Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
С мечом в руках Далее
Бесконечная красота Поморья Далее
«Легендарный» матч Далее
В четвертом поколении Далее
Лента новостей
10:35 «Норникель» получил премию журнала «Сноб» «Сделано в России – 2019»
10:15 В Норильске досрочно включат новогоднюю иллюминацию
09:40 Единственная разыскная собака на Таймыре ушла на пенсию
09:20 Этнофестиваль «Большой Аргиш» пройдет при относительно комфортной погоде
08:05 Ринат Ахметчин: «Сотрудничество с зимними городами будет способствовать качественным преобразованиям в Норильске»
Все новости
Поплыли, “Валерий”!
АКТУАЛЬНО
22 июня 2017 года, 16:09
Фото: Николай ЩИПКО
В первый в этом сезоне рейс в Красноярск отправился теплоход “Валерий Чкалов”, один из двух пассажирских судов, курсирующих по направлению Дудинка – Красноярск – Дудинка. “Заполярный Вестник” проводил первых речных отпускников.
Доступно и удобно
8.50. В раннее время (отправление назначено только на полдень) на пристани никого. Но на корабле идут последние приготовления к отплытию: драят палубы, протирают пыль, расправляют ковровые дорожки – теплоход ждет пассажиров.
Нашу экскурсию начинает старший помощник капитана Александр Полежаев. Рассказывает, что на теплоходе расположены 13 одноместных и 18 двухместных кают первого класса, 10 четырехместных второго класса, 8 четырехместных третьего класса на главной палубе и 19 двухместных – в трюме. Соответственно, разнится стоимость приобретаемого билета – от 10 до 18 тысяч рублей за место в одну сторону.
Сегодня загрузка из Дудинки составила 100 человек. Но для тех, кто не приобрел билета заранее, на теплоходе работает касса. Этой услугой часто пользуются жители поселков по пути следования теплохода: плыть 4–5 часов, на такой короткий маршрут билеты всегда есть.
– Процентов 40 пассажиров мы добираем в поселках. В среднем теплоход делает 12 остановок в пути. Из них на двух задерживается на час, дольше – в Туруханске и Игарке. На остальных только на время посадки и высадки пассажиров. Точное время (до минут) сверяем со станциями по радиосвязи: во всех поселках она есть, потому что сотовая связь ненадежна, как правило, она доступна только в крупных городах, – поясняет старпом.
На палубах есть душевые, прачечные, санузлы для пассажиров. Притом разделения по классу нет – гости могут воспользоваться любой свободной душевой. К их услугам и небольшой спортзал, переоборудованный из читального салона. Для удобства путешественников предусмотрена и система видеоинформирования о пути следования с указанием места прохождения корабля в конкретный момент времени.
 
СПРАВКА
Сегодня пассажирские перевозки на Енисее осуществляют два теплохода озерного класса: “Валерий Чкалов” и “Александр Матросов”. Они практически идентичны: оба – трехпалубные суда 588-го проекта, построены в 1953-м и в 1954 году соответственно в Германии, в городе Висмар, на заводе VEB Mathias Thesen Werft. Длина судна “В. Чкалов” – 96,3 метра, ширина – 14 метров, осадка – 2,45 метра. Водоизмещение теплохода – 1500 тонн, скорость – до 23 км/час. Он может принять на борт 250 пассажиров, экипаж судна – около 50 человек.
 
Познавательно и культурно
На “В. Чкалове” нет специальной кают-компании для пассажиров. Основной вид отдыха, доступный путешественникам, – наблюдение за природой.
– Мы проезжаем уникальные места, и путешествие на теплоходе – прекрасный повод подробнее ознакомиться с природой и историей всего края, – говорит капитан судна Алексей Бояринцев. – Впрочем, на крупных стоянках пассажиры могут сойти на берег и осмотреть местные достопримечательности – Музей вечной мерзлоты в Игарке, например.
В помощь интересующимся историей края туристам на средней палубе теплохода размещена экспозиция фотографий, демонстрирующих развитие поселений на Енисее, а также исторические кадры, связанные с самим теплоходом.
– Все поселки, образовавшиеся здесь, работали на фронт. У меня дед трудился в годы войны на теплоходе, когда Енисейское пароходство только зарождалось, был капитаном. Матросов брали из числа заключенных. Вольного найма не было, – делится Алексей Бояринцев. – Я сам капитанствую на этом теплоходе 14 лет. Пришел сюда в 1991 году вторым помощником капитана. Выходит, на “В. Чкалове” работаю больше 25 лет.
На фотографиях – стоянка на Диксоне, сопровождение теплохода ледоколом “Ермак”, красоты Енисея (почти все они сняты с “В. Чкалова”). Здесь же фотография Валерия Чкалова, подаренная экипажу в 1958 году, а также снимок, запечатлевший команду с женой Чкалова, Ольгой Эразмовной. Она посещала теплоход по приглашению комсомольцев Енисейского речного пароходства. В этой же экспозиции – фотография малой родины судна – немецкого Висмара и его судоверфи. Снимок был сделан в 2013 году, когда теплоход праздновал свое 60-летие, и отмечен дарственной надписью. Фото привезла группа немецких туристов.
– Теплоход принимал первый капитан Степан Иванович Фомин, ставший впоследствии руководителем Енисейского речного пароходства. И его фото у нас есть, – рассказывает Алексей Бояринцев. – Знаете, мы очень ценим нашу выставку именно за ее познавательное и историческое значение. Большинство северян ездят в отпуск самолетом, а тут они могут уже с первого дня путешествия пополнить свои знания и просто насладиться природой.
 
СПРАВКА
Длина маршрута Красноярск – Дудинка 1984 километра. Продолжительность рейса зависит от направления движения судна. Так, из Красноярска до Дудинки, вниз по течению, теплоход идет около 4 дней (3 суток 14 часов), а в обратную сторону, вверх по течению, почти 6 дней (5 суток 8 часов). Круговой рейс занимает 10 суток. Продуктами и расходными материалами теплоход загружается только в Красноярске из расчета пути туда и обратно.
Начинает работу теплоход обычно рейсом из Красноярска до Дудинки в начале июня, а завершает, как правило, в начале октября. За навигацию судно выполняет более 20 рейсов (туда-обратно). Отправление из Красноярска всегда в 7.00, а прибытие в Дудинку в 21.00. Отправление из Дудинки всех рейсов в 12.00, а прибытие в Красноярск – в 20.00.
 
Вкусно и сытно
На борту теплохода есть два ресторана, а также буфеты. Время работы – с 8.00 до 00.00 (в стоимость проезда питание не входит). Каждый ресторан оформлен в своем стиле, сохранилась оригинальная обшивка салонов, затейливые витражи на ставнях, прикрывающих иллюминаторы. В одном предусмотрена посадка 30 пассажиров, в другом – до 70.
Как говорит Наталья Акимова, хозяйка ресторанов, в меню на завтрак всегда есть каши, омлеты, глазуньи, блинчики, булочки, пирожки с брусникой, черникой и другими начинками. Принимаются и заказы от гостей – как ежедневные, так и на праздники, например ко дню рождения.
– На десять суток спланирован комплексный обед, включающий салат, суп, второе с гарниром, компот или чай, кофе, хлеб, булочки, кексы. Все продукты деревенские, от проверенных поставщиков. Мясо с сертификатом качества, свежее. Уже на борту мы его разделываем и замораживаем на время пути. Наши клиенты знают, что кормим мы вкусно: повара стараются, – рассказывает Наталья.
Для гостей ежедневно трудятся два повара (холодного и горячего цехов), пекарь, сотрудники кухни и буфетов, официанты. Но Наталья говорит, что услугами ресторана и буфета пользуются только 20–25% гостей: многие просто не знают, что на корабле можно получить горячее питание, причем цены, говорит хозяйка ресторана, лишь на 5–10 рублей отличаются от магазинных в Норильске.
– Некоторые даже воду привозят в канистрах, не зная, что на борту могут получить как газированную, так и обычную воду. Да и вообще: покормить ребенка завтраком или горячим обедом, самому покушать или просто выпить чаю с выпечкой – это гораздо полезнее и удобнее, чем запасаться едой на несколько суток, – говорит Наталья Акимова.
 
Надежно и проверено
Сегодня теплоход “Валерий Чкалов” являет собой прекрасный образец проектного мастерства советских проектировщиков и трудолюбия немецких изготовителей. До сих пор сохранилась в первозданном виде буковая внутренняя обшивка корабля, частично – техническая начинка.
В капитанской рубке – святая святых любого судна – капитан Бояринцев показывает некоторые уже исторические, но все же пригодные к службе приборы, например магнитный компас. Рубку моряки называют мозгом судна, а машинное отделение – сердцем. Там, кстати, тоже частично сохранились оригинальные детали – например, родной котел, насосы. Все это регулярно перебирают и поддерживают в рабочем состоянии. Хотя сделано все было на совесть, отмечает капитан. Каждые пять лет судно проходит переосвидетельствование, в рамках которого проверяется его годность к дальнейшей эксплуатации. В последний раз “В. Чкалов” сдавал этот экзамен в 2016-м, а значит, теперь может бороздить реку вплоть до 2021 года.
– Енисей – одна из самых сложных для судоходства рек: она каменистая, имеет очень быстрое течение. Ее полноводность регулируется ГЭС, но все же в определенные периоды, например сразу после таяния снегов, уровень воды очень высок, затем он значительно снижается. Идти надо аккуратно: у нас осадка 2,45 метра, а габарит – 2,70. Так что на перекатах под корпусом остается только 20–30 сантиметров, – поясняет Алексей Бояринцев.
На судне установлено современное компьютерное оборудование, есть электронные карты, теплоход оборудован системой ГЛОНАСС. Но без магнитного компаса и обычных настольных карт команда в рейс не идет. Ведь электроника не так надежна, как эти старые добрые инструменты моряка. Бывали случаи, когда она выходила из строя, тогда основное значение приобретали умения и знания капитана и команды: опыт не позволял сделать ошибки. “Енисей нам хорошо известен, все пороги на пути давно примечены”, – говорят спецы.
Хотя, конечно, даже при хорошем знании реки есть факторы, не зависящие от опыта и знаний моряков. Например, причуды погоды: туман, ветер, шторм на воде. Из-за чего теплоход редко, но все же может опоздать в конечный пункт маршрута, но, уверяет старпом, опозданий больше чем на 3–4 часа в истории теплохода не было.
 
СПРАВКА
Интересно, что теплоходов, названных в честь прославленного летчика, в России два – один ходит по Енисею, второй по Волге, он трехпалубный, построен по проекту 26–37 в 1961 году в Чехословакии. Совершает круизы из Самары, а изначально работал в Московском и Волжском пароходствах, на транспортной линии Москва – Астрахань – Москва.
Причем в базе данных Российского речного регистра оба судна называются одинаково – “Валерий Чкалов”. Но на енисейском теплоходе на борту название “В. Чкалов”, в то время как на волжском – полное имя. Решение назвать так наше судно связано с тем, что в феврале 1954 года Валерию Павловичу Чкалову исполнилось 50 лет, и под круглую дату “Родину” на борту теплохода, построенного осенью 1953-го и принятого в эксплуатацию в марте 1954 года, поменяли на имя Героя Советского Союза, известного любимца скончавшегося в том же году товарища Сталина.
 
Ново и знакомо
Пока мы разговариваем, на берегу начинают собираться пассажиры. По одному проходят по сходням к кораблю, взвешивают багаж (максимум 36 кг на одного человека), и далее – по своим каютам. “В. Чкалов” наполняется жизнью: почти в каждой каюте устраиваются люди, дети отправляются на изучение новых владений, которым на ближайшие дни предстоит стать их домом.
Норильчанка Людмила вместе с десятилетним сыном и двухлетней дочкой в путешествие на теплоходе отправилась впервые. Говорит, такой отдых посоветовали друзья. Пока сын обустраивается в каюте на верхней палубе, Людмила следит за девочкой, которой все интересно. “Наверное, за пять суток еще надоест”, – улыбается мать.
А вот для Евгении с детьми путешествие на теплоходе сродни поездке в общественном транспорте – будучи жителями Караула, они часто плавают по Енисею. Дети спокойны, тут для них знакомая территория. Ехать им всего 4–5 часов, потому билет приобретали уже на борту судна.
Пассажиры на борту, сходни убраны, теплоход готов к отплытию. На часах полдень, и под традиционное “Прощание славянки” “В. Чкалов” отходит от дудинской пристани. А мы, провожающие, желаем кораблю хорошего рейса и ясной погоды – для непредсказуемой северной реки это неоценимо.
0

Читайте также в этом номере:

Как в воду глядели (Татьяна РЫЧКОВА)
Акцент на технологии (Лариса СТЕЦЕВИЧ)
В Европу за опытом (Валентина ВАЧАЕВА)
Спокойствие, только спокойствие! (Екатерина СТЕПАНОВА)
Есть повод мечтать (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Планы и действия (Екатерина СТЕПАНОВА)
Закроют на месяц (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Центр притяжения (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Свой среди своих (Анна САРАФАНОВА)
Лучше десять раз отмерить (Екатерина СТЕПАНОВА)
Заповедная страна (Лариса ФЕДИШИНА)
Отдаю в хорошие руки (Валентина ВАЧАЕВА)
Госуслуги со скидкой (Лариса СТЕЦЕВИЧ)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск