Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
С мечом в руках Далее
«Легендарный» матч Далее
Бесконечная красота Поморья Далее
В четвертом поколении Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Миры Виктора Добрякова
ШТРИХИ К ПОРТРЕТУ
20 сентября 2018 года, 14:27
Фото: Николай ЩИПКО
Текст: Татьяна РЫЧКОВА
На механическом заводе Норильского обеспечивающего комплекса в этом году довольно много золотых юбиляров, полных сил и энергии. Заместитель начальника литейно-кузнечного цеха по подготовке кузнечного производства Виктор ДОБРЯКОВ – один из них.
Виктор Юрьевич окончил Красноярский политехнический институт по специальности “машины и обработка металлов давлением” и с 1990 года работает на механическом заводе.  Начинал слесарем-ремонтником, потом работал инженером-технологом, с 2003-го – заместитель начальника литейно-кузнечного цеха по подготовке кузнечного производства. На вопрос, на сколько лет он себя ощущает, наш герой отвечает:
– На пенсию пока не собираюсь. Полон сил и энергии.
Человеку приятно, когда он кому-нибудь нужен, особенно когда понимаешь значимость себя как специалиста для такого предприятия, как “Норникель”. Это и придает сил. Случись многодневная пурга – где взять какой-нибудь сломанный вал? Кто изготовит запчасть, которую вообще уже нигде не выпускают? Они найдут, из какого металла отковать поковку на любую вышедшую из строя деталь. Выручат всегда.
– За время моей работы специалистами механического завода освоены уникальные технологии, которые нигде до этого не применялись, – приводит примеры Виктор Юрьевич. – Они позволили исключить закуп импортных деталей, таких как коронка зуба-рыхлителя для бульдозеров “Катерпиллар”. Это экономия для компании, приобретать их за границей – существенные деньги. Мы также делаем накладки на ковши ПДМ для рудников, чтобы они меньше истирались, и фурмы для печей ПЖВ. Это медная поковка, достаточно уникальная, которая также больше нигде в НПР не изготавливается.
В основном штучные
– Кузнецы ручной ковки – это же из позапрошлого века?
– У нас есть и кузнецы на молотах, и кузнецы-штамповщики, которые работают на штамповочном молоте с заготовками, поступающими из литейного производства литейно-кузнечного цеха.
– Каков вес изготавливаемых деталей?
– От нескольких килограммов до полутора тонн, и очень большая номенклатура изделий.
– Бывают и штучные?
– В основном, конечно, штучные. У нас не серийное производство.
– Помните фильм: Чарли Чаплин на конвейере. Вашим людям не понравилась бы такая работа?
– Думаю, это мало кому понравится. Интереснее решать творческие задачи. Много было специалистов, от которых я получил богатый опыт в этом отношении, которые учили вдумчиво, скрупулезно относиться к своим обязанностям. Среди них инженер-технолог Лидия Николаевна Хлюснева, Валерий Иванович Шкирманов, Владимир Трофимович Литвиненко и, конечно же, бывший директор завода – Сергей Петрович Володько. Я при нем начинал. Тогда он был начальником кузнечно-термического цеха. И сегодня у нас достаточно надежных и толковых специалистов, на кого можно положиться, которые передают свой опыт молодежи. Например, ведущий специалист ЛКЦ Александр Лукич Бевз, он на заводе больше 30 лет.
– Чем объясняется тот факт, что на механическом работают подолгу?
– Работа достаточно интересная. Всегда происходит что-то новое. Много появляется задач, к которым требуется творческий подход. У нас не монотонная работа. Бывают достаточно уникальные случаи.
Сказочные и блестящие  
Вместе с нашим проводником Виктором Юрьевичем мы заглядываем в его мир – кузнечного производства. Видим приготовленные к отправке на рудники штанговые заготовки и анкерные болты для крепления кровли в забоях, молотки для дробилок цементного завода и те самые накладки на ковши ПДМ, о которых шла речь выше.  
Красоту горячего металла можно созерцать не только в плавильных цехах металлургических заводов. В литейно-кузнечном цехе механического свои печи. В них при температуре до +1000 градусов проходят закалку поковки и различные детали для придания им требуемых механических и физических свойств.
Открывается заслонка одной из термических печек, оттуда выезжают трубы, раскалившиеся до температуры +800 градусов. Горячий металл и в таком виде – зрелище завораживающее. Термист Борис Пилиховский их стропит, мостовой кран тащит горячий груз на место. Трубы в остывшем виде, более раннего “испёка”, просто серые, конечно, потеряли свой сказочный свет и цвет.
Цвета здесь вообще интересные – металлические. Красивые блестящие медные цилиндры – это слитки, отлитые в литейном производстве из медной шихты, поясняет Добряков. Их используют для различных поковок. А вот эти блестящие эксцентрики-диски для вращения мельниц НОФ и ТОФ (как и детали подшипников скольжения для рудников) на механическом заводе наплавили баббитом – сплавом на основе олова и свинца. Делает это, кстати, женщина – заливщик Ирина Сороковых. Затем детали механически протачивают – доводят до нужного диаметра.  
Видим мы и пресс, на котором рубят прокат, и штамповочный молот, где вот-вот начнут изготавливать болты Поппеля. Виктор Юрьевич показывает исправно работающие молоты 70-х годов и новую горизонтально-ковочную машину, увеличившую производительность труда и повысившую качество продукции.
Тундра – навсегда
Блестящий мир кузнечного производства в жизни Виктора Добрякова, конечно, не единственный.
Миров у человека бывает несколько. Один у нашего героя – работа. Второй – семья: жена, которая трудится в управлении строительства, и дочь – студентка московского вуза, планирующая продолжить образование в Германии. Третий мир, местами практически затерянный, – тундра.
Жить на прекрасном полуострове Таймыр и не радоваться его красотам? Наш герой и его друзья и представить себе такого не могут. Есть у них это трудное счастье (счастье вообще легким не бывает) в виде походов на “дачи” в районе озер Пясино и Лама. Зимой – на снегоходах, летом – на катере.
– Виктор Юрьевич, у всех наших бескорыстных любителей природы есть коронная присказка: “После отдыха в тундре надо неделю отдыхать”. Согласны с ней?
– Если честно, то да. Конечно, думаешь, что в ближайшее время не поедешь, но проходит несколько дней и снова тянет.  Тундра – это навсегда. Как влюбился в нее много лет назад, так и не отпускает.
 
У термической печи. Свет и цвет горячего металла завораживают
0

Читайте также в этом номере:

Будет третьим (Виктор ЦАРЕВ)
Реки проходят экспертизу (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Приезжайте – научим (Лариса СТЕЦЕВИЧ)
Активным быть полезно (Лариса ФЕДИШИНА)
В Индонезию с очками и мылом (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Навели свои порядки (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Мир хижинам (Лариса МИХАЙЛОВА)
Свой закончили поход (Лариса ФЕДИШИНА)
Такой уникальный (Лариса МИХАЙЛОВА)
Стратегический ресурс (Лариса СТРЮЧКОВА, Михаил БОНДАРЬ)
Огорошили Норильск (Анна САРАФАНОВА)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск