Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
Экстрим по душе Далее
Бесконечная красота Поморья Далее
«Легендарный» матч Далее
С мечом в руках Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Леонид ИОНИН: “Не надо бежать за западными идеалами”
ОБОГАТИТЕЛЬНАЯ ФАБРИКА
12 ноября 2015 года, 15:38
Фото: Денис КОЖЕВНИКОВ, Татьяна ЧЕРНОВА
Текст: Юлия ГУБЕЛАДЗЕ
Политкорректность и политкультура – понятия актуальные в любой стране. Со времен Киевской Руси и до наших дней в России преобладали разные типы политической культуры. Политкорректность тоже принимала различные формы. Как сосуществуют эти воззрения теперь и насколько отличаются отечественные взгляды от европейских и западных? Об этом норильчанам рассказал социолог, доктор философских наук, профессор факультета экономических наук Высшей школы экономики Леонид Ионин. Он стал спикером 19-й по счету встречи клуба-лектория “Обогатительная фабрика”, гуманитарного проекта медиакомпании “Северный город” и компании “Норильский никель”.
Подтверждая негласный статус самого академичного спикера “Фабрики”, Леонид Ионин сразу увлек слушателей в дидактические положения темы лекции:
– Политическая культура – это совокупность способов политической организации обществ и человеческих взаимодействий вообще. В нее входят привычные для граждан представления о роли и функциях государства. Совокупность того, что легитимно, законно, правомерно и справедливо. У каждого народа своя политкультура.
В эпоху глобализации материальная культура унифицируется до невозможности. В разных магазинах мы видим одни и те же наборы товаров. Зато в политкультуре, наоборот, расхождение. Народы претендуют на самостоятельное выражение своих представлений о мире.
Другая свобода
– Всеобщая декларация о правах человека, подписанная в 1948 году на Генеральной Ассамблее ООН, стала идеальным образцом поведения, на который все ориентируются. Чуть ли не главным достоянием человека и человечества. К этому все привыкли, и права эти вроде бы очевидны. Но во время подписания декларации не обошлось без трудностей. Некоторые мировые ученые, в числе которых были и антропологи из США, высказали мнение, что не бывает универсальных прав человека. У представителей каждой культуры свои особенности и свои права. Но тогда никто на это внимания не обратил. Декларация носила политический, а не гуманитарный характер, – пояснил Леонид Ионов.
– Сейчас мы имеем дело с универсальной концепцией прав человека. Представление о современной политике зиждется на том, что все люди обладают одинаковыми правами, независимо ни от каких особенностей. Однако все чаще и чаще конкретные группы граждан и различных меньшинств выступают с альтернативным видением политики, связанным с этими правами.
Россия, как в свое время и СССР, не отрицает всеобщую декларацию о правах человека. Но политическая организация в нашей стране традиционно имеет свои отличия. С древних времен и по сей день в России существовали разные виды политической культуры. В XV–XVI веках возникли основания к появлению различных форм управления империей: патриархальной, патерналистской, авторитарной.
Во времена СССР политическая свобода сводилась к тому, что высказывать мнение разрешалось, но оно не должно было противоречить общепринятым нормам, напомнил спикер.
В своей книге “Свобода в СССР” Леонид Ионин развивает это утверждение. Да, политическая свобода была крайне ограничена, но она была не главным смыслом человеческого существования. В Советском Союзе находилось много других свобод для выражения, таких как любовь, дружба, путешествия, творчество и так далее. Даже несмотря на запреты на некоторые литературные произведения, их находили и читали. Можно сказать, за исключением политической в СССР существовала рефлексирующая свобода. Связана она была с преодолением запрета.
Не без демократии
Авторитарный режим управления в разное время был широко распространен в России. Не меньшую популярность имел и патриархальный. Отец-предводитель заботился о народе – своих детях. При этом и ограничения им устанавливал те же, что и своим чадам. Так было во времена царя-батюшки и при “отце народов” Сталине.
– У русского народа испокон веков выработалось уважение, почтение к отцу, даже благоговение, – отметил спикер. – При патриархальном режиме был своеобразный общественный договор: отец любит своих детей, они в ответ выполняют все, что предписано законом. Если же царь нарушал договор, народ начинал бунтовать. Отсюда и восстания крестьян, и Степан Разин, и Болотников, и революция 1917 года. Только в таких условиях пропаганда эсеров и большевиков привела к победе революции.
Авторитарный и патриархальный стили управления государством  тесно связаны между собой, и они являются основополагающими в российской политкультуре. Демократия при этом у нас тоже существовала. Еще в эпоху Киевской Руси в Новгородском княжестве были свои примеры демократии. Взять хотя бы новгородское вече. В более поздней истории появились диссиденты, стиляги и другие проявления демократических политических культур, – перечислил профессор.
Вектор мысли
Немаловажной особенностью советской политкультуры спикер “Фабрики” называет мессианство – национальную политику, основанную на представлениях граждан страны о ее избранности, способности стать во главе человечества и повести всех к истине, к светлому будущему. Подобный вектор мысли наблюдается и в США с их “американской мечтой”.
– Вместе с тем мессианская культура не может существовать без революции. Учение о необходимости уничтожения старого мира и строительство на его месте нового также преобладало в России в разные периоды времени, – сказал профессор и подчеркнул: – Не надо стыдиться своей политкультуры. Не надо пытаться перестроить то, что складывалось веками. Авторитаризм, патриархальность, мессианство… Если они укоренились в России, значит, это оптимальные типы политкультуры для нашего народа.
Вопросы такта
Что касается политкорректности, ее спикер назвал принципиальной и важнейшей характеристикой массовой демократии. Она также тесно связана с правами человека и подразумевает, что все люди равны, независимо от национальности, пола, цвета кожи, здоровья и других показателей. Со всеми следует обходиться как с равными, и это утверждение считается главным достоинством политкорректности.
Развитие понятия в современном мире привело к множеству споров. Например, во всеобщей Декларации прав ребенка говорится о том, что дети имеют право на свободное получение любой информации, но мало кто из родителей готов с этим согласиться.
Политкорректность в феминизме порой заставляет рассматривать любое существо мужского пола как потенциального насильника. За рубежом даже появилось понятие “воображаемое или концептуальное изнасилование”, за это можно понести наказание. Другой формой нарушения считается чрезмерный зрительный контакт, когда мужчина слишком долго смотрит на женщину. Но и недостаточный зрительный контакт со стороны мужчины не приветствуется. В этом случае женщина может утратить уверенность в себе, а виновник – быть привлечен к ответственности. По мере распространения подобных случаев в мире появились такие понятия, как лукизм (дискриминация по внешности), вейтизм (дискриминация людей с лишним весом), а борьба против сексизма из уравнивания прав мужчин и женщин привела к торжеству сексуальных меньшинств.
Ярким примером двойственности в политкорректности могут служить Олимпийские игры. Избегая понятия “инвалид”, говорят: “люди с ограниченными или альтернативными возможностями”. При этом Олимпиада и Паралимпийские игры проводятся раздельно. Никому не приходит в голову поставить спортсменов на один уровень, а это можно считать вопиющим нарушением политкорректности. Помогать тем гражданам, в чем-то уступать другим можно и нужно. Им нужны преимущества.  Только не стоит вдаваться в крайности, считает Леонид Ионин.
Уравнивания в правах негативно отразились и на институте семьи. В XIX–XX веках случилось преобразование в “женской судьбе”. Женщины, испокон веков призванные вести домашнее хозяйство и воспитывать детей, вдруг стали частью трудового общества. Они вышли на работу и тоже  начали зарабатывать деньги. Уход из семьи хранительниц очага не мог не сказаться на отношениях с мужем. Семьи стали распадаться. Раньше женщина на определенный срок выпадала из карьерных соревнований в связи с рождением и воспитанием детей. Ей разрешалось участвовать в “гонке”, но никто не снимал обязательств, связанных с заботой о доме и детях.
Рыночно-денежная экономика влияет на семью и теперь, – уверен лектор. – Домохозяйки, которых, к слову, сегодня в России не так уж много, воспринимаются иначе, чем женщины работающие. Изменить ситуацию в семьях сегодня не сможет никто. Каждая отдельно взятая семья сама решает, что важнее: карьера или дети.
– Политкорректность – идеология, она затушевывает контрасты, – считает спикер. – А противоположность ей – вот что должно влиять на развитие общества! Только неполиткорректность помогает выявить проблему. Нужно быть просто корректным. Человеком вежливым и тактичным. Поэтому давайте поддерживать свои исконные традиции, уважать исторически сложившиеся правила, критически относиться к новомодным веяниям и не бежать за западными идеалами.
Повод задуматься
Культминутка клуба-лектория на этот раз погрузила слушателей “Фабрики” в сказочную атмосферу. Тему политкорректности пришли поддержать молодые актеры Норильского Заполярного театра драмы и к тому же слушатели клуба-лектория Мария Нестрян и Олег Корныльев. С их помощью присутствовавшие по-новому взглянули на известные детские сказки, и конечно, не обошлось без юмора.
В “политкорректной “ версии сказки “Репка”, которая наверняка соответствовала бы всем мировым стандартам прав человека, героями выступили сами слушатели лекции. Вот только вместо бабки с дедкой репку тянули мужчина и женщина пожилого возраста, да и к остальным персонажам у политкорректного “рецензента” нашлась масса вопросов. В результате рассказчицу едва не привлекли к ответственности за нарушение всевозможных прав, и прежде всего прав главной героини сказки – репки.
Шутки шутками, а подумать после лекции Леонида Ионина было над чем. Каждый из слушателей нашел в словах спикера что-то особенно важное для себя.
– Было несколько вопросов, которые меня интересовали, и профессор ответил на все из них, – сказал горнорабочий очистного забоя рудника “Заполярный” Алаутдин Зубаиров. – Например, была ли свобода при СССР? Возможна ли в России демократия? Свобода была, пусть и не такая, какой ее представляют западные специалисты. Я считаю, что демократия в России невозможна. Люди должны знать, что существует твердая власть, и бояться преступить ее законы. Власть, в свою очередь, обязана защищать интересы народа. Поэтому мне близок патриархальный режим управления государством или даже  тоталитарный. Не зря профессор сказал, что они связаны между собой. Если дать российским людям полную свободу, мы получим современную Европу, где толерантность и права человека порой приводят к абсурду.
Что касается семейных ценностей... Мужчины сами виноваты в том, что женщины отдаляются от семьи. Мы, мужчины, возложили на женщин слишком большой груз ответственности. Помимо ведения домашнего хозяйства и воспитания детей они стали зарабатывать деньги. В итоге женщина часто реализуется в других вещах, постепенно отдаляясь от семьи.
– Будучи политиком, я не мог пропустить лекцию на такую тему, – отметил председатель постоянной комиссии по городскому хозяйству Норильского городского совета депутатов Александр Пестряков. – В большинстве случаев  полностью согласен со спикером.  Что касается Декларации о защите прав детей, считаю,  что подачу информации несовершеннолетним нужно контролировать. Это прописано в политологии.
Уверен, что для общества никогда не будет политической свободы, если рассматривать их с точки зрения “что хочу, то и творю”.  Она актуальна лишь при изъявлении политических инициатив.
– Наше поколение (думаю, что мы со спикером принадлежим примерно к одному поколению) понимает, каким оно было молодым и глупым в начале 90-х, когда на достославном съезде во главе с Горбачевым ему рассказывали про западные свободы. Мы верили этому. Но теперь повзрослели, изрядно поумнели и поняли, что демократии нет, а есть геополитические интересы государств, которые не зависят ни от национальности, ни от партийной принадлежности, – поделился мыслями старший научный сотрудник Музея истории освоения и развития НПР Владимир Ларин.
Супруга профессора Ионина и профессор социологии Алла Ивановна Черных тоже приехала в Норильск. Ее впечатления как гостьи проекта и города оказались не менее яркими.
– Увлекательное образование для взрослых, которые мы видим на “Фабрике”, – идея невероятно полезная. Причем не только для слушателей, но и для самого лектора. Вокруг человека, постоянно живущего в определенных привычных для него условиях, появляется некая замкнутость. А ваш проект расширяет социальный опыт обеих сторон – и норильчан, и их гостей.
В Норильске потрясающая атмосфера. Встающие словно из сумрака дома по дороге из аэропорта, история города... Все это создает вокруг Норильска удивительную ауру. Возникает восхищение и городом, и его людьми. Возвращаясь к проекту, отмечу, что порадовали  заинтересованные лица слушателей. Общение получилось неформальное, незапротоколированное и ненавязанное. Людям это нужно, – сказала она.
 
Торжество духа восхищает
Второй день пребывания в Норильске гость решил провести там, где, по его словам, вряд ли когда-нибудь в жизни еще придется побывать – на производственных площадках Заполярного филиала “Норникеля”.
Экипированные соответственно погоде и всем правилам промбезопасности гости отправились на “Медвежку”. Главный инженер карьера рудника “Заполярный” Игорь Уваров показал карьер со смотровой площадки и с самой нижней его точки. Поездка на “Парме” по неширокому спуску в карьер сама по себе стала отдельным приключением.
Второй точкой в экскурсии стал медный завод. Очень подробно об истории и жизни предприятия профессорской чете рассказал заместитель директора медного завода по общим вопросам Алеко Габучия. Кульминацией визита в плавцех стал розлив металла в печах Ванюкова. Эмоциям гостей не было предела:
– Норильск связан с производством. Возник благодаря ему. Поэтому мы не могли не побывать на предприятиях Заполярного филиала. Я знаю, как создавался Норильск. Как страшно, невероятно сложно возникал город и все, что с ним связано. То, что мы сегодня увидели, словами не высказать. Ощущение, что здесь работают сверхчеловеки. Поражают масштабы процесса: добыча, извлечение из недр земли полезных руд, их переработка, непрерывная слаженная работа людей на всех предприятиях. Людям из московской, университетской, академической среды, подобным нам, увидеть такое можно раз в жизни. И нам это показали. Невероятно!
Тема политкорректности вызвала много вопросов и мнений у зала
Главное впечатление от Норильска – уникальное производство
0

Читайте также в этом номере:

Меди не хватило (Лариса СТЕЦЕВИЧ)
Золото и платина (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
На российском сырье (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Моделируй это (Ольга ЛИТВИНЕНКО)
Тепло в дома Дудинки (Марина БУШУЕВА)
Качества желают лучшего (Лариса СТЕЦЕВИЧ)
Наши ниши (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
О тех, кто нас охраняет (Лариса СТЕЦЕВИЧ)
Как студенты (Ольга НОСОВА, завкафедрой металлургии цветных металлов Норильского индустриального института)
Под управлением любви (Татьяна РЫЧКОВА)
Чтобы помнили (Валентина ВАЧАЕВА)
Букетик в колбе (Ольга ЛУКАШЕВИЧ, организатор и руководитель опытно-металлургического цеха, на котором был получен первый черновой никель)
И всё у вас получится (Екатерина БАРКОВА)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск