Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
С мечом в руках Далее
Гуд кёрлинг! Далее
Бесконечная красота Поморья Далее
Экстрим по душе Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Роботы покорили “Заполярный автодром”
МИР НОВЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ
19 ноября 2015 года, 15:20
Фото: Денис КОЖЕВНИКОВ
Текст: Марина БУШУЕВА
Сотни юных норильчан мечтают о карьере ученого. И три десятка из них уже начали ее строить. Такую возможность школьникам уже второй год подряд дает научно-технический марафон “АрктикПро”, организованный компанией “Норильский никель”.
Как говорят организаторы, в этом году существенно увеличилось количество желающих принять участие в научно-техническом марафоне. На онлайн-тестирование зарегистрировались 1000 человек из Норильска, Дудинки и Кольской ГМК. Из 600 прошедших тестовое задание были отобраны по 30 человек на регион – самых смышленых, которые перешли во второй этап. В нем задача каждого – раскрыть свои творческие способности и лидерские качества, ну и конечно, проявить смекалку. Борьба идет за серьезный приз – поездку на Зимнюю научно-техническую школу в Красноярск.
В мире реальном и пластилиновом
Девятиклассник гимназии №1 Александр Козлов второй раз принимает участие в научно-техническом марафоне и второй раз проходит во второй тур.
– В прошлом году не удалось выйти в финал, но зато я узнал много нового и познакомился с хорошими ребятами. В этот раз я не раздумывая принял участие в проекте. С онлайн-викториной справился легко, особенно понравилась часть задач ТРИЗ (теория решения изобретательских задач, разработанная российским ученым Генрихом Альтшуллером. – Авт.), потому что они не предполагают неправильных ответов и можно немного пофантазировать. Например, необходимо было ответить, почему герой сказки оценил жар-птицу в три шапки. Я подумал, что раньше, когда людей награждали деньгами, то отмеряли награду шапками. И возможно, жар-птица была оценена именно в денежном эквиваленте.
В первый день второго этапа марафона, который называется “Заполярный автодром”, для ребят была проведена игра-квест “Небывальщина” в популярном сейчас формате “закрытой комнаты”. Участники оказались в пластилиновой комнате пластилинового дома в пластилиновом мире. Их задача была выйти из комнаты, чтобы попасть в страну под названием “Небывальщина”, спасти ее от разрушения и помочь странным существам, ее населяющим. А для этого школьникам необходимо было выполнить различные задания, вступая в контакт с гусединозавроподобными роботами, телевизором в очках, раздраженным треугольником и другими существами.
После коммуникативной части ребятам была предложена деловая игра “Соревнования инженеров”, где командам из шести человек предстояло из различных строительных материалов и инструментов создать сани для снегоходов. После чего прошло и их испытание. Необходимо было пройти на санках специально созданную трассу с разными препятствиями.
Во второй день участники “Заполярного автодрома” знакомились с робототехникой на базе научно-технической лаборатории “Фаблаб”. С помощью конструктора Fischertechnik они собирали роботов, начав с самого простого и безопасного и заканчивая мобильным роботом с функциями компьютерного зрения, запрограммированного на движение по заданной траектории.
– Мне очень понравилось собирать и испытывать сани. А вот робототехника дается не очень легко. У нас достаточно сложная задача. Во-первых, необходимо собрать робота, во-вторых, сделать для него всю электрику, в третьих, запрограммировать. И когда составляешь программу, необходимо продумать все до мелочей, быть очень внимательным. Одно неверно принятое решение – и приходится все переделывать, – говорит Александр Козлов.
На Кольской ГМК второй этап с точно такими же заданиями прошел на неделю раньше, чем в Норильске.
По отзывам тренеров, там ребята больше проявляли себя в коммуникативных заданиях первого дня, им это было легче. Но они меньше знали про робототехнику, и им понадобилось некоторое время, чтобы понять, что от них требуется. В Норильске, наоборот, участники медленнее раскачивались, несколько сложнее давалась командная работа, зато во второй день все очень быстро включились в процесс. Многие ребята, как оказалось, уже знакомы с программированием и робототехникой. То есть техническое творчество норильчанам далось легче, и они показали себя ярче.
Восьмиклассница школы №13 Ирина Наумова участвует в “АрктикПро” второй раз. В прошлом году старшая сестра Ирины вошла в число финалистов марафона и осталась под большим впечатлением от посещения научно-технической школы в Санкт-Петербурге.
– Нынче мне все дается легче: может, задания более легкие или  стала старше. Лично мне больше понравился второй день, связанный с робототехникой. У меня есть друзья, которые увлекаются конструированием, поэтому мне уже приходилось собирать  роботов. Но не в таких масштабах. Я хочу стать инженером-технологом или химиком, так что все это для меня очень нужно и полезно, – говорит Ирина.
Сначала проектирование
В этом году в “АрктикПро” включена и программа для взрослых – преподавателей учебных заведений.
– Компания “Норильский никель” прилагает много усилий для того, чтобы побудить детей и молодежь заниматься научно-техническим творчеством и получать инженерные профессии. И было бы неправильно, если бы педагоги не могли включаться в этот процесс. Ведь именно учителя помогают поддерживать, развивать тот интерес, который мы пробуждаем у детей, и дают возможность школьникам увлекательно погружаться в науку, – говорит Наталья Дунаева, начальник отдела реализации программ Заполярного филиала “Норникеля”.
Поэтому в нынешнем году в рамках “АрктикПро” для педагогов, которые готовы включить детей в увлекательной и игровой форме в знакомство с такими сложными предметами, как электромеханика, программирование и робототехника, была разработана обучающая программа, связанная с образовательными конструкторами.
– Умение создавать роботов – это для педагога не основная  задача. Главное – научить школьников делать проекты. Ведь умение создавать проекты необходимо везде: в строительстве, медицине, бизнесе и в обычной жизни. Если вам нужно сделать ремонт, вы же не наобум покупаете обои и строительные материалы. Вначале вы делаете проект вашего ремонта: рисуете план, подсчитываете, сколько и каких строительных материалов нужно купить, определяетесь, сами вы будете его делать или обратитесь в соответствующие организации. И так во всем. А робототехника – это всего лишь хороший инструмент, чтобы выполнять учебные проекты с детьми в игровой форме. Школьникам это всегда интересно, их можно этим увлечь и замотивировать, – говорит Григорий Зайцев, преподаватель московского детского творческого центра “Робокурс”.
В первой части семинара учителя познакомились с конструкторами Fischertechnik и их историей, узнали, какие бывают роботы, и собрали и запрограммировали простейший робот – светофор. На втором занятии попрактиковались в умении создавать более сложные модели, где используется контроллер с операционной системой “Юникс” и возможностями компьютерного зрения.
– Было очень полезно. Потому что веду в школе кружок робототехники для учащихся младших классов. Занимаемся примерно тем же самым, только в упрощенной форме. Обязательно буду применять в своей работе приемы работы с детьми, организации занятий, о которых было рассказано на лекции. Но конечно, хотелось бы приобрести такие конструкторы для своих подопечных, – говорит Ирина Власова, учитель школы №16.
Находка для юного конструктора
На семинар в рамках “АрктикПро” пришли педагоги станции юных техников, учителя дополнительного образования, представители Таймырского колледжа – в общем, все те, кто занимается научно-техническим творчеством и кто заинтересован проводить занятия с включением интерактивных методов.
– Здесь я узнал о новом конструкторе, познакомился с еще одной возможностью преподавать техническое конструирование, посмотрел, чем Fischertechnik отличаются от Lego и какие у него плюсы и минусы. Пока что минусов больше: высокая цена, другой способ соединения и нюансы в программировании, – говорит Андрей Кривенко, учитель физики школы №30.
Fischertechnik – уникальные механические и электронные обучающие конструкторы, созданные знаменитым немецким ученым Артуром Фишером. Уникальность этих конструкторов заключается в том, что, сочетая элементы из разных наборов, можно создавать абсолютно любые механизмы, которые только возможно себе представить.
– Fischertechnik – это не робототехника в прямом смысле этого слова. Это инженерный конструктор, из которого можно делать роботов и автоматические системы. Это более образовательно-ориентированный конструктор, более сложный, чем Lego. Он поможет получить ребенку инженерные навыки и навыки программирования и дать понимание принципа, как дальше работать. В целом же, как любой конструктор, он ограничен входящими в набор деталями и заложенными в нем принципами. Fischertechnik – это хороший старт для тех, кто хочет заниматься конструированием, – говорит Евгений Герасименко, руководитель Норильского “Фаблаба”.  
В студии “Робокурс”, где преподает Григорий Зайцев, работе с конструктором Fischertechnik обучают детей 7–11 лет. Григорий отмечает, что в решении узкоспециализированных задач в области робототехники уровень подготовки школьников, конечно, невелик. Но в части использования компьютеров они дают фору учителям.  
– Было очень здорово и познавательно. Я читал об этом конструкторе в Интернете, и было очень интересно посмотреть на него, так сказать, вживую и попробовать в работе. Если наша школа закупит такие конструкторы, то с удовольствием будем обучать ребят с ними работать, – отметил Андрей Калинин, учитель информатики школы №41.
Умники и умницы Норильска за решением технической задачи
0

Читайте также в этом номере:

Норильск крутой! (Марина БУШУЕВА)
Чисто об атмосфере (Лариса ФЕДИШИНА)
Рекорд нового времени (Татьяна РЫЧКОВА)
Табу на разгильдяйство (Лариса СТЕЦЕВИЧ)
Счастливая пятница (Николай ЩИПКО)
Бизнес в помощь (Елена ПОПОВА)
Ну насмешили! (Ольга ПОЛЯНСКАЯ)
Бесплодных усилий не бывает (Валентина ВАЧАЕВА)
Время правды (Валентина ВАЧАЕВА)
Живу и помню (Гунар КРОДЕРС, журналист, почетный гражданин города Норильска, где и похоронен:)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск