Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
Экстрим по душе Далее
В четвертом поколении Далее
Гуд кёрлинг! Далее
С мечом в руках Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Между живыми и мертвыми
КНИГА НЕДЕЛИ от Публичной библиотеки города Норильска
5 мая 2012 года, 13:48
Текст: Юлия КОХ
Писатели, чьи фамилии оказываются в шорт-листах престижных литературных премий, как правило, отлично пишут, поднимают важные философские вопросы или удивляют читателя необычными идеями. Однако, к несчастью простых смертных, увлекательные сюжеты эти господа придумывают редко.
Впрочем, из любого правила есть исключения. Например, Сергею Кузнецову удалось угодить в финал премии “Большая книга” с эстетским “Хороводом воды”  и завоевать благосклонность простых читателей приключенческим романом  “Живые и взрослые”. В последнем этот смелый автор совместил в одной истории захватывающий роман для подростков, лихой зомби-триллер и безудержный постмодернистский стеб.
Родом из детства
Роман “Живые и взрослые” повествует о приключениях четырех подростков, нежданно-негаданно оказавшихся замешанными в опасных политических интригах. Впрочем, в свободное от участия в опасных авантюрах время герои успевают заниматься и обычными для старшеклассников делами: разбираться с хулиганами, участвовать в школьных олимпиадах и, конечно,  влюбляться. Эта история, пронизанная атмосферой старых приключенческих романов вроде “Кортика” и “Бронзовой  птицы”,  вызовет приступ ностальгии у взрослых читателей и непреодолимое любопытство у подростков. При всей своей мейн-стримовой актуальности книга несет на себе неуловимый отпечаток прошлого. Герои трогательно дружат, поступают по совести и, рискуя, познают окружающий мир. Впрочем, есть здесь и пародийные сцены, в которых автор позволяет себе вволю поиздеваться над некоторыми воспоминаниями своего советского детства: бдительная педагогиня по прозвищу Рыба осматривает уши учениц на предмет наличия запрещенных сережек, новостные программы содержат минимум полезной информации, а родители то и дело обсуждают на кухне какие-то запретные темы.
Встречаются в мире “Живых и взрослых” и вполне современные аллюзии, которые изрядно повеселят читателей, хоть немного разбирающихся в массовой культуре наших дней. Из мертвых земель, где автор буквально воплотил образ разлагающегося капиталистического строя, в уютную застойную реальность живых попадают загадочные механизмы под названием “ай-по” и витиеватые выражения вроде “Превед, медвед”. Но самое забавное начинается, когда отсылки к советской и современной культуре встречаются с элементами зомби-треша. К примеру, одна из разновидностей опасной боевой нежити во вселенной Кузнецова носит гордое имя Ромерос. Увековечил автор и менее известного режиссера – итальянца Лючио Фульчи, назвав в его честь мерзко пахнущих и крайне агрессивных девочек-зомби. Таких, отдающих черным юмором, головоломок в книге достаточно, чтобы пробудить в читателе настоящий исследовательский азарт.
Четверо смелых
Законы весьма оригинального мира, придуманного автором, нам раскрывают не сразу – полезную информацию приходится вылавливать в диалогах и размышлениях персонажей, старательно отделяя объективные сведения от пропагандистских баек, легенд и собственных заблуждений героев. В двух словах, ситуация на момент начала книги такова: после смерти люди не пропадают без следа, они уходят в некое место, достаточно далекое, но доступное для путешественников. В землях мертвых время не течет, вместо этого у них есть неограниченное пространство, вмещающее в себя все минувшие эпохи. Раньше умершие нередко навещали живую родню, помогали советами, передавали накопленные знания. Сложные похоронные ритуалы были созданы именно для того, чтобы облегчить мертвецам возвращение домой. Однако по какой-то причине между двумя мирами разразилась страшная война, закончившаяся проведением границы. После того как страсти улеглись, враждующие стороны постепенно научились вести мирное сосуществование, увлекшись торговлей, дипломатией и шпионажем. По обе стороны границы установились жесткие диктатуры – просоветский режим у живых и “дикий капитализм” у мертвых. В загробном мире изобретаются не только безобидные “ай-по” и “компутеры” – там ведутся весьма жестокие эксперименты над людьми, живо напоминающие фашизм. Их результатом и являются безмозглые, агрессивные зомби, некогда бывшие обычными мертвыми с полным набором человеческих эмоций и нормальными мыслительными способностями. Правительства двух огромных государств играют в свои политические игры, военные готовятся к новым столк-новениям, ученые строят собственные теории о прошлом и будущем человечества, а четверка школьников внезапно натыкается на разрыв в границе, сквозь который к ним притягивает странного мертвого мальчика.
Даже после того как общая картина мироустройства, нарисованная автором, более или менее укладывается в голове, остается немало спорных вопросов и нестыковок. Как закончился “золотой век” мирного сосуществования? Почему одни мертвые, пересекая границу, теряют память, а другие остаются прежними?  Откуда черпают силу лидеры “заграничья” и на что они способны? Все эти неясности не означают, что ленивый писатель недоработал собственную идею – любознательная четверка подростков не стесняется озвучивать и обдумывать все непростые вопросы. Просто Сергей Кузнецов предпочел не раскрывать все карты, оставив своим читателями кое-какую пищу для размышлений в будущем. К тому же заканчиваются “Живые и взрослые” обнадеживающими словами: “Конец первой книги”, намекающими на возможное развитие интригующего сюжета. И лично я буду ждать его с нетерпением.
0
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск