и объясните, что они просто ошиблись. Если не поможет, обращайтесь с заявлением в полицию, разберемся, поднимем все банковские документы. Бывают и случаи получения кредита по чужим паспортам – это тоже мошенничество, которое уголовно наказуемо.  
 
“Нехорошая” квартира
– Александр Сергеевич, житель одного из домов по улице Советской, спрашивает: “Может, вопрос не по теме, но в моем подъезде сдают жилье под общежития: на первом этаже в 41-й квартире, на втором этаже – в  44-й. Живут по пять-шесть человек, работают в “Норильскгазпроме” или “Таймыргазе” вахтовым способом.  Все хорошо, когда эти жильцы (вернее, работники) на вахте, но когда приезжают – каждый вечер гулянки, курящая пьяная толпа на площадке (к ним постоянно приходят друзья или коллеги). И каждый вечер мои замечания о прекращении курения на площадках. Естественно, атмосфера понемногу накаляется, смотрят на меня уже косо. Посоветуйте, что делать в этом случае, ведь недалеко и до ссор...  Сами понимаете, нетрезвый народ неадекватен в своих поступках. Участкового вызывать каждый день? И вообще, законно ли сдавать квартиры под общежития?”

– Обращаться следует по телефону 02, дежурный разберется, кого к вам направить – наряд патрульно-постовой службы или участкового. Кроме того, будет проведена проверка “нехороших” квартир. Сотрудники выяснят, насколько обоснованно они сдаются в аренду и кем, зарегистрированы ли эти граждане и на каком основании они там живут. Также у нас существует закон о нарушении общественного порядка, о запрете  курения в общественных местах, а подъезд – это общественное место. Так что здесь широкое поле деятельности для правоохранительных органов, но для проведения всех этих действий необходимо обратиться в дежурную часть.
0

Читайте также в этом номере:

Имитируя шахту (Татьяна РЫЧКОВА)
Работа продолжается (Инна ШИМОЛИНА)
Ссудный день (Елена ПОПОВА)
И всё сбылось и не сбылось (Лариса ФЕДИШИНА)
Эскимо вернется (Екатерина БАРКОВА)
Что песню спеть (Лариса ФЕДИШИНА)
Долгая дорога домой (Николай ЩИПКО)
“Эрмитаж” теперь у нас (Лариса ФЕДИШИНА)
Поверь в мечту (Лариса МИХАЙЛОВА)
Всё ясно (Дарья РУСИНА)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск