Миры Виктора Добрякова
ШТРИХИ К ПОРТРЕТУ
20 сентября 2018 года, 14:27 Фото: Николай ЩИПКО Текст: Татьяна РЫЧКОВА
|
На механическом заводе Норильского обеспечивающего комплекса в этом году довольно много золотых юбиляров, полных сил и энергии. Заместитель начальника литейно-кузнечного цеха по подготовке кузнечного производства Виктор ДОБРЯКОВ – один из них.
Виктор Юрьевич окончил Красноярский политехнический институт по специальности “машины и обработка металлов давлением” и с 1990 года работает на механическом заводе. Начинал слесарем-ремонтником, потом работал инженером-технологом, с 2003-го – заместитель начальника литейно-кузнечного цеха по подготовке кузнечного производства. На вопрос, на сколько лет он себя ощущает, наш герой отвечает: – На пенсию пока не собираюсь. Полон сил и энергии. Человеку приятно, когда он кому-нибудь нужен, особенно когда понимаешь значимость себя как специалиста для такого предприятия, как “Норникель”. Это и придает сил. Случись многодневная пурга – где взять какой-нибудь сломанный вал? Кто изготовит запчасть, которую вообще уже нигде не выпускают? Они найдут, из какого металла отковать поковку на любую вышедшую из строя деталь. Выручат всегда. – За время моей работы специалистами механического завода освоены уникальные технологии, которые нигде до этого не применялись, – приводит примеры Виктор Юрьевич. – Они позволили исключить закуп импортных деталей, таких как коронка зуба-рыхлителя для бульдозеров “Катерпиллар”. Это экономия для компании, приобретать их за границей – существенные деньги. Мы также делаем накладки на ковши ПДМ для рудников, чтобы они меньше истирались, и фурмы для печей ПЖВ. Это медная поковка, достаточно уникальная, которая также больше нигде в НПР не изготавливается. В основном штучные – Кузнецы ручной ковки – это же из позапрошлого века? – У нас есть и кузнецы на молотах, и кузнецы-штамповщики, которые работают на штамповочном молоте с заготовками, поступающими из литейного производства литейно-кузнечного цеха. – Каков вес изготавливаемых деталей? – От нескольких килограммов до полутора тонн, и очень большая номенклатура изделий. – Бывают и штучные? – В основном, конечно, штучные. У нас не серийное производство. – Помните фильм: Чарли Чаплин на конвейере. Вашим людям не понравилась бы такая работа? – Думаю, это мало кому понравится. Интереснее решать творческие задачи. Много было специалистов, от которых я получил богатый опыт в этом отношении, которые учили вдумчиво, скрупулезно относиться к своим обязанностям. Среди них инженер-технолог Лидия Николаевна Хлюснева, Валерий Иванович Шкирманов, Владимир Трофимович Литвиненко и, конечно же, бывший директор завода – Сергей Петрович Володько. Я при нем начинал. Тогда он был начальником кузнечно-термического цеха. И сегодня у нас достаточно надежных и толковых специалистов, на кого можно положиться, которые передают свой опыт молодежи. Например, ведущий специалист ЛКЦ Александр Лукич Бевз, он на заводе больше 30 лет. – Чем объясняется тот факт, что на механическом работают подолгу? – Работа достаточно интересная. Всегда происходит что-то новое. Много появляется задач, к которым требуется творческий подход. У нас не монотонная работа. Бывают достаточно уникальные случаи. Сказочные и блестящие Вместе с нашим проводником Виктором Юрьевичем мы заглядываем в его мир – кузнечного производства. Видим приготовленные к отправке на рудники штанговые заготовки и анкерные болты для крепления кровли в забоях, молотки для дробилок цементного завода и те самые накладки на ковши ПДМ, о которых шла речь выше. Красоту горячего металла можно созерцать не только в плавильных цехах металлургических заводов. В литейно-кузнечном цехе механического свои печи. В них при температуре до +1000 градусов проходят закалку поковки и различные детали для придания им требуемых механических и физических свойств. Открывается заслонка одной из термических печек, оттуда выезжают трубы, раскалившиеся до температуры +800 градусов. Горячий металл и в таком виде – зрелище завораживающее. Термист Борис Пилиховский их стропит, мостовой кран тащит горячий груз на место. Трубы в остывшем виде, более раннего “испёка”, просто серые, конечно, потеряли свой сказочный свет и цвет. Цвета здесь вообще интересные – металлические. Красивые блестящие медные цилиндры – это слитки, отлитые в литейном производстве из медной шихты, поясняет Добряков. Их используют для различных поковок. А вот эти блестящие эксцентрики-диски для вращения мельниц НОФ и ТОФ (как и детали подшипников скольжения для рудников) на механическом заводе наплавили баббитом – сплавом на основе олова и свинца. Делает это, кстати, женщина – заливщик Ирина Сороковых. Затем детали механически протачивают – доводят до нужного диаметра. Видим мы и пресс, на котором рубят прокат, и штамповочный молот, где вот-вот начнут изготавливать болты Поппеля. Виктор Юрьевич показывает исправно работающие молоты 70-х годов и новую горизонтально-ковочную машину, увеличившую производительность труда и повысившую качество продукции. Тундра – навсегда Блестящий мир кузнечного производства в жизни Виктора Добрякова, конечно, не единственный. Миров у человека бывает несколько. Один у нашего героя – работа. Второй – семья: жена, которая трудится в управлении строительства, и дочь – студентка московского вуза, планирующая продолжить образование в Германии. Третий мир, местами практически затерянный, – тундра. Жить на прекрасном полуострове Таймыр и не радоваться его красотам? Наш герой и его друзья и представить себе такого не могут. Есть у них это трудное счастье (счастье вообще легким не бывает) в виде походов на “дачи” в районе озер Пясино и Лама. Зимой – на снегоходах, летом – на катере. – Виктор Юрьевич, у всех наших бескорыстных любителей природы есть коронная присказка: “После отдыха в тундре надо неделю отдыхать”. Согласны с ней? – Если честно, то да. Конечно, думаешь, что в ближайшее время не поедешь, но проходит несколько дней и снова тянет. Тундра – это навсегда. Как влюбился в нее много лет назад, так и не отпускает. |
0 | Твитнуть |