Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
Гуд кёрлинг! Далее
В четвертом поколении Далее
С мечом в руках Далее
Экстрим по душе Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Главные по светофорам
ЗА ОКНОМ
6 августа 2015 года, 16:11
Текст: Ольга ЛИТВИНЕНКО
Вчера, 5 августа, мир отметил Международный день светофора. В Норильске тоже есть кому присоединиться к этому празднику.
В черте города обслуживанием светофоров занимается ООО “СМЭП плюс” –  строительно-монтажное эксплуатационное предприятие. Следить за светофорным хозяйством в условиях Крайнего Севера – дело непростое. Летом у предприятия, как и у многих других обслуживающих организаций Норильска, пора больших ремонтов и проверок оборудования. Работать приходится преимущественно по ночам, чтобы не мешать дорожному движению.
Вопрос, сколько в Норильске светофоров специалистов немного озадачивает. Для рядового водителя или пешехода светофор – это просто опора с трехсигнальным фонарем. Специалисты же оперируют термином “светофорный объект”.
–  Для обывателя светофор – просто колонка с излучателями. Для нас светофорный объект – это совокупность колонки, самих излучателей, а также кабели и электронная аппаратура для управления этим объектом, – поясняет “Вестнику” электромонтажник “СМЭП плюс” Рашит Идиятов. – То есть если для вас на перекрестке стоят четыре светофора, то для нас это один светофорный объект. Так вот, всего  в Норильском промышленном районе установлено 39 таких объектов. Мы обслуживаем 20 из них, в основном в жилой зоне. Остальными занимается   ООО “Центр организации дорожного движения”.
Хозяйство сложного подчинения
Светофорное хозяйство имеет сложное подчинение. Большая часть оборудования находится на балансе муниципалитета, меньшая принадлежит краю. С 2001 года в Норильске началась масштабная реконструкция: ламповые светофоры стали менять на светодиодные. К слову, это недешево: один светофорный “комплект” сейчас стоит от одного до полутора миллионов рублей. К настоящему времени ламповых светофоров в Норильске остались единицы, почти все теперь  светодиодные. Они более надежные, у них выше электро- и пожаробезопасность и ниже энергопотребление.
–  Если у старых, ламповых светофоров один излучатель потреблял 100 ватт в час, то у светодиодных расходует всего 8–10 ватт. То есть потребление электроэнергии снизилось больше чем в 10 раз. То же касается и  самих контроллеров. Кроме того, у современных объектов выше яркость свечения, ночью они не отблескивают от света фар, а днем сигналы хорошо видны при ярком солнечном свете.
Специалисты следят за светофорами по графику. Проводят техосмотр и диагностику оборудования, плановую замену комплектующих, чистят линзы, проверяют видимость.
–  По условиям контракта мы обязаны ежедневно проводить определенные работы, –  говорит Рашит Идиятов. – Хотя делаем и больше, чем предусмотрено договором, идя навстречу пожеланиям городского управления “Автодор”, Госавтоинспекции или даже рядовых горожан, которые нам звонят, ради безопасности дорожного движения. Зимой, к примеру, линзы часто забиваются снегом, приходится выезжать на внеплановые чистки.
Режим работы каждого светофорного объекта устанавливают и меняют в зависимости от обстановки на дорогах, плотности движения, времени суток и погоды. Это делают по рекомендациям “Автодора” и ГАИ.
Программировать работу уличных регулировщиков и следить за их работой было бы намного проще, если бы все светофоры подключили к единой  автоматизированной системе управления, как это сделано во многих городах. Шесть лет назад была попытка организовать такую систему и в Норильске. Сделали расчеты, и оказалось, что это слишком дорого, так что вопрос повис в воздухе.
Немного истории: от газа к светодиодам
Международный день светофора внесен в календарь в честь события, произошедшего 5 августа 1914 года. Тогда в Кливленде появились предшественники современных устройств оптической сигнализации: Американская светофорная компания установила на одном из перекрестков четыре электрических светофора. У них был красный и зеленый сигнал, и, переключаясь, светофоры издавали звук. Управлял ими полицейский, сидящий в стеклянной будке на перекрестке.
Хотя самый первый светофор, газовый, изобрел британец Джей Найт еще в XIX веке. Фонарь-регулировщик поставили возле здания парламента в Лондоне в 1868 году. Через три года аппарат взорвался и поранил полицейского, который им управлял. После этого о светофоре забыли почти на 50 лет. А в 1910 году было разработано и запатентовано первое автоматическое светофорное устройство, способное переключаться без участия человека, с фонарями двух цветов.
Трехцветные светофоры, похожие на современные, впервые увидели жители Детройта и Нью-Йорка в 1920 году. В Европе аналогичные дорожные устройства впервые установили в Париже и Гамбурге в 1922 году, в Англии – в 1927-м. В России первый светофор появился в 1930 году в Ленинграде, на углу Невского и Литейного проспектов, и чуть позже в Москве, на углу Петровки и Кузнецкого моста.
До 1959 года в СССР красный и зеленый цвета на светофорах располагались на местах, противоположных нынешним, – зеленый вверху, а красный внизу. Когда Советский Союз присоединился к Международной конвенции о дорожном движении и Протоколу о дорожных знаках и сигналах, светофоры обрели современный вид.
В середине 1990-х были изобретены зеленые светодиоды с достаточной яркостью и чистотой цвета, и начались эксперименты со светодиодными светофорами. Сейчас они пришли на смену ламповым повсеместно.
Выбор цветов для светофорных сигналов обусловлен физикой и особенностями нашего зрительного восприятия: красный, желтый и зеленый из всех цветов видимого спектра имеют самую большую длину волны и лучше всего воспринимаются глазом человека.
 
Этим летом в “Заполярный вестник” с одним и тем же вопросом позвонили сразу несколько горожан. Их интересует, почему на пешеходном переходе напротив драмтеатра зеленый сигнал светофора сменяется на красный так быстро, что пешеходы успевают перейти только половину дороги. Можно ли увеличить продолжительность зеленого? 
–  На Ленинском проспекте очень широкий газон, –  комментирует Рашит Идиятов. –  Увеличить там время зеленого сигнала на регулируемых переходах нереально – создастся затор автомобилей. Особенной же проблемы для пешеходов я не вижу: ширина дороги позволяет перейти сначала одну половину, переждать, затем перейти другую.
 
0

Читайте также в этом номере:

Новое, грандиозное (Татьяна РЫЧКОВА)
Итоги никеля (Виктор ЦАРЕВ)
В интересах компании (Лариса МИХАЙЛОВА)
С неба под землю (Екатерина БАРКОВА)
Столовые меняют формат (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Такая деловая (Ольга ЛИТВИНЕНКО)
О чем мечтают норильчане (Спрашивала Марина Бушуева)
Площадей немерено (Лариса ФЕДИШИНА)
Нужны или очень нужны (Лариса ФЕДИШИНА)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск