Время “Утиной охоты”
ТЕАТР КРУПНЫМ ПЛАНОМ
5 декабря 2011 года, 14:47 Фото: Денис КОЖЕВНИКОВ Текст: Валентина ВАЧАЕВА
|
Свой 71-й сезон Норильский Заполярный театр драмы открыл “Продавцом дождя” в постановке Александра Зыкова. В спектакле по пьесе Ричарда Нэша дождь льется только в финале. На очередной премьере сезона, 9 декабря, дождь на сцену будет падать все три акта.
Под шум дождя главный герой вампиловской “Утиной охоты” и прокрутит всю свою жизнь назад, от себя тридцатилетнего до ребенка, разучивающего гаммы. – Сейчас я все знаю про этот возраст, – говорит постановщик “Утиной охоты” Егор Чернышов. – Когда перечитал пьесу, то понял, что режиссер должен быть ровесником Зилова и что нужно ставить ее сейчас, когда она мне биологически близка. “В каждой избушке…”Егор Чернышов получил предложение поработать в Норильском Заполярном театре от министра культуры Красноярского края Геннадия Рукши после дебюта режиссера в краевой драме. Спектакль “Самый легкий способ бросить курить” Михаила Дурненкова был показан вне конкурса на театральном фестивале “Золотая маска” весной этого года. Вообще, за десять режиссерских лет выпускник Санкт-Петербургской академии театрального искусства не раз был отмечен критикой и зрителем. В 2003-м его спектакль в Екатеринбургском ТЮЗе “Облом-off” по пьесе Угарова получил приз за режиссерский дебют, сценографию и лучшую мужскую роль. Режиссер предпочитает отечественную драматургию и не только современную, но и классическую, хотя есть в списке поставленных им пьес иностранные авторы. Например, в БДТ имени Товстоногова Егор Чернышов в 2009-м выпустил Norway Today Бауэршимы и “Королеву красоты” Мак-Донаха в 2010-м.В этом театре мечтали работать родители Егора, мама, выпускница ГИТИСа, и отец, окончивший Щепкинское училище. Народный артист России Владимир Чернышов в своем Тверском театре драмы вывешивает все публикации о сыне и с радостью приезжает на его питерские премьеры. После Норильска в планах режиссера очередная постановка в БДТ. – Есть что-то общее для вас в работе на сцене прославленного Большого драматического театра, где ставил сам Товстоногов, и, например, в Норильске? – В каждой избушке – свои погремушки. Любой театр – живой организм, и ни один не похож на другой. Общее, я бы сказал, то, что процесс идет, как правило, без внешних организационных сложностей, но внутренних бывает достаточно. А это нормально. – Впервые “Утиную охоту” поставили 35 лет назад, в 1976 году, уже после смерти автора, хотя Вампилов написал пьесу еще в конце 60-х. Была она в афише ефремовского МХАТа и в афише МХТ с Хабенским в роли Зилова. Кстати, это одна из последних и лучших ролей Олега Даля в кино. Вы как-то ориентируетесь на работы предшественников? – Когда я что-то делаю, стараюсь не смотреть то, что поставлено другими. Для меня важно быть свободным в поиске, работать без оглядки пусть даже и на больших мастеров. Фильм с Далем не досмотрел, понял, что меня уводят куда-то в сторону. Считаю, что идеального актера на роль Зилова в природе не существует. Так же как и на роль Гамлета. Если ждать идеального, то эту пьесу не поставишь никогда. По большому счету, чтобы сыграть Зилова, нужен профессиональный, сильный, обаятельный, харизматичный артист. Все это есть в Денисе Ганине. Кстати, “Утиная охота” в Норильской драме – четвертый спектакль по Вампилову в Красноярском крае за последние два года. “История норильских мужиков”– А почему вы остановили свой выбор на “Утиной охоте”?– Это настолько пронзительная, искренняя, в чем-то больная пьеса… – И грустная. – В пьесе нет ничего депрессивного, мрачного. Из тех спектаклей, что я делал, это будет самый веселый… Такая серия скверных анекдотов. В постановке для меня важны две вещи. Во-первых, поэтический ряд, бытовой и социальный есть в тексте, и он никуда не денется. Второе, и самое главное, не потерять игровую природу пьесы, такой звонкой и легкой. Повторюсь, в ней нет мрака. Мы не делаем спектакль про время. То, что история из 70-х, не скрываем, но и не афишируем. В одежде стараемся ориентироваться на вещи, что были и тогда, и сейчас. Главное для нас – вынуть человеческую историю. Только что в жизни все было ясно и понятно. Только что ты был восьмилетним мальчиком, разучивал гаммы – и вот сидишь и готовишься отстрелить себе голову. Как это произошло? В какой момент? Может, есть какая-то закономерность в том, что человек, способный на взлеты, обязательно упадет? Сколько вверх, столько и вниз. И сегодня каждый второй мужик – Зилов, который не может найти применение своей энергии. С одной стороны, в нем присутствует колоссальный идеализм. Он что-то такое помнит из детства, когда жизнь представлялась совсем другой. А остальные говорят: “Парень, ну что ты маешься? Деньги есть. Женщины тебя любят. Потребляй!” Но ему скучно только потреблять, а что производить – в этом-то и проблема. Мне кажется, что эта история половины норильских мужиков. Куда-то надо себя деть, и энергия вместо созидания идет на разрушение. – Вы жалеете Зилова? – Я не адвокат и не прокурор. Передо мной не стоит задача обвинить или обелить. Зилов такой, какой он есть. “Надеюсь, получится ансамблевый спектакль”– С художником спектакля Николаем Слободяником вы не один раз отличались по части сценографии. В “Облом-off” Илья Ильич у вас и спал, и принимал гостей на белом рояле… Какие декорации придуманы для “Утиной охоты”?– Это будут реальные стены воды. Театр получил специальные конструкции, с которыми мне уже приходилось работать. В пьесе и в спектакле все начинается с дождя. Из-за него Зилов не может уехать на утиную охоту. Из дождя будут рождаться все его воспоминания. Спектакль задуман черно-белым. Присутствует и музыкальный инструмент белого цвета. За белым фортепиано мальчик Витя будет разучивать гаммы. Тот самый, что в первом акте принесет Зилову траурный венок. – Раз есть фортепиано, значит, будет и музыка. – В основном Бах. Музыкальное оформление от Андрея Федоськина. Он нам и мальчика нашел на роль Вити. Ученик музыкальной школы Эдик Лященко. – В “Утиной охоте” театралы впервые увидят актеров Николая Каверина и Викторию Никитенко. Три дебюта на один спектакль. Для Виктории это вообще первый театр. – Мы все очень дружно и продуктивно работаем. Надеюсь, что получится ансамблевый спектакль, в котором каждый будет на своем месте. У меня никогда не бывает проблем с актерами, даже с дебютантами. Сам в свое время был актером, правда, недолго. – За эти десять лет вам никогда не хотелось осесть в каком-нибудь хорошем театре? – Однажды меня уговорили принять ТЮЗ в Барнауле. Признаюсь, что в 27 лет мне это было совсем не нужно, но я согласился из-за толпы безработных однокурсников. Длилось это не больше трех месяцев: слишком разные мы были с руководителями театра, из разных миров и эпох… Мне интересно ставить спектакли. Я долго к этому шел. Наверное, сейчас я могу руководить, но также легко могу и не руководить… – Чем объясните, что на фестивальные спектакли, как правило, не ходят зрители и наоборот? – На мои спектакли и зрители ходят, и на фестивалях без призов не оставляют. Не верю, что зрителю нужна пошлятина. Если я с этим соглашусь, то уйду из профессии. Умная, интеллигентная история, талантливо и с юмором рассказанная, обязательно будет принята залом. Не должен зрительский театр быть бульварным и банально-пошлым. Не должен! Зритель – это зеркало, и все. И не от публики зависит наше отражение в нем. |
0 | Твитнуть |