Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
В четвертом поколении Далее
«Легендарный» матч Далее
Гуд кёрлинг! Далее
Экстрим по душе Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
“Я буду помнить этот город”
НА МАТЕРИК
13 февраля 2012 года, 13:16
Текст: Татьяна РЫЧКОВА
14 февраля заместитель главного редактора “Заполярного вестника”, кадровый работник Заполярного филиала Анна ЦУРКАН уезжает на материк. Насовсем. В норильских СМИ Анна Владимировна проработала почти 30 лет. Первый гонорар получила, когда училась во втором классе в городе Заставна – написала заметку про тимуровцев для районной газеты “Прапор перемоги”, что в переводе с украинского означает “знамя победы”. С тех пор победное знамя ни разу не выпадало из ее рук.
Деньги, несколько копеек, Аня потратила на книги и начиная со второго класса стала юнкором “Прапора перемоги”, публиковалась здесь постоянно. Еще учась в школе, успела поработать на радио и в типографии. Уже тогда решила, что денег никогда ни у кого просить не станет. Заработает сама.  
Тогда же, в школе, заняла первое место на республиканском конкурсе сочинений. Написала про старичка-соседа. Тот молодым в 30-е годы уехал в Канаду, потом перебрался в Англию, завел детей-англичан и приехал посмотреть на родину, когда эмиграцию уже не считали изменой. Старичок гулял по городу и от впечатлений и потрясений  время от времени терял сознание. Он упал в обморок, когда узнал, что его сестра – председатель колхоза, а брат – председатель горсовета. Свалился бездыханный от избытка чувств, когда прижимал к груди пыль своего детства под необъятной многовековой липой, в тени которой некогда играл. Аня сразу поняла: фактура есть, типаж отличный.

Журналист меняет профессию

На журфак в первый год после школы она не поступила, не хватило полбалла или двух лет стажа. Хоть Анна Владимировна в принципе человек без пафоса, но тогда, в 17 лет, очень тяжело переживала этот факт биографии. Из дому не выходила, трубку разрывающегося от звонков телефона не поднимала. А ее разыскивали, чтобы пригласить на работу на радио. Перехватили в магазине, куда она вышла пополнить запасы продовольствия. “Когда родители вернулись из отпуска, я уже получила первую зарплату”, – говорит об официальном начале своей трудовой карьеры Анна Владимировна.
С радио ее забрали в редакцию газеты “Знамя победы”, в 19 она получила областную журналистскую премию за очерк о людях труда – 100 рублей. Инженер на материке тогда зарабатывал 120 в месяц. Чтобы углубиться в тему, Аня действовала по схеме “журналист меняет профессию”. Истоптала ногами луга и поля района, если писала про доярку – экипировалась в ее доспехи и победно отходила от коровы с ведром молока. Как известно, любая, даже маленькая (это о ведре) победа воспитывает характер, не говоря уже о большой  (это о премии, соперниками Ани были матерые журналисты). Сто рублей ребенок вручил счастливой маме.
В 20 лет ее назначили завотделом писем, а потом определили в отдел сельского хозяйства, куда не удавалось заманить других сотрудников редакции. Те боялись полей и лугов  пяти районов, а также ругани первого секретаря райкома, который контролировал развитие животноводства с особой тщательностью.
Почему не испугалась Аня, станет ясно из ниже написанного.

Козерог – он всюду Козерог

У нее была закалка. Все вышеописанные события происходили в городке Заставна Черновицкой области или поблизости от него. Когда Ане было лет двенадцать, родители уехали в отпуск, а ее оставили нянчить двух братьев – годовалого и двухлетнего. Одну. К обязанностям няни прилагался список работ по хозяйству покруче того, что был оставлен Золушке, мечтавшей поехать на бал. Достаточно упомянуть, что в него входило сорок гусей.
Однажды гуси решили погулять по улице, были похищены, и Аня вместе с двумя малышами под мышкой и  соседкой, мисс Марпл местного розлива, провели расследование и вызволили живность как раз к приезду родителей. Все было сдано маме-папе по списку: и два маленьких мальчика, и сад-огород, и гуси.
“В тех краях, где я жила – на Западной Украине, не было принято говорить: “Я устала”. Если учительница давала задание приготовиться к школьной ярмарке, я за ночь делала целую гору поделок”, – объясняет Анна Владимировна.
Она писала для газеты даже в больнице, куда попала с маленькой дочкой. Получила гонораров больше официальной зарплаты. Козерог – он всюду Козерог.
Пожалуй, главное ее качество – абсолютная надежность. Уникальная способность Анны Владимировны выдавать, если потребуется, 1000 строк в номер (при норме 140) не отражается на ее семье. В том смысле, что дети и муж у нее не обижены. Пироги, пампушки, накрахмаленное белье – все в наличии. Совершенно невероятный и, возможно, единственный случай в журналистике, когда пишущая женщина одновременно отличная мать, жена и хозяйка. И немного Бэтмен, всегда готовый прийти на помощь своим детям (правда, это требовалось крайне редко и до определенного возраста).  

Девушка с золотых Карпат в холодном Норильске

Ее звали из “районки” в областную газету, но в 1982 году она окончила институт и уехала с мужем в Норильск. Говорит: “Не представляю, как сложилась бы жизнь, если бы не Север. Здесь как-то сразу все пошло. Мужу дали ордер на квартиру, он работал в УЖКХ, занимался укреплением фундаментов. Родился сын. Жили сначала в коммуналках – на Ломоносова, в поселке Северный, потом в Талнахе. И везде везло  на хороших людей. Наш талнахский дом был интернациональным, все соседи дружили, угощали друг друга пирогами. Как когда-то на Украине. Норильск – кусочек родины, так долго я нигде не прожила”.
Анна Цуркан работала в газете “Норильский строитель”, потом в “Заполярной правде” и “Заполярном вестнике” – корреспондентом, заведующей промышленным отделом, заместителем главного редактора. Благодарна многим коллегам за полученные уроки.
“Встретились на моем пути мастера пера, такие как Римма Ивановна Никитина. На планерках мне от нее доставалось, но такой подробный анализ и критика текстов – это школа. Юлия Николаевна Биневская – интересный человек, Валерий Самуилович Ронин – ответственный секретарь от Бога. Когда случилась авария на ТЭЦ, он мне сказал: “Ежедневно будешь освещать события в Талнахе”. На войне как на войне. Я обходила все дома, беседовала с жителями, наблюдала за ходом работ, передавала материалы по телефону нашему секретарю Римме Мячиновой. Она быстро печатала текст на машинке. Ронин в паре с Вячеславом Олеговичем Зубом очень хорошо работали… Да разве про всех расскажешь…”
И ведь родом с золотых Карпат, но говорит, что будет скучать по холодному Норильску.
“Я буду помнить этот город, буду мечтать пройтись по Ленинскому, увидеть знакомые лица,  услышать знакомые голоса, пройтись по редакции, потрогать эти стены. Я ведь в них с 1989 года. Чем ближе отъезд, тем меньше в него верится. Всем, с кем довелось работать, спасибо большое за то, что были рядом, терпели и поддерживали – особенно когда не стало мамы”.
“В этих стенах я с 1989 года”
С легендарным ответсеком “Вестника” и “Заполярки” Валерием Рониным
После украинских полей она истоптала ногами весь НПР
0

Читайте также в этом номере:

Экологичный великан (Сергей МОГЛОВЕЦ)
Белый, снежный, масштабный (Ольга ПОЛЯНСКАЯ)
Кто орудует в подъезде (Денис КОЖЕВНИКОВ)
Дудинка на границе (Виктор ЦАРЕВ)
Намерены побеждать (Александр СЕМЧЕНКОВ)
Штейн принес победу (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Питомец – друг для малыша (Людмила САДЫКОВА)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск