Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
С мечом в руках Далее
«Легендарный» матч Далее
Бесконечная красота Поморья Далее
В четвертом поколении Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Союзники в Арктике
ОБЩЕСТВЕННЫЙ ИНТЕРЕС
21 августа 2014 года, 13:54
Текст: Вера КАЛАБЕКОВА
Форпост российских интересов находится в Норильске
 
Государство сегодня четко заявляет о заинтересованности в изучении и освоении северных территорий страны. Союзниками и партнерами государства являются компании, работающие на территориях Арктической зоны.
Арктика, обладающая большим экономическим и геополитическим потенциалом, является крайне важным для России регионом. Обеспечить безопасность арктических границ и придать импульс развитию северных территорий – сегодня эти задачи обозначены стратегическими и приоритетными. “Норильский никель” имеет исключительный опыт освоения Крайнего Севера и способен быть опорой государству в переосмыслении роли Арктического региона.
Сегодня очень многие страны проявляют экономически агрессивный интерес к Арктике. Даже те, которые к Северу отношения не имеют. Слишком заманчивы ее богатства. Для России вопрос развития Арктической зоны страны является стратегическим. Союзником государства здесь являются компании, имеющие большой опыт работы в Арктике, отмечает заместитель генерального директора «Норильского никеля» Лариса Зелькова.
Свято место пусто не бывает
Арктика, с изучением которой связаны героические страницы истории страны, пережила многое. Период бурного к ней интереса и нескончаемых северных экспедиций, строительства и освоения. Тогда начинал строиться Норильский комбинат, зарождался город Норильск.
В советский период государство активно занималось Севером. Установка была крепкая – в будущем арктические богатства должны служить России, напомнил за круглым столом Артур Чилингаров. Строился ледокольный и атомный флот, создавалась структура Севморпути, ученые были мотивированы на достижения и прорывы. А потом все развалилось. Были ликвидированы полярные станции, гидрометеорологическая служба и гидрографическая, связанная с навигацией. И осталась бы Арктика один на один со своими проблемами, если бы не поддержали ее инфраструктуру те, кто работал за 69-й параллелью. Всем известный пример: в сложные девяностые, а потом двухтысячные годы Северный морской путь сохранился благодаря стараниям “Норильского никеля”. Компания построила целый ледокольный флот из восьми кораблей. И сохранила уникальную базу технологий хозяйствования в Заполярье.
Сегодня навигация по Севморпути растет и дает России конкурентные преимущества, появляются новые интересные маршруты (вспомним хождение судов “Норникеля” в Китай). Вообще ситуация изменилась, говорит Чилингаров, есть экономический смысл освоения Арктики. Россия законодательно объявила Северный морской путь национальной транспортной магистралью. Восстановила полярные дрейфующие станции. Приступила к добыче полезных ископаемых уже на арктическом шельфе. Но стало возможным это благодаря тому, что в свое время в Арктической зоне были разведаны полезные ископаемые, в том числе в районе Норильска.
– Руководство страны сегодня четко заявляет о заинтересованности в изучении и освоении Арктического региона. Россия прирастает своими северными территориями. И мы очень рады, что есть поддержка всех наших арктических начинаний, – говорит главный полярник страны.
Приоритеты и стимулы
Вообще, процесс активизировался во многих областях, отмечают эксперты. Если в момент распада Советского Союза на государственном балансе находилось 2200 месторождений углеводородного сырья, то сегодня уже 3400. И опять же, большой вклад в развитие геологоразведки внес “Норильский никель”. Он продолжал исследовать недра даже в самые сложные годы. А теперь, приняв новую стратегию развития, готов удвоить инвестиции в эту сферу.
– Компании, работающие на территориях Арктической зоны, являются союзниками и партнерами государства, – подчеркивает Лариса Зелькова. – В частности, “Норильский никель”, который 80 лет развивает свой бизнес в очень непростых условиях, наработал за эти годы много интересного опыта, касающегося разных сфер жизни человека. Не только добычи и переработки металлов, которыми мы, безусловно, занимаемся в первую очередь. И здесь важно понимать, что можно сколько угодно ссылаться на советский опыт, который был в чем-то эффективным и принес много интересных результатов, но сегодняшняя жизнь диктует другие запросы и предлагает посмотреть на другие инструменты. Я имею в виду инструменты стимулирования бизнеса для развития этих территорий.
Компании, для того чтобы вкладываться в геологоразведку или в развитие любого другого проекта в Арктической зоне, должны понимать, что им это даст, говорит Лариса Зелькова. Причем этот результат, как правило, востребован не только самими компаниями, но и жителями территорий. Примеры имеются: как только успешно развивается добыча, города, в которых компании развивают свой бизнес, хорошеют и становятся более пригодными для жизни. Это можно наблюдать и в Норильске, на Таймыре, и на Кольском полуострове, где “Норникель” также развивает свое производство.
Вопрос важный, учитывая богатейший потенциал Таймыра, который разведан пока на 25 процентов. Территория гигантская, вошла в Арктическую зону России. Имеет колоссальные ресурсы полезных ископаемых. Включить дополнительные механизмы стимулирования геологоразведки, построения новых бизнесов на этих территориях позволил бы закон о территориях опережающего развития, уверена Лариса Зелькова. Равно как и закон об Арктической зоне.
– “Норильский никель” как недропользователь, заинтересованный в создании благоприятной среды в Норильске, на Таймыре, очень ждет этих законов. Они могли бы привнести в наши планы новый важный стимулирующий фактор. Чтобы был понятен масштаб: у “Норильского никеля” только на Таймыре в ближайшие годы на модернизацию запланировано более 70 млрд рублей. Это большие инвестиции, которые могут вернуться только в том случае, если компания будет понимать, что будет дальше, – говорит Лариса Зелькова. – Компания в два раза увеличивает объем корпоративной геологоразведки. Это будет серьезным ресурсом для новых открытий, новых возможностей в Арктической зоне. Но приоритеты не должны быть размыты. Много говорится о том, как геополитически важно развивать Арктику, об интересах страны и народа, но не так много делается, как хотелось бы.
Положительный пример создания территорий опережающего развития в мире имеется. Чили и Австралия включили разные инструменты стимулирования бизнеса и строили политику, опираясь на те национальные компании, которые хотели инвестировать в этии территории. А в России пока делается не так много или не так активно, с этим согласен и замгубернатора Мурманской области Алексей Тюкавин. Этот стратегический регион целиком входит в Арктическую зону, располагает незамерзающими портами и борется с проблемой дефицита кадров. Как, впрочем, и Норильский промрайон.
– Дефицит возникает тогда, когда нет предложения, то есть нет развития экономики. Нужно формировать благоприятные условия. На это направлено в том числе создание Арктической зоны Российской Федерации – чтобы все факторы, удорожающие производство в регионах, которые в нее входят, были неким образом нивелированы, – говорит Тюкавин.
Чтобы принять собственно закон об Арктической зоне, его необходимо наполнить экономическими вещами, проще говоря финансами. На данный момент основные принципы прописаны в Стратегии развития Арктики (ее президент РФ утвердил в прошлом году). Сейчас вырабатывается план мероприятий по ее реализации. Пока регионы зачастую сами формируют инвестиционный климат, привлекательный для бизнеса. Но рассчитывают на государственную поддержку в виде создания территорий опережающего развития.
В той же логике создания благоприятных условий находится и заявление президента РФ Владимира Путина о том, что транспортная инфраструктура в регионах Арктической зоны должна развиваться опережающим методом, потому что иначе доступа к ресурсам не будет.
Человека ничто не заменит
Для освоения ресурсных территорий нужны люди. Но сегодня северные территории испытывают кадровый дефицит.
– Наша компания с гораздо большим трудом заполняет вакансии, хотя у нас самая высокая в отрасли заработная плата, очень хороший социальный пакет и есть много разных преференций, которые “Норильский никель” предоставляет своим работникам. Но в целом эти территории по качеству жизни и по доступности к инфраструктуре, в том числе культурной, Интернету – а это часть сегодняшнего базового набора для жизни, – сильно отстают от других регионов нашей страны, – отмечает Лариса Зелькова.
Инфраструктура крайне важный аспект для развития территории, и здесь колоссальное значение имеет участие государства. Не будем говорить об отсутствии железнодорожного и автомобильного сообщения с материком, просто маленький пример с качеством Интернета в Норильске. Здесь нет оптоволоконного подсоединения к коммуникациям, скорость такого интернет-доступа низкая. А это, в свою очередь, мешает развивать производственные информационные технологии, делает жизнь людей по сегодняшним стандартам менее привлекательной, чем в других городах.
– Люди хотят жить более комфортно, чем жили наши дедушки и бабушки в том же Норильске. И ожидания людей не сводятся только к заработной плате, хотя это, конечно, важный аспект, – подчеркивает Лариса Зелькова. – Создавая на территории комфортную среду, мы могли бы восполнить нашу потребность в трудовых ресурсах за счет российских квалифицированных работников.
При этом формы привлечения трудовых ресурсов могут быть разные. Нужно искать новые подходы, изучать опыт других арктических стран, привлекать людей на разных основаниях. Серьезным аргументом в вопросе повышения качества жизни могут быть и планы по улучшению экологии на территории. Эти планы у “Норникеля” тоже большие. Через два года компания планирует закрыть старый никелевый завод и перенести его производство на другие площадки.
Стандарты за десятилетия строительства и развития Норильска и других северных территорий сильно изменились. Компания многое делает, но есть большая проблема: старое производство в один день не закроешь, заглушку на трубу не поставишь, – объясняет Лариса Зелькова. – Это очень сложный процесс, в котором часто нужны нетривиальные научные и технологические решения. Сегодня нигде в мире не применяются технологии, которые бы позволили в промышленных масштабах улавливать и утилизировать такого рода выбросы, которые мы имеем на Таймыре. “Норильскому никелю” эти решения предстоит только создать. Есть лабораторные исследования, есть большой экологически ориентированный проект. У компании большие планы, которые она намерена реализовать.
 
Тема освоения Арктики продолжает обсуждаться представителями власти, бизнеса и общественности. Очередным местом встречи заинтересованных в реализации амбициозных российских проектов стала программа “Мнение: Освоение Арктики” на телеканале “Россия 24”.
В работе круглого стола приняли участие заместитель генерального директора ГМК “Норильский никель” Лариса Зелькова, первый вице-президент Русского географического общества, президент Ассоциации полярников России Артур Чилингаров, первый заместитель губернатора Мурманской области Алексей Тюкавин, ведущий эксперт Союза нефтегазопромышленников РФ Рустам Танкаев, директор Института океанологии Российской академии наук академик РАН Роберт Нигматулин.
 
Закон о территориях опережающего развития позволит включить дополнительные механизмы стимулирования геологоразведки и раскрытия колоссального потенциала Таймыра.
 
Транспортная инфраструктура в регионах Арктической зоны должна развиваться опережающим методом, иначе доступа к ресурсам не будет.
 
В первую очередь Арктика должна экономически поддерживаться государством. Союзниками и партнерами государства являются компании, работающие на территориях Арктической зоны.
Норильские геологи имеют большой опыт в освоении таймырских недр
0

Читайте также в этом номере:

Северу нужны программы (Татьяна РЫЧКОВА)
Концепция меняется (Виктор ЦАРЕВ)
Никелевый отвечает (Инна ШИМОЛИНА)
Рабочая закалка (Лариса ФЕДИШИНА)
Запчасти не проблема (Инна ШИМОЛИНА)
Зеленый патруль на экологической тропе (Татьяна ХВОСТОВА, руководитель проекта и туристско-краеведческого клуба “Аян”)
Уроки нынешнего лета (Лариса ФЕДИШИНА)
Скоро будет тепло (Лариса МИХАЙЛОВА)
Вместе с частной медициной (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Ночью в озеро упал НЛО (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Дорога памяти (Юлия ГУБЕЛАДЗЕ)
Лето – тошевская жизнь (Андрей ДУСТИМОВ)
Хранитель мамонтов (Лариса ФЕДИШИНА)
В галерее сошлись “Одноклассники” (Виктория РАЗВОДОВСКАЯ)
Бисер умиротворения (Юлия ГУБЕЛАДЗЕ)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск