Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
Гуд кёрлинг! Далее
«Легендарный» матч Далее
В четвертом поколении Далее
Бесконечная красота Поморья Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Три в одной
ВЫСТАВКИ
7 марта 2018 года, 14:30
Фото: Алексей АРЛЮКОВ
Текст: Валентина ВАЧАЕВА
В художественной галерее на Талнахской, 78, экспонируются две юбилейные персональные выставки и одна – сюрприз.
“Чумовая” коллекция
До финиша эпохальной экспозиции, на которой представлено творчество долганского художника Бориса МОЛЧАНОВА, осталось несколько дней.
Выставка к 80-летию со дня рождения Бориса Молчанова (художника не стало в августе 1993-го) составлена из наследия мастера, хранящегося в фондах Музея Норильска, куда теперь входит и галерея, Таймырского краеведческого музея, мемориального музея Таймырского дома народного творчества и частной коллекции Олега Крашевского. Наиболее полно в экспозиции представлены композиции последних пяти лет, выполненные из нюков, использованных для покрытия летних чумов долган.
Самая ранняя работа художника датирована 1964 годом. Это рисунок пером и тушью под названием “Гонки на оленях”. Борису Молчанову 26 лет, и он уже успел поучиться в Красноярском художественном училище имени Сурикова, которое окончит много позднее – в 1979-м. Если датировка точна, то в это время он должен был работать заведующим Красным чумом в авамской тундре в родном поселке Камень или Крестах или заведовать Домом культуры в Хантайском Озере. В 1960-е графика Бориса Молчанова экспонировалась на многочисленных выставках самодеятельных художников в Дудинке, Красноярске, Хабаровске, Кемерово. В 30 лет (1968) после столичного семинара Молчанов был принят кандидатом в члены Союза художников СССР. Членство в Союзе в те годы гарантировало участие в выставках, наличие мастерской и прочие важные для творческого человека вещи. Конечно, не обходилось и без партийно-идеологического диктата в области формы и содержания. Членом Союза художник стал только в 1982-м, когда переехал с семьей в Дудинку и стал вести класс декоративно-прикладного искусства в школе-интернате. Кстати, школьником он сам жил в интернате, сначала в Волочанке, а потом два года в Норильске. Здесь он вместе с Мотюмяку Турдагиным, который был младше Бориса на год, посещал кружок изобразительного искусства. Работы юных дарований из коренных экспонировались на всех выставках детского творчества. Известно, что в 1951-м живопись и гипсовый барельеф тринадцатилетнего Бориса удостоились диплома на Всероссийской детской выставке в Москве. Однако раннее признание не помешало художнику всю жизнь считать себя самоучкой.
В одном из последних интервью Борис Николаевич рассказал, что идея картин из использованных кож к нему пришла во время участия в раскопках древних курганов в Хакасии, где он гостил у своего друга, художника и археолога Владимира Капелько. Впервые увидев рисунки, выполненные на языческих бубнах, Молчанов отложил кисти и краски и стал воплощать сюжеты из жизни своего народа на прокопченных нюках, снятых с долганских чумов.
Одна из первых “чумовых” работ художника – “Шаман” (1989), заключенная автором в раму из старой лиственницы, была приобретена, как ни странно, не галереей, а Музеем истории НПР. Тогда же была закуплена и композиция, которую автор назвал “В интерьере чума”. Сегодня, если считать возвращенные прошлой осенью из частных коллекций, в собрании Музея Норильска хранятся 19 ровдужных шедевров Бориса Молчанова. Описывать их непросто. Из самых известных – “Мать-земля” (ровдуга, процарапывание, протяжки, кожа). В случае с этой работой название расшифровывает содержание. Сам художник рассчитывал, что толкование зрителем каждой из них будет сугубо личным…
Одна из последних кож, “Мургул-Саргол”, связана с началом всей “нюковой” истории – археологической экспедицией, в которую Борис Молчанов попал вместе с Владимиром Капелько, занимавшимся изучением петроглифов. Художник воспроизводит в своей работе иконостас главного “алтаря” Мургул-Саргола – скальные глыбы Саянского каньона Енисея, сплошь покрытые рисунками, изображающими строение Вселенной по версии древних художников.
По признанию Бориса Молчанова, он черпал идеи и вдохновение из самых разных источников. И это была не только культура долганского народа, но и творчество Казимира Малевича, Михаила Шемякина. У последнего, например, он нашел, как применять объемы в работах из кожи.
Из коллег, работавших с ним на Таймыре в одно время, Молчанов очень высоко ценил Сергея Морозова, чьи работы хранятся в коллекции Музея Норильска и экспонировались в прошлом году (правда, очень скромно) по поводу 70-летия художника.
Уникальные работы из кожи, принесшие Молчанову известность не только в России, но и за ее пределами, не перечеркивают того, что он написал, нарисовал как живописец и график… Все его знания, умения в работах последнего периода вышли на подчеркнуто сакральный уровень. Многие из них вызывают душевный трепет и какую-то смутную тревогу. Совсем другое дело – живопись и графика. Правдивые и обаятельные портреты, трогательные и очень глубокие пейзажи. Неожиданно, но соседствующие с ними на выставке “Вселенский дух”, “Пришелец из космоса” или “Легенды озера” только подчеркивают их чистоту и глубину, помогая осмыслить гениальное наследие художника.
 
Вековая веха
Выставка “Только живопись” Георгия КНЯЖЕВСКОГО открылась 28 февраля, в канун 100-летия со дня рождения одного из первых художников Норильска.
Член Союза художников СССР с 1940 года, фронтовик, приехал в северный город из Иваново, где после войны преподавал в художественном училище, которое сам окончил в 1938-м. Член Союза художников СССР в 22 года – явление не рядовое. Молодой преподаватель Мастерской художественной школы писал портреты, пейзажи и даже во время Великой Отечественной принял участие во Всеармейской художественной выставке. Известно, что курсант Первой Московской авиационной школы связи в том же 1944-м был награжден орденом Отечественной войны II степени.
В Норильск художник приехал через 14 лет после окончания войны, в 1959-м, по настойчивому приглашению своего родственника, с женой и дочерью. Работал в отделе производственной эстетики комбината и занимался в том числе написанием портретов государственных деятелей, украшавших праздничные демонстрации. Его первая персональная выставка в Норильске прошла полвека назад и была посвящена 50-летию со дня рождения. Сохранившийся каталог включает в себя ровно 100 работ мастера. В нем есть пейзажи донорильского периода, репродукции картин на исторические темы, хранившихся в Ивановском музее, Музее Революции в Москве, но в основном это живописные работы, написанные в Норильске и о Норильске, в том числе портрет первооткрывателя Николая Урванцева 1965 года.
Через десять лет Георгий Княжевский, уже преподаватель детской художественной школы, организовывает очередную юбилейную выставку. Шестидесятилетний юбилей художник отметил экспозицией из шестидесяти норильских работ. Среди них были хранящиеся в объединенных фондах музея портреты Завенягина, Героев Соцтруда Шереметова, Попова и Хохлова, портрет заслуженного учителя Эбингера, еще один портрет Урванцева и одного из авторов мозаик на Комсомольской улице – художника Красноярова. Конечно, не обошлось без Ленина и Крупской и группового портрета руководителей строительства Норильского комбината во главе с Завенягиным. Этот холст назывался “У макета будущего гиганта” и также хранится в музее.
На выставке к 100-летию художника, которого не стало в 1996-м, экспонируется только одиннадцать живописных работ из собрания галереи. “Автопортрет” (1977). Написанный в этом же году уже упоминавшийся портрет металлурга Хохлова. Из 1960-х – портреты жены и дочери художника, а также потрясающий портрет учителя Эбингера. Очень хороший норильский пейзаж “Хмурый день” (1975), два пейзажа из 1990 года и два портрета Ленина…
Сто лет со дня рождения – серьезная дата. И художник был замечательный.
 
Какой портрет!
Сюрпризом и неожиданным продолжением темы молчановской экспозиции для постоянных посетителей галереи стала первая персональная выставка Любови КАРПОВИЧ под названием “Женские лица Севера”.
Этой экспозиции, открывшейся 2 марта, как раз очень подошло бы название “Навстречу солнцу” (для Бориса Молчанова, на мой взгляд, оно простовато).
Любовь Карпович представила на выставку 31 пастель. Все портреты написаны в 2016–2018 годах. “Долганочка”, “Гордая нганасаночка”, “Северная Снегурочка”, “Северная мадонна” и так далее произвели фурор среди посетителей вернисажа, а это были в основном коллеги и ученики преподавателя дизайна и компьютерной графики Норильской детской художественной школы. И хотя работы датированы двумя последними годами, чувствуется, что за ними стоит труд не одного десятилетия.
Оказывается, что в художественной школе автор работает с 2010 года, но ее норильский стаж следует отсчитывать с 1980-го. По информации художественной галереи, с этого времени и до приглашения на преподавательскую работу в ДХШ выпускница худграфа Магнитогорского пединститута (и аспирантуры) вела занятия в творческом объединении “Кисточка” во Дворце творчества детей и молодежи. Вместе со своими студийцами педагог дополнительного образования занималась изучением культуры северных народов. Исследовательские работы учеников Карпович участвовали и становились победителями конкурсов не только в Красноярске, Санкт-Петербурге и Москве, но и в Риге, Париже и венгерском городе Шиофоке.
Сама художница начала учиться изобразительному искусству с шести лет и осталась верна ему до сих пор. Известно, что она пишет акварели, занимается скульптурой (в ДХШ Любовь Карпович сначала преподавала рисунок и скульптуру), но на суд норильчан представила только пастель. Первые зрители оценили ее работы как безусловно профессиональные, удивительно красивые, переполненные восхищением натурой.
Это романтическое восприятие Севера роднит пастель Любови Карпович с творчеством Эмилии Гончаровой, Нины Кизиловой, чьи лучшие работы хранятся в собрании изобразительного искусства музея. Возможно, что после закрытия выставки “Долганочки” или “Нганасаночки” Любови Карпович присоединятся к “Нганасанкам из рода Чунанчара” Гончаровой и “Северной песне” Нины Кизиловой.
 
СПРАВКА
* Выставка работ долганского художника БОРИСА МОЛЧАНОВА к 80-летию со дня рождения  работает до 11 марта.
* Выставка живописи ГЕОРГИЯ КНЯЖЕВСКОГО к 100-летию со дня рождения работает с 28 февраля по 25 марта.
* Персональная выставка произведений ЛЮБОВИ КАРПОВИЧ “Женские лица Севера” работает со 2 по 18 марта.
Родные места...
“Автопортрет”, 1977 год
Любовь Карпович на вернисаже
0

Читайте также в этом номере:

Звезда в подарок (Ольга ЛИТВИНЕНКО)
Точно в цель (Ольга ПОЛЯНСКАЯ)
Резиновых дел мастер (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
История в антураже (Яна АНДРЕЕВА)
Универсальные ценности (Ольга ЛИТВИНЕНКО)
Школа учится учить (Ольга ПОЛЯНСКАЯ)
Дочитались до “Артека” (Марина БУШУЕВА)
В ожидании Универсиады (Полина ЛЮБИМАЯ)
Знают и в Дудинке (Полина ЛЮБИМАЯ)
Проверено временем (Валентина ВАЧАЕВА)
Наши взяли бронзу (Андрей ДЕГАНОВ)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск