Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
«Легендарный» матч Далее
Экстрим по душе Далее
Бесконечная красота Поморья Далее
Гуд кёрлинг! Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Почти по Чехову
Культурные впечатления недели
23 октября 2008 года, 15:18
Текст: Лариса ФЕДИШИНА
«Вишневый сад» в постановке Заполярного драматического могу назвать самым большим культурным впечатлением последних месяцев. Может, даже культурным шоком. Оправиться от которого не могла дня три.
Всегда считала, что пьесы Чехова построены на диалогах, более того – на интонациях. Слово ранит, возвышает, заставляет думать и действовать. И я добросовестно пыталась вслушаться в диалоги, настроиться на Чехова, но что-то меня все время отвлекало. Рисунок ролей, а может, отдельные герои? Гаев, например. В берете да еще с чеховской бородкой. Идентификация? Или стилизация под Троцкого, как выразился один мой коллега. Ему этот фальшивый Троцкий ужасно мешал сосредоточиться. Где уж тут понять, могла ли роль быть сыграна объемно.  
Чехов назвал «Вишневый сад» комедией, хотя, по сути, это трагедия. Потому что несоответствие поведения людей ситуации бывает трагично. Герои шутят и пьют вино, а дворянское гнездо разрушено, и гибель их предрешена. Персонажи об этом сначала догадываются, потом уже точно знают, но изо всех сил пытаются обмануть себя. Беда и беспечность. Грусть и клоунада. Какие-то детские игры на развалинах. Это в пьесе. В спектакле Норильского Заполярного театра драмы, как мне показалось, много истерики, надрыва, каких-то сомнительных телодвижений, мешающих актерам произносить реплики. И никого не жалко: режиссеру не жалко, он как будто даже издевается над своими героями. И мне не жалко, хотя, как многие зрители, я смотрела спектакль, держа в голове события, которые через четырнадцать лет потрясут Россию, пустят под корень ее вишневые сады. Мужики с топорами уже идут. Их еще Чехов «услышал». А его герои «в норильском варианте»?
Дачники и дачи – все же не самое пошлое, это даже здорово в сравнении с экспроприацией, раскулачиванием, расстрелами, массовыми голодными смертями.
«Каждый последующий строй был хуже предыдущего, но за это надо бороться», написала в своих юношеских дневниках замечательная Татьяна Москвина. На удивление, эта фраза, прочитанная на другой день после спектакля, успокоила и почти примирила с постановкой Зайкаускаса. Пусть я не поняла, про что он ставил спектакль: про смену социального уклада жизни, как учили нас в школе? Про гибель поэтического, духовного начала в русской культуре – считается, что именно это имел в виду Чехов. Или приглашенный в Норильск режиссер, как в свое время Анатолий Эфрос, призывает нас беречь эту культуру, сохранять духовность человеческих отношений? Но мне показалось, что ему нет дела до этих чисто русских материй, до нашего вечного «мильона терзаний». Режиссер искал форму, которая бы легла на содержание. И то, что она часто игнорирует его, мое чисто личное восприятие. У Зайкаускаса все современно. И многим это нравится.
– Какое у меня было отличное настроение после «Вишневого сада», – поделилась моя любимая норильская журналистка. – Как ужасно жили в то время женщины, им ведь только и оставалось, что надеяться на удачный брак с богатым мужчиной. Хотя деньги еще никому не приносили счастья…
Почти чеховская философия. Мы-то, конечно,  живем гораздо лучше его героинь, сами себя обеспечиваем и можем ни от кого не зависеть. Если получится. Но лично у меня не выходит никогда.  
В начале недели сын принес двойку по рисованию. Учитель дала задание сделать орнамент. Все дети как дети: кто ромбики, кто квадратики нарисовал. Мой мальчик решил изобразить медвежат. «Поверху пустим и понизу, будет орнамент», – объяснил сын. Учитель поставила два балла. Сделал не то, что надо, так еще и медвежата не все одинаковые получились. Как говорится, два «художника» не поняли друг друга. Для сына такое культурное потрясение, понятно, важнее, чем мой «Вишневый сад», потому и обсуждали мы «двоечный» орнамент серьезно, как игру актеров – с друзьями.
Еще одно культурное впечатление недели не идет из головы – понатыканные у городского музея и на бульваре Влюбленных светящиеся деревья. Их там поставили, должно быть, для того, чтобы облагородить некрасивость желтых фонарей. В результате померкли и те и другие. Совсем ведь иначе смотрятся светящиеся «саженцы» перед норильской администрацией. Деревья там почти цветут.
«Россия – наш сад» – после этой реплики в спектакле молодые люди в девятом ряду почему-то смеялись. Чехова, что ли, не читали? А может, и правда нынешним молодым эта мысль смешна?
…Вчера собиралась варить компот, достала из пакета покупную сушеную вишню и глазам своим не поверила: бледная, как будто с плодов смыли всю вишневость. Сморщенная, словно ее прессовали со страшной силой.  А ведь были времена, «когда сушеная вишня была мягкой, сочной, сладкой, душистой. Способ тогда знали». Забыли. Никто не помнит. Даже чеховский Фирс.
0

Читайте также в этом номере:

Фильм, фильм, фильм! (Екатерина СТЕПАНОВА)
Карты, деньги, две строки (Денис КОЖЕВНИКОВ)
Все дело в долге (Юлия КОСТИКОВА)
За что боролись… (Владислав ТОЛСТОВ)
Правильный страх победителей (Александр СЕМЧЕНКОВ)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск