Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
Гуд кёрлинг! Далее
В четвертом поколении Далее
Бесконечная красота Поморья Далее
С мечом в руках Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Инструменты для предпринимателя
СОЦИАЛЬНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО
19 ноября 2015 года, 15:05
Фото: Николай ЩИПКО
Текст: Елена ПОПОВА
“Вестник” попросил бизнес-тренера Алексея МОЛЧАНОВА рассказать о том, на чем делается упор в обучении потенциальных социальных предпринимателей в этом году.
– Алексей, расскажите, пожалуйста, есть ли изменения в программе обучающих сессий по сравнению с прошлым годом?
– Учитывая тот факт, что обучение ограничено во времени, мы постарались подобрать те бизнес-инструменты, которые нужны слушателям курса для того, чтобы при таком объеме информации подготовить и представить на инвестиционную сессию грамотный и хорошо упакованный бизнес-проект. Если же говорить об изменениях, то в этом году в программу добавлена наша новая наработка, которая сейчас проходит апробацию, – “Конфигурация команды”.
– Что это такое?
– В прошлом году я рассказывал слушателям курса об определенных типажах работников и о том, как их комбинация влияет на эффективность работы предприятия. Но при этом мы не рассматривали отдел, подразделение, компанию в целом. А между тем это очень важный фактор.
– С такой проблемой, кстати, сталкиваются нередко: собственник видит, какой у него штат, какой характер взаимосвязей в коллективе, и при этом понимает, что с таким персоналом предприятие работать эффективно не будет. Возможности уволить этих людей и набрать новый штат у него нет. Что делать?
– Мы как раз и будем учить наших слушателей тому, как пересмотреть имеющуюся конфигурацию таким образом, чтобы КПД предприятия был максимальным. Существует определенная стадия развития персонала, которую надо пройти. Когда бизнесмен понимает эту конфигурацию – кого местами поменять, где и как перераспределить роли, схема работы предприятия становится более эффективной. Соответственно, наша задача – показать, как это делается. С кем-то из работников, действительно, придется проститься – такое бывает. Кого-то, наоборот, принять в штат. Но это вовсе не означает, что весь персонал менять придется. Все это мы будем подробно разбирать на второй сессии.
– А о чем речь шла сейчас, на первых занятиях?
– Сейчас я давал слушателям курса основные бизнес-инструменты: что такое бизнес-идея, ключевой клиент, ключевой продукт, модель по показателям… Частично мы затрагивали внутренний маркетинг. По-хорошему, участники уже должны со второй сессии приступить к маркетинговым исследованиям. А в идеале вообще – план составить и начать делать это уже сейчас. Потому что времени на разработку бизнес-идеи не так много. Учитывая опыт прошлого года, мы торопимся в этот раз завершить обучение и провести инвестиционную сессию до начала навигации – чтобы победители успели получить деньги, вовремя закупить оборудование, доставить его в Норильск с материка и как можно быстрее запустить свой бизнес-проект.
 
Технологии самовыражения
– Среди слушателей этого курса можно увидеть немало тех, кто обучался социальному предпринимательству в прошлом году. Как вы к этому относитесь?

– Я на самом деле этому рад. У людей уже есть определенный опыт, а значит, они будут более осознанно свои проекты делать, и даже по-другому информацию воспринимать.
– Можно сейчас уже, в самом начале обучения, выделить тех, кто сможет добиться успеха на этом поприще?
– По своему опыту скажу: если у людей есть уже какой-то опыт предпринимательской деятельности, это им в плюс. Если они активные, с широким кругом связей, деятельные – тоже в плюс. Сложно сказать, какой именно набор факторов станет ключевым, определяющим. Скорее, важна совокупность. Ведь что такое предприниматель, по большому счету? Это человек, у которого есть определенные идеи, который в бизнесе самовыражается. Идеальный вариант – когда у него есть технологии для этого самовыражения. Но ключевое все-таки – это то, что предприниматели хотят как-то изменить мир. Чужой ли, свой ли… Посылов на самом деле может быть много. В какой-то степени это “революционеры”. Потому что они пытаются что-то новое внедрить. И не только в свою жизнь, но и в жизнь других людей. Кто хочет спокойствия – тому закрыта дорога в предприниматели. Другое дело, что у каждого имеются внутренние барьеры. Вот кто-то, например, даже слышать не хочет о том, что ему бизнес надо делать в команде. Хотя именно для этого конкретного человека это важно. А он не слышит, берется за дело в одиночку – и в итоге терпит неудачу.
– Или не выдерживает конкуренции…
– Знаете, для меня в бизнесе нет понятия “конкуренты”. Мы можем на одном поле работать и при этом договариваться. По меньшей мере, я понимаю, что есть человек, который занимается тем же бизнесом, что и я. И либо он мне “дарит” своих клиентов, либо он начинает их у меня забирать – то есть учить. Получается, что чем сильнее мой конкурент-партнер по рынку, тем на самом деле сильнее становлюсь я. Просто не многие это понимают. Да, это больно – учиться, когда ты теряешь деньги… Но это же обучение, и ты платишь за него. Я считаю, одна из основных характеристик успешного предпринимателя – умение брать на себя ответственность. Случайности не случайны. Всегда это повторяю.  
 
Идеи для жизни
– В качестве домашнего задания по окончании первой сессии участникам предложено разработать три бизнес-идеи. А почему нельзя сразу сосредоточиться на одной?

– Я хочу, чтобы люди альтернативу видели, чтобы они научились сравнивать… Слушатели курса составят модель по показателям для своей бизнес-идеи. И начнут проводить маркетинговые исследования. Насколько их идея жизнеспособна? Действительно ли это то, чего они хотели? Если мы говорим о социальной идее, значит слушатели теми инструментами, которые мы им даем, воспользуются. И реализуют хороший проект. А если идея не социальная, то просто бизнес запустят. Да и ради бога! Учитывая, что бизнеса, нормального, стойкого, в Норильске не так много, любой качественно разработанный и реализованный бизнес-проект – это уже хорошо.
– Несколько лет назад вы стали ведущим тренером-консультантом проекта “Школа социального предпринимательства” в Красноярске. Насколько там актуальна эта тема?
– Социальное предпринимательство развивается. Другое дело, что, для того чтобы можно было говорить об устойчивом и серьезном развитии, среда должна сформироваться. И чем качественнее она будет, тем социальный эффект будет выше. Безусловно, в Красноярске в этом отношении мы дальше продвинулись. В силу того что больше времени этому посвятили, больше выпусков в школе социального предпринимательства было. Ребята молодцы, находят единомышленников, расширяют связи между своими бизнесами. И в этом плюс. Но все равно это еще только начало. Для того чтобы нормальную среду сформировать, я думаю, понадобится лет пять-семь.
– В центральных регионах России ситуация лучше?
– Социальное предпринимательство, безусловно, более развито и в центральных регионах, и в том же Омске, который раньше начал этим заниматься и считается локомотивом в области социального предпринимательства. Но по большому счету единых стандартов и понимания, что же это такое, в стране пока нет. Все в стадии формирования. Ситуация начнет меняться, когда в большинстве городов появится набор социальных франшиз, которые будут запускаться под конкретную территорию с учетом ее особенностей и которые будут качество жизни людей улучшать. Когда пойдет обмен между регионами, информационное поле будет общее и появится возможность масштабировать проекты на подобных обучающих курсах, вот тогда мы можем говорить, что уже на ступеньку выше поднялись. А пока это больше единичные проекты. Вы посмотрите каталог, который Владимир Вайнер выпустил (автор проекта “Социальное предпринимательство России”, директор Фонда развития медиапроектов и социальных программ Gladway. – Авт.)… Ну что такое 100 или даже 150 социальных бизнес-проектов на всю Россию? Притом что многие из них дублируют друг друга. Вот когда у нас “ассортимент” появится… Тогда уже можно будет говорить о развитости.
– Еще совсем недавно на законодательном уровне не было закреплено официальное понятие “социальное предпринимательство”. Что-то изменилось?
– Сегодня в этом плане подвижки есть. Вопрос в другом: а нужно ли это? Поддержка от государства имеется. Крупные холдинги и предприятия в стороне не остаются. В принципе, условия для успешной реализации социальных бизнес-проектов созданы. Другое дело, повторюсь: сама среда, сами люди готовы? В прошлом году участники курса в Норильске прошли обучение, подготовили хорошие проекты. Но при этом на инвестсессии защищаться захотели не все. Почему? А потому, что люди понимают: пришло время действовать, риски появились. Но они в бизнесе всегда есть! Вы же их прогнозировали, эти риски… Теперь  определенные личностные качества надо проявить. Волю, чтобы шаг навстречу своим страхам сделать. Ответственность, которую надо взять на себя. Я поэтому всегда повторяю: именно характер и поставленная цель, бешеное желание реализовать ее – вот то, что поможет человеку добиться успеха. Если же говорить о знаниях и навыках… Задача нашего обучающего курса как раз и заключается в том, чтобы помочь потенциальным социальным предпринимателям свои бизнес-проекты “упаковать”, запустить, сделать их успешными и развить.
0

Читайте также в этом номере:

Норильск крутой! (Марина БУШУЕВА)
Чисто об атмосфере (Лариса ФЕДИШИНА)
Рекорд нового времени (Татьяна РЫЧКОВА)
Табу на разгильдяйство (Лариса СТЕЦЕВИЧ)
Счастливая пятница (Николай ЩИПКО)
Бизнес в помощь (Елена ПОПОВА)
Ну насмешили! (Ольга ПОЛЯНСКАЯ)
Бесплодных усилий не бывает (Валентина ВАЧАЕВА)
Время правды (Валентина ВАЧАЕВА)
Живу и помню (Гунар КРОДЕРС, журналист, почетный гражданин города Норильска, где и похоронен:)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск