Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
Бесконечная красота Поморья Далее
С мечом в руках Далее
Экстрим по душе Далее
«Легендарный» матч Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Большие маневры
К 80-ЛЕТИЮ НОРИЛЬСКОЙ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ
28 января 2016 года, 14:35
Фото: Николай ЩИПКО
Текст: Татьяна РЫЧКОВА
Заслуженный работник компании начальник станции Норильск-Сортировочная Людмила Афанасьева работает на Норильской железной дороге уже 43 года.
Все начиналось в 1972-м. Людмила Алексеевна застала уже уходящие в историю маленькие двухосные вагоны и последний на Таймыре паровоз-кочегар, который топился углем. Вспоминает, как встречала в Дудинке руководство Норильского комбината, прибывающее в столицу полуострова на красной дрезине-вагончике по причине отсутствия автомобильной трассы. Ныне вагончик – один из экспонатов музея под открытым небом Норильской железной дороги, по-новому – Предприятия технологического железнодорожного транспорта (ПТЖТ).
Трудовой путь Людмилы Алексеевны начался именно в Дудинке. Она тепло вспоминает своего учителя и наставника – начальника дудинской станции Фаину Афанасьевну Шикеня: “Меня судьба наградила таким человеком”. К работе у нашей героини отношение особое.
– Железная дорога, я считаю, сердце комбината, – говорит Афанасьева. – Комбинат – мозг, а дорога – сердце. Как работает сердце, так будет и комбинат работать.
Не менее серьезно Людмила Алексеевна относилась к общественным нагрузкам. Дважды избиралась депутатом окружного совета Таймыра. Возглавляла женское движение Дудинки. О втором факте напоминает снимок в журнале “Советская женщина” за 1991 год, лежащий на столе начальника станции Норильск-Сортировочная. На нем она в роли делегата съезда женщин России от женсовета Дудинки. В соседнем ряду в зале – без пяти минут президент Ельцин.
Не каждый ныне знает, чем занимались женсоветы.
– Помогали многодетным семьям, несовершеннолетним детям-сиротам, курировали детский дом Дудинки “Ромашка”, – поясняет Людмила Алексеевна. – Люди к нам с любыми вопросами шли, и не только женщины. Помните, была акция “Пуховики”? Наше женское движение обращалось к директору Норильского комбината Анатолию Филатову с просьбой их приобрести. Комбинат закупил, нам поручили распределение. Думаю, в Норильске было так же.
Игра в пятнашечки
Название станции – Сортировочная – говорит само за себя. Это самая разветвленная артерия Норильской железной дороги. Здесь сортируют и отправляют по различным направлениям технологические грузы: оборудование, песок, цемент, строительные материалы, медь, никель, руду. Что-то пойдет в Дудинку, Талнахский узел и на никелевый завод, что-то – на станцию  Юбилейная у Надеждинского завода или в Кайеркан.
Дежурная по станции Сортировочная Елена Вавилкина (ее стаж на железной дороге – 17 лет) как раз производит очередной маневр, сидя у автоматизированного пульта управления. Военное понятие “маневры” имеет прямое отношение к железнодорожникам.
Допустим, пришел состав с медного, поясняет Елена, его нужно переформировать, потому что один вагон отправится на Дудинку, один – на Складскую, один – на Юбилейную. Дежурная по станции сравнивает свою работу с известной головоломкой:
– Наша работа как игра в пятнашечки. Вагончики переставляешь, чтобы сложилась картина.
– Проколы на первых порах могут быть? А что, если вагон прицепят не к тому составу?
– Это работа, требующая не столько опыта, сколько особого внимания. Если что-то напутал, сразу реагируешь, чтобы исправить ситуацию. Необходимы также организаторские способности, – говорит Елена Вавилкина.
Конечно, одному человеку решить железнодорожные головоломки не под силу, добавляет Людмила Афанасьева. В процессе задействована целая команда: дежурные по станции и дежурные стрелочного поста, приемосдатчики, бригады составителей поездов, рабочие-вагонники, связисты, производственный отдел, возглавляемый Борисом Швайковым, ну и конечно, машинисты тепловозов.
– В этой цепочке все взаимосвязаны и контролируют друг друга. Если один сделал ошибку, обязательно может поправить следующий. Это даже у нас в инструкции записано, – комментирует Людмила Алексеевна.
Унесенная ветром
– Мы работаем стабильно при любой погоде, – рассказывает начальник станции. – Актировок у нас нет. Помню случай в Дудинке в конце 80-х, когда во время сильной пурги унесло на перегоне тепловоз. И по своим должностным обязанностям я, как начальник станции, вместе с начальником службы пути и ревизором выезжала на этот перегон. Помню, попыталась выйти из тепловоза, и меня тут же ветром унесло в сугроб. Спасибо, мужчины вернули назад. А у начальника службы пути тогда унесло шапку.
В те времена, когда начинала нести железнодорожную службу, было холоднее, уверяет Людмила Алексеевна. В минус 50, да еще с ветром, выходишь и обмораживаешь лицо. Щеки нашей героине прихватывало не раз. Конечно, когда поблизости не оказывалось товарищей по службе. Потому что по негласному правилу у железнодорожников на Севере принято присматривать друг за другом. Увидел, что у кого-то побелело лицо, – обязательно скажи ему об этом.
Дежурная по станции Елена Вавилкина вспоминает прошлогоднюю мартовскую пургу, когда пришлось заночевать на работе. Тогда тепловозы встали, пути занесло, и на следующий день их откапывали.
Приемосдатчик Лариса Бернотас, чей стаж на дороге 20 лет, рассказывает, что в сильный туман не знаешь, куда и ступить. Ориентироваться приходится по сигналам тепловозов и информации, которую выдает по громкой связи дежурная.
В сильные пурги-метели, говорит начальник станции, вагоны могут сойти с рельс из-за запрессовки пути. Их ставят на место сотрудники специальной подъемно-транспортной службы ПТЖТ. Другая сложность, уже не имеющая отношения к погоде, – негабаритные грузы, коих на предприятия Норильского промрайона доставляется немало. Существуют особые правила перевозки таких грузов.
Румяная Аля
Людмила Афанасьева – начальник станции Норильск-Сортировочная, но у нее в подчинении есть еще две станции: Медная и Складская. Все три слились в единую административную структуру после централизации. Мы едем на Медную. Сортировочная автоматизирована, а на Медной есть возможность познакомиться с дежурной стрелочного поста, которая переводит стрелки вручную.
– На железной дороге нелегкий труд, – говорит Людмила Алексеевна, – я имею в виду людей, которые работают на улице. Дежурная стрелочного поста – как правило, это женщина – оказывается один на один со стихией.
Людмила Афанасьева представляет нам старшую дежурную стрелочного поста: Аля Левушонок, стрелочница с 25-летним стажем. Выполняет задания дежурного по станции, производит маневровую работу, занимается подборкой вагонов: одни отправятся на Сортировочную, другие встанут под погрузку и выгрузку. Перецепляет вагоны уже бригада составителей поездов.
Погода нынче неплохая, и Альфия ничуть не похожа на жертву стихии. Из оранжевого жилета и теплого фирменного костюма выглядывает свежее, румяное лицо, губы и глаза накрашены.
Просим старшую дежурную ответить на вопрос, что является гарантией сохранения тепла при работе на улице. Отвечает: выданных на работе валенок, комбинезона и пуховика с капюшоном вполне хватает, чтобы не замерзнуть. Много одежды надевать под них не требуется, достаточно футболки и колготок.
– Вообще-то я закаленная, – говорит румяная Аля.
По призванию
Вместе с Людмилой Алексеевной едем на станцию Складская. Здесь перерабатываются грузы, следующие на предприятие “Единое складское хозяйство” и уже из ПЕСХ – по назначению на все предприятия компании “Норильский никель”. Это станция грузового типа.
Зайдя в крохотное служебно-техническое здание под названием “Горка”, знакомимся с представительницей еще одной профессии – приемосдатчиком Викторией Мининой. Бумаги, лежащие в ячейках на стене, – это документация на вагоны с грузами. Очень важно их не перепутать.
– Дежурная по станции отвечает за безопасность движения поездов, – поясняет Людмила Афанасьева, – а приемосдатчики занимаются коммерческой работой. Вика оформляет документы, осматривает грузы на подвижном составе и аккредитует эти вагоны.
Практически у всех наших новых знакомых мужья тоже железнодорожники (за исключением разве самой Людмилы Афанасьевой – ее супруг, подполковник в отставке, сейчас трудится на норильской нефтебазе). Наверное, это не случайно.
– Я считаю, что на железной дороге не должно быть случайных людей, – высказывает свое мнение Людмила Алексеевна. – Когда я приехала в Норильск, у нас в основном работали специалисты с призванием к этой профессии. Какая бы тяжелая работа ни была, она любимая, твоя, и ты без этой работы просто несостоявшийся человек. Люди здесь должны быть с понятием, ответственностью и, самое главное, порядочные.
Последнее время в ПТЖТ приезжают люди с материка, коллектив обновился почти на 60 процентов. Из ветеранов остались на станции Медной Елена Бахтина, на Складской – Евгений Масликов, на Сортировочной – Томила Фокина, Елена Шевлякова. И начальник станции Людмила Афанасьева.
– Нам, ветеранам, хочется, чтобы новички переняли наш опыт работы и отношение к профессии, чтобы традиции, которые были заложены в коллективе, не менялись, – говорит Людмила.
Елена Вавилкина производит очередной маневр
Альфия Левушонок занимается подборкой вагонов
0

Читайте также в этом номере:

Труд должен быть безопасным (Ольга ЛИТВИНЕНКО)
Резерв шагает к успеху (Мария ГРИГОРЬЕВА)
Энергия для Дудинки (Наталья БОЯРИНОВА, г. Дудинка)
Погода прибавила опыта (Инна ШИМОЛИНА)
Ниже порога (Валентина ВАЧАЕВА)
Спасти за секунды (Юлия ГУБЕЛАДЗЕ)
Это не заморозка (Евгения СТОРОЖКО)
Амбиции ведут на пьедестал (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Пелятка особого значения (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Будет кислород (Виктор ЦАРЕВ)
Десант из дворца (Лариса МИХАЙЛОВА)
Ответьте за культуру (Лариса ФЕДИШИНА)
РуднИк или рУдник? (Роман БУКВОЕДОВ)
Прорвать блокаду (Татьяна РЫЧКОВА)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск