Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
«Легендарный» матч Далее
Гуд кёрлинг! Далее
С мечом в руках Далее
Экстрим по душе Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Константин ПИВОВАРОВ: “Здесь много нового и уникального”
ОТ ПЕРВОГО ЛИЦА
28 июля 2016 года, 15:28
Фокус инвестиционного внимания “Норникеля” в 2016 году сосредоточен на реализации стратегических проектов в области сырьевой базы и металлургии. Более 50 млрд рублей компания намерена вложить в капитальное строительство Заполярного филиала. О том, как планы “Норникеля” воплощаются в реальность, в интервью “Заполярному вестнику” рассказал заместитель директора ЗФ по капитальному строительству Константин ПИВОВАРОВ.
Десятки миллиардов
– Константин Владимирович, в последние годы капитальные инвестиции “Норникеля” можно назвать беспрецедентными. О каких объемах идет речь?
– Инвестиции, выделенные Заполярному филиалу в этом году, в целом оцениваются в 63 млрд рублей. Из них на капитальное строительство приходится 51 млрд. Остальные средства предназначаются для крупных капитальных ремонтов, закупа оборудования взамен изношенного, проектов автоматизации и так далее. В 2014 году инвестиции в капстроительство составили 27 млрд рублей, в 2015-м они практически удвоились – 44 млрд. За последние десятилетия подобного объема строительства не было. К примеру, в первом полугодии 2016-го мы вели работы на 111 объектах, до конца года их будет уже 147.
– В столь непростое экономическое время насколько целесообразна инвестиционная активность? Что движет компанией?
“Норникель” воспринимается и у нас в стране, и за ее пределами как надежная компания не случайно. И не потому, что не сокращает объемов строительства, а потому, что ведет его правильно, не теряя в капиталовложениях. Поясню: все проекты изначально делятся на коммерческие и обязательные. Обязательные – те, которые направлены на поддержание исправности технологического оборудования и производства, а также те, которые реализуются по предписаниям инспектирующих органов (к примеру, меняется законодательство, и нужно прийти с ним в соответствие). Игнорировать такой капстрой по меньшей мере глупо, по большей – незаконно. Все проекты сырьевой базы – коммерческие, а значит, должны приносить прибыль. Перед тем как принять решение, специалисты готовят технико-экономическое обоснование, обсуждают сроки окупаемости и так далее. Если выносимое предложение не соответствует необходимым критериям, то оно просто не реализуется. Сейчас деньги вкладывают в первоклассные активы, чтоб отдача на капитал была хорошая.
 
“Скалистая” себя окупает
– Какие проекты стали для Заполярного филиала приоритетными в 2016 году?

– Почти половина от 51 млрд рублей – это вложения в сырьевую базу, порядка 19 млрд – в обогащение, 4,6 – в металлургию, еще 1,5 млрд будет направлено на строительство вспомогательных объектов. Далее, из 25 млрд по сырьевой базе 12,5 млрд – затраты на “Скалистый”, это не просто стратегический объект, а рудник будущего, как мы его назвали в рамках презентации на корпоративном форуме. Сейчас здесь работают два подрядчика – “Тиссен Шахтбау” и Заполярная строительная компания, которая строит горизонтальные выработки и часть объектов поверхности. Пусконаладкой занимаются уже другие подрядные организации, но их объем работ значительно менее существенный по сравнению с двумя основными строительными компаниями. Наша ближайшая задача по “Скалистому” – окончание строительства и запуск ствола ВСС-1 в опытно-промышленную экспликацию с выводом на проектные параметры. ВСС-1 является основным скиповым стволом “Скалистого”, его ввод позволит увеличить годовую производительность шахты до 1 млн 750 тысяч тонн.
Значительные инвестиции направлены в обогащение: из 19 млрд рублей 18 инвестируются в проект “ТОФ-РФ”, реализация которого в этом году активно продолжается, – в завершающей стадии находятся объекты второго пускового комплекса. Таким образом, “Скалистый” и ТОФ для нас ключевые проекты.
– Шахта “Скалистая” сложный проект?
– В принципе, сложностей нет. Есть отработанная технология строительства таких объектов: мы объявили международный тендер, выбрали компанию со значительным опытом. Конечно, у “Скалистой” есть своя специфика – например, большая крепость пород, поэтому строительство ведется не быстро, но сроки специалисты предварительно рассчитали с учетом этих особенностей, и мы работаем в соответствии с графиком проходки. А нюансы, возникающие с учетом горно-геологических условий, технологически решаемы. К слову, этот проект был отмечен серебряной наградой конкурса “Время России”.
– “Скалистая” строится, но уже сейчас работает?
– Шахта работает, но там, где идет строительство, добычи нет. На “Скалистой” руда поднимается по двум стволам – ВС-9 и ВЗС-1, который мы ввели в эксплуатацию в прошлом году. Сейчас строительные работы идут на стволе ВСС-1, в 200 метрах от действующего, то есть мы не пересекаемся с транспортными потоками по горизонтам, а строим обособленно. С окончанием строительства эта шахта станет самой глубокой в Евразии – с глубиной стволов 2052 и 2056 метров. Таких проектов в мире очень немного. Здесь сосредоточены основные запасы Заполярного филиала – богатейшие руды с содержанием металлов гораздо более высоким, чем по остальным нашим горным предприятиям. Вот это и есть коммерческий проект, перспективный, с хорошей отдачей. Мы еще ведем строительство, а проект уже себя окупает.
 
Все расписано по часам
– На низком старте находится и второй пусковой комплекс ТОФ?

– Работы практически завершены. В состав второго пускового комплекса также входит комплекс перегрузки богатых и медистых руд, окончание работ здесь запланировано на август. До конца года по графику – реконструкция сгустителей. Причем этот проект мы можем реализовывать только поэтапно, так как невозможно на функционирующей фабрике полностью остановить технологическую цепочку. В реконструкции могут находиться максимум два сгустителя. По одному работы мы уже завершили, по второму – ведем. Все расписано до конца года.
С запуском второго пускового комплекса в работу мощность Талнахской фабрики возрастет с 7,6 до 10 млн тонн руды в год.
– В чем особенность этого объекта и уникальность его реконструкции?
– Как раз в том, что ТОФ – действующий объект. По сути, мы строим такую же обогатительную фабрику, не останавливая производства и даже не снижая его темпов. Мы увеличиваем мощность Талнахской обогатительной фабрики, применяем новое, более производительное оборудование, аналогов которому нет в нашей компании, и очень редко где такое используется в целом по России. Нельзя не сказать о сроках реализации проекта, они тоже уникальны – полтора года. Комплектацию подчас ведем с колес, интенсивно вникаем в технологию оборудования. А ведь стройка идет за Полярным кругом.
– Оставшийся миллиард направят на Норильскую обогатительную фабрику?
– Эта сумма распределена между ТОФ и НОФ. На Талнахской фабрике еще реализуется проект по замене устаревшего парка насосов, которые качают концентрат на “Надежду”. На Норильской фабрике тоже реализуются несколько проектов: один связан с улучшением технологических параметров, два других направлены на замену устаревшего энергетического оборудования, что позволит фабрике работать безаварийно.
– Перевод никелевых мощностей на “Надежду”, связанный с закрытием никелевого завода, тоже в приоритете?
– Безусловно. Основные затраты по линии металлургии так или иначе связаны с окончанием реализации комплексного проекта по закрытию никелевого завода. Для того чтобы обеспечить перевод плавильных мощностей на “Надежду”, построены соответствующие объекты, проведены их пусконаладка и ввод в эксплуатацию.
Не обделен вниманием и медный завод: здесь также идут строительные работы. К примеру, сейчас реализуется проект реконструкции кислородного пункта. Однако необходимо понимать, что он связан непосредственно с модернизацией действующего производства. Проще говоря, это текущая стройка.
– Реализация “Серного проекта” учтена в цифрах 2016 года?
– В целом по компании учтена, это порядка 1,5 млрд рублей, однако на сегодня проект курируется головным офисом, конкретно – департаментом управления стратегическими проектами. Сейчас идет поиск подрядчика, кто непосредственно будет вести стройку. Как только подрядчик будет определен, проект полностью перейдет к нам на реализацию. Разработка рабочей документации проекта также осуществляется на конкурсной основе. Предварительно лидирует инжиниринговая компания SNC Lavalin. Если “Норникель” согласится с предложенными сроками, стоимостью и прочими позициями, то договор допускает и ведение самого строительства победителем тендера.
 
ФОК – это факт
– Вы не только ведете капитальное строительство на производстве, но и строите городские объекты. Какие ближайшие задачи стоят перед вами?

– Например, возведение физкультурно-оздоровительного комплекса, его курирует дирекция по непромышленному строительству. На 2016 год запланированы проектные и подготовительные работы, полномасштабное строительство начнется в 2017-м. Этот проект более объемный, чем реконструкция стадиона, но менее затратный по времени и ресурсам, чем строительство “Арены”. Проект комплекса предусматривает полноценное крытое футбольное поле, такое же многофункциональное, как ледовая арена в “Арктике”, и все сопутствующие помещения, которые требуют нормативы проведения международных соревнований, к примеру раздевалки, судейские и так далее. Планируется также фитнес-зона и вся необходимая для занятий спортом инфраструктура.
– Сколько времени может занять строительство ФОКа?
– Не менее года, но и растягивать сроки нет смысла. Основные работы – это устройство свайного фундамента: оборудование и современные технологии позволяют делать его достаточно быстро. Кроме того, конструкции каркаса здания будут унифицированные, легкосборные.
И это не единственный крупный проект, который находится в ведении наших специалистов. В ближайшее время подрядчики приступают к строительству церкви на улице Мира, мы осуществляем технический надзор за качеством работ. Подрядчики московские, они уже реализуют проекты для епархии.
– Опыт по возведению подобных сооружений у ЗФ есть или приходится чему-то учиться, как говорится, на месте?
– Не могу сказать, что опыт значительный, но он есть. После большого перерыва в городе снова начали строить. Последние социальные объекты в городе возводили в 2003 году – это одноподъездная девяти-
этажка напротив “Путоран”, дома на Орджоникидзе и Севастопольской, реконструкция гостиницы “Полярная звезда”. И уже в новейшей истории строительство в городе возобновилось – так, “Норникель” построил два детских сада, “Арену”, дом для молодых специалистов.
– Вопрос к вам как к эксперту: возможно ли достроить жилой дом на пересечении улиц Кирова и Пушкина?
– Это объект администрации города, и, насколько я знаю, он сейчас находится на стадии проектирования. Город провел изыскательские работы, привел объект в безопасное состояние. При наличии финансирования, думаю, жилой дом там будет.
– Заключительный вопрос, не стратегический, а скорее лирический: есть ли у вас самый любимый объект?
– Они все любимые. Но больше всего времени я уделяю Талнахской фабрике и “Скалистой”. Здесь больше нового, уникального, а значит, и работы больше.
 
ЦИФРЫ
51 млрд рублей – инвестиции в капстрой по ЗФ:
* более 25 млрд – вложения в сырьевую базу, из них 19 млрд – “Скалистый”;
*  19 млрд – в обогащение, из них 18 млрд – “ТОФ-РФ”;
* 4,6 млрд – в металлургию;
* 1,5 млрд – в строительство вспомогательных объектов.
 
Беседовала Вера КАЛАБЕКОВА
Уникальность реконструкции ТОФ состоит в том, что масштабное строительство шло в условиях действующего производства
0

Читайте также в этом номере:

Вертикаль ТОФ (Лариса СТЕЦЕВИЧ)
Без песка нет металла (Татьяна РЫЧКОВА)
Бригада огнестойких (Лариса СТЕЦЕВИЧ)
Отряд с назначением (Мария ГРИГОРЬЕВА)
Большая проверка (Виктор ЦАРЕВ)
Звезда крана (Елена ПОПОВА)
Студенты играют в бизнес (Владислав ШУКШИН)
Бетонные холсты (Владислав ШУКШИН)
Специалист в точном деле (Марина БУШУЕВА)
Человек-эпоха (Татьяна РЫЧКОВА)
Ресурсы по осени считают (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Завидуйте! (Валентина ВАЧАЕВА)
Не ихнего ума дело… (Роман БУКВОЕДОВ)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск