Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
Экстрим по душе Далее
Гуд кёрлинг! Далее
«Легендарный» матч Далее
В четвертом поколении Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Под землей как дома
СПЕЦИАЛЬНЫЙ РЕПОРТАЖ
23 марта 2012 года, 10:22
Фото: Николай ЩИПКО
Текст: Сергей МОГЛОВЕЦ
Есть такая профессия – строить шахты. В Норильске это умеют делать только в тресте “Норильскшахтстрой”. Одно из главных подразделений Заполярной строительной компании ведет шахтостроительные работы на всех рудниках Норильского промрайона. А одно из крупнейших подразделений “Норильскшахтстроя” – шахтопроходческое управление №1 полностью обеспечивает подземное строительство самого крупного в НПР рудника “Октябрьский”.
Не последнее место в шахтостроительном деле занимает работа взрывников. Работа ответственная и опасная. Как пройти твердый скальный массив, проложив в нем штреки, квершлаги и рудоспуски – те горные выработки, без которых не сможет работать рудник? Без взрывников не обойтись. В шахтопроходческом управлении №1 убеждены: лучшие представители этой профессии работают у них.  
Мирные взрывы
С одним из самых опытных взрывников Норильска Павлом Луковым спускаются сегодня под землю журналисты “Заполярного вестника”. Тридцать два года отработал он в ШПУ-1. Двадцать шесть из них – взрывником.
– Я в “Норильскшахтстрое” еще до армии начал работать, – рассказывает он. – Сначала автослесарем, так как по возрасту не проходил тогда для работы под землей. Отслужил в погранвойсках на Дальнем Востоке и в 1980 году вернулся в трест, теперь уже под землю. Работал горнорабочим, потом проходчиком.
В те времена было заведено, что каждый горняк должен был отучиться в учебно-курсовом комбинате и получить дополнительную горную профессию. Не стал исключением и Павел, выучился на взрывника. А когда в шахтопроходческом управлении сложилась нехватка рабочих этой профессии, перешел из проходчиков на новое место.
– Работа у взрывника в физическом отношении полегче, чем у проходчика. Но ответственности, конечно, больше. Людям невнимательным, недисциплинированным вообще под землей делать нечего, а профессия взрывника для них совершенно противопоказана, – рассказывает бригадир взрывников Павел Луков.
– Не страшно каждый день иметь дело с взрывчаткой?
– Люди по тридцать лет взрывниками работают. Что же теперь, каждую рабочую смену бояться? Главное не отступать от инструкций и правил. Взрывчатка ведь тоже разная бывает. Если на упаковке написано: “Не бросать” – не бросай. Проверять надо тщательно, чтобы место взрывных работ было подготовлено к взрыву согласно паспорту. Чтобы заколов не было, воды в шурфе. Если все сделано на совесть, то и бояться нечего.
Дороги, дороги...
К вспомогательному закладочному стволу рудника “Октябрьский” – непарадному входу под землю, идем с взрывником Павлом Луковым и заместителем главного инженера ШПУ-1 по горным работам Алексеем Рыбакиным. В клети спускаемся на горизонт –450. Подходим к железным воротам, за которыми начинаются горные выработки.
– Придерживайте каски руками и сразу за дверью отходите в сторону, – инструктирует журналистов Алексей Рыбакин.
Вентиляция создает здесь на входе сильный поток воздуха. Действительно, трудно устоять на ногах. Метрах в пятидесяти от ворот нас ожидает подземный автобус, приземистая машина с крепкой крышей, стоящей на массивных стойках. Пассажирский “салон” не остеклен, и, когда мы едем по подземным лабиринтам, в лицо дует ветер. Не всегда это показатель высокой скорости. Потоки создает воздух, нагнетаемый на подземные горизонты с поверхности.
Водитель автобуса уверенно ориентируется в переплетении транспортных штреков. Ширина тоннеля, который круто меняет направление каждые метров сто, такая, что кажется, мы вот-вот заденем бортом автобуса забетонированную стену. Но мастерство и опыт водителя на высоте. Одинаково уверенно и быстро ведет он машину и передним, и задним ходом. При встрече с другими подземными машинами иногда приходится сдавать назад, до ближайшего перекрестка. Двум машинам в подземных выработках не разъехаться. Транспортные штреки делают оптимальными по ширине и высоте, ровно на столько, чтобы прошла горная техника. Ведь расширить тоннель хотя бы на метр – это выдать на-гора огромное количество лишней пустой породы.
Работа по паспорту
Круто спускающийся квершлаг заканчивается тупиком. В воздухе висит плотное облако пыли.
– Это доставочный квершлаг горизонта –518, – информирует Алексей Рыбакин. – Сейчас мы ведем его проходку. Он соединит гараж самоходного дизельного оборудования рудника “Октябрьский” с клетевым стволом КС-2. По доставочному квершлагу будут перевозить людей и материалы. А параллельно доставочному, метрах в пятидесяти, идет проходка транспортного квершлага. В нем проложат рельсы и будут вести откатку руды вагонетками.
Проходчик бурит стену ручным переносным перфоратором. Это, наверное, один из самых тяжелых видов работ под землей. И хотя количество ручного труда на норильских рудниках с каждым годом снижается, остаются места и виды работ, где без него не обойтись.  
– Готовит поле работы нашим взрывникам, – говорит Павел Луков.  
В шпуры – запальные отверстия в скале, которые бурит проходчик, – будет заложена взрывчатка. К каждому шпуру – обычно их около пятидесяти – подведут специальные пластиковые трубки с напылением взрывчатки внутри и соединят их с детонатором. Потом взрывники отойдут в безопасное место, метрах в двухстах (оно также определяется паспортом буровзрывных работ), и взорвут, как говорят горняки, “отпалят” заряд. Технология взрывных работ с применением пластиковых трубок используется не так давно и считается безопасной. Раньше к зарядам взрывчатки подводили провода с детонатором. В шахте иногда появляются блуждающие токи, и поэтому риск преждевременной детонации существовал. Сейчас он исключен.
Война заколам
С горизонта –518, попетляв по транспортным выработкам, спускаемся на горизонт –550. Здесь проходка соединительной транспортной  выработки восточного фланга для добычи медистых руд ведется буровой установкой Sandvik. Машинист буровой установки Денис Красновидов работает по этой специальности всего полтора года. До этого семь лет отработал проходчиком. А новую профессию получил в корпоративном университете “Норильский никель”. Конечно, его работу не сравнить с трудом проходчика с перфоратором. Денис расположился в удобной кабине, управляя буровой машиной с помощью бортового компьютера. Для того чтобы практически исключить ручной труд, современная техника ежегодно поступает в трест “Норильскшахтстрой”.
Следующая остановка автобуса – у вентиляционно-закладочного уклона №8. Здесь тоже работает буровая машина Sandvik, задняя часть которой поднята на специальных домкратах.
– Буровая установка должна вести бурение в горизонтальном положении, – объясняет Алексей Рыбакин. – Здесь идет проходка транспортного квершлага для доставки богатых руд.  
Пока буровая установка бурит шпуры для взрывчатки, проходчик Павел Тимофеев подготавливает забой к буровзрывным работам, укрепляя его боковые стены. Обобрав ломиком заколы на скальной стене, он заряжает бетонно-цементную пушку – устройство, при помощи сжатого воздуха заполняющее раствором шпуры для железобетонных штанг. Для укрепления кровли и бортов выработок на “Октябрьском” применяют усиленную комбинированную крепь. После укрепления скального основания железобетонными штангами своды будут укреплены металлической сеткой и забетонированы.
К вопросам безопасности в шахтопроходческом управлении №1 серьезное отношение. Лишний раз убедились в этом, остановившись у вентиляционного вспомогательного уклона, где работала кровлеоборочная машина. Здесь оборка заколов на кровле ведется со специальной платформы, которая через систему гидравлики управляется самим горнорабочим. Выбрав безопасное положение для платформы, горнорабочий Евгений Степин кровлеоборочным ломиком откалывает от кровли довольно крупные куски скальной породы.
– Моя главная задача – подготовить забой к безопасному проведению буровзрывных работ, – говорит Евгений. – Работаю на очень удобной технике. С платформы и заколы легко обрабатывать, и железобетонные штанги ставить, и сетку навешивать.
– Нашим горнорабочим мы доверяем, – говорит бригадир взрывников Павел Луков. – А они не подводят. Ведь для взрывника опаснее не работа с взрывчаткой, а работа в забое с неубранными заколами.
Объекты особой важности
К клетевому стволу, чтобы подниматься на поверхность, подъехали на горизонте –600. В общей сложности проехали по подземным коридорам километров десять. В здании административно-бытового комплекса ШПУ-1 нас уже ждет начальник управления Игорь Крюков.
– Главная наша ценность – это люди, которые у нас работают. Именно благодаря профессиональному коллективу наше управление всегда справляется с поставленными задачами. В прошлом году мы ввели в эксплуатацию горные выработки вентиляционно-закладочного горизонта –500 и транспортных горизонтов –500 и –600 второго пускового комплекса. Всего за девять месяцев был построен участковый подземный дробильный комплекс, общая стоимость которого составила 283 миллиона рублей.
Только за последние  три года был построен и точно в срок введен в эксплуатацию второй пусковой комплекс проекта “Рудник “Октябрьский”. Увеличение добычи медистых руд”, а это 139 871 кубический метр отбитой горной массы. В очень сжатые сроки выполнено строительство двух комплексов перепуска руды с горизонта –700 на горизонт –850 на выработках “Южная разгрузочная ветвь” и “Северная разгрузочная ветвь”, что значительно облегчило руднику транспортировку и выдачу на-гора добытой руды.
Сегодня шахтопроходческое управление №1 выполняет строительство таких важных объектов, как центральные рудоспуски скиповых стволов рудника “Октябрьский” – “СС-1 Юг” и “СС-2 Север”, взамен уже отслуживших свой срок главных рудоспусков рудника, а также выполняет работы по строительству объекта “Комплекс перепуска руды ствола ВСС”. Это по-настоящему сложный и масштабный объект, где согласно проекту предусмотрено строительство двух камер разгрузки под крупногабаритное самоходное оборудование на горизонте –600 с рудоспусками по 30 метров каждый, установка дробильного оборудования с конвейерами на горизонте –650 и обустройство ствола ВСС рудника “Октябрьский” скиповым подъемом. Этот комплекс необходим руднику не только для подъема на-гора еще больших объемов добытой руды, он также позволит снизить нагрузку на действующие скиповые стволы 1 и 2 и выполнить на них модернизацию и необходимый ремонт.
Хорошие показатели у горняков ШПУ-1. В 2011 году шахтопроходческое управление построило почти восемь километров горных выработок, выдав на-гора 156 тысяч кубических метров скальных пород. Было уложено более семи тысяч кубометров бетона, укреплено усиленной комбинированной крепью более 80 тысяч квадратных метров кровли и бортов горных выработок. А в нынешнем году запланированы еще более высокие объемы.
Но не только на руднике “Октябрьский” довелось поработать шахтопроходческому управлению №1. В период с 2000-го по 2011 год параллельно со строительством рудника “Октябрьский” силами шахтопроходческого управления №1 выполнялось строительство на рудниках “Ангидрит”, “Заполярный” и “Известняков”,  также были выполнены работы по капитальному ремонту вентиляционных каналов медного и никелевого заводов.
В ШПУ-1 решена кадровая проблема. В прошлом году было принято на работу 209 человек. Это и инженерно-технические работники, и рабочие горных специальностей. Часть работников пригласили с материка. В основном это ИТР и квалифицированные горняки. А всего в управлении работает около 480 человек. Прием на работу обусловлен тем, что рудная база “Октябрьского” будет расширяться.
– У нас хороший, ровный коллектив, – говорит Игорь Крюков. – Но хотелось бы отметить лучших из лучших, наших ветеранов. Это бригадир взрывников Павел Луков, крепильщик Олег Карпов, проходчик Андрей Матросов.
Вклад горняков шахтопроходческого управления №1 в расширение рудной базы Заполярного филиала весом и заметен. А впереди – новые успехи.
Работа на ручном перфораторе – не для слабых
За крепкую кровлю!
Буровая установка бурит шпуры для взрывчатки
0

Читайте также в этом номере:

Дети ждут книги (Юлия КОСТИКОВА)
Поставили на место (Лариса МИХАЙЛОВА)
Маркович и все-все-все (Лариса ФЕДИШИНА)
Пинг-понг по-октябрьски (Андрей СОЛДАКОВ)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск