Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
Гуд кёрлинг! Далее
В четвертом поколении Далее
«Легендарный» матч Далее
Экстрим по душе Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Каждый работник желает знать SAP
АКТУАЛЬНО
10 марта 2016 года, 14:47
Текст: Марина БУШУЕВА
На пилотных подразделениях Заполярного филиала идет опытная эксплуатация новой автоматизированной системы управления персоналом SAP. С 1 апреля система будет запущена в промышленную эксплуатацию на всех предприятиях ЗФ.
В ГМК “Норильский никель” продолжается внедрение автоматизированной системы управления персоналом SAP HCM (Human Capital Management – “Управление человеческим капиталом”). На сегодня она считается одной из лучших технологий в мире. С января прошлого года пилотный запуск системы был осуществлен в главном офисе компании. С июля 2015-го доступ к преимуществам платформы получили сотрудники Кольской ГМК и АО “Печенгастрой”, а с января текущего года SAP HCM успешно внедрена в ГРК “Быстринское”. Таким образом, унифицированная в периметре “Норникеля” система уже объединила Москву, Кольский полуостров и Забайкальский край. На очереди – Заполярный филиал.
На первоначальном этапе внедрения SAP HCM на предприятиях “Норникеля” система объединит базовые процессы управления персоналом. В их числе – задачи администрирования, организационный менеджмент, учет рабочего времени сотрудников, расчет заработной платы, управление обучением и социальными программами, а также возможности удобной аналитической отчетности по любым из перечисленных параметров.
Выгоду от внедрения получит как компания в целом, так и каждый сотрудник. Результат для “Норильского никеля” – это повышение эффективности бизнес-процессов и возможность оперативного получения достоверной и детальной информации по персоналу.
– У каждого предприятия, входящего в группу компаний “Норильский никель”, существуют свои локальные правила, что приводит к разрозненности информации и задержке ее получения на верхнем уровне. Только в Заполярном филиале установлено 16 программ “1С”, консолидация данных которых требует много времени. Однако в структуру компании также входят Кольская ГМК, “Печенгастрой”, Быстринский комбинат и другие предприятия – объем работы большой. А ведь первый шаг в управленческом учете – это анализ того, что происходит с персоналом. И это главное, почему “Норильский никель” переходит на SAP: чтобы все структуры компании работали по одним принципам и одним правилам, – говорит Василий Корнейчук, руководитель группы проектов компании “НН-Инфоком”, занимающейся внедрением SAP HCM на предприятиях “Норильского никеля”.
Для работодателя преимущества автоматизации управления персоналом очевидны, поскольку система автоматизирует наиболее распространенные HR-функции – от приема сотрудников на работу до расчета заработной платы. При этом платформа предельно прозрачна. Непосредственным руководителям SAP HCM открывает оперативный доступ к достоверной и детальной информации по персоналу: учету рабочего времени, включая графики отпусков, обучению и квалификации подчиненных, а также к другим важным в тот или иной момент времени показателям. Все это в наглядной и удобной для восприятия форме. Наконец, автоматизация процессов взаимодействия с кадровой службой и бухгалтерией удобна для самих сотрудников: система позволяет самостоятельно распечатать расчетный лист, заказать справку с места работы, уточнить количество дней неиспользованного отпуска, оформить командировку. Это можно сделать как через личный кабинет SAP, так и с помощью отдельно стоящих киосков.
Разумеется, отладка системы с параллельной унификацией процессов управления персоналом в рамках всей компании “Норильский никель” требует времени. Но, как признает главный бухгалтер ГРК “Быстринское” Ирина Дорошенко, “ожидания в связи с автоматизацией системы управления персоналом положительные”.
– Если честно, SAP HCM – это лучшее и наиболее удобное IT-решение автоматизации рутинных процессов. Во всяком случае, из числа тех, которые я лично видела, – делится Ирина Дорошенко.
Двойная система защиты
В январе 2016 года на предприятиях Кольской ГМК и “Печенгастроя” были установлены первые киоски SAP. К ним подключились работники контрольно-аналитического и металлургического цехов. А с 24 февраля такой сервис запущен для всех сотрудников Кольской ГМК и “Печенгастроя”, которые написали заявления о желании пользоваться киосками.
– На данный момент в киоске зарегистрировались уже более ста человек. Всего же при численности Кольской ГМК в 10 тысяч сотрудников за полтора месяца 4 тысячи человек пожелали пользоваться услугами. Они активно включают СМС-информирование, пользование личным кабинетом и киоском. Это нас приятно удивило, – говорит Корнейчук.  
Сам киоск напоминает банковский терминал. Чтобы получить доступ к личной информации, работнику необходимо ввести на клавиатуре киоска номер своего мобильного телефона и пароль, после чего на телефон придет единовременный пароль в виде СМС-сообщения, который также необходимо ввести для входа в киоск.
– Для тех, кто не работает напрямую с системой, был разработан очень удобный интерфейс. Мы понимали, что киоском самообслуживания будут пользоваться все сотрудники компании –  от руководителей высшего звена до рабочих, и он должен быть современным, но в то же время достаточно простым. По отзывам коллег с Кольской ГМК, никаких затруднений при пользовании личным кабинетом SAP или киоском самообслуживания не возникает. Система защищена двойным ПИН-кодом. Утечка информации может произойти только в том случае, если вы дадите кому-то свой сотовый телефон и сообщите известный только вам ПИН-код, – говорит Василий Корнейчук.
На Кольской оценили
Сегодня сервис предоставляет работникам несколько функций. Во-первых, в режиме онлайн можно посмотреть расчетный лист, личное дело, трудовой договор и количество заработанных дней на отпуск. В скором времени там же появится табель рабочего времени, плановый и фактический графики работы. Всю эту информацию можно распечатать в киоске SAP.
Во-вторых, в киоске самообслуживания можно запросить копию трудовой книжки, справку 2-НДФЛ и другие документы, на которых должна стоять печать и подпись специалиста отдела кадров или бухгалтерии. Информация мгновенно поступит в службу персонала. А после того как необходимый документ будет подготовлен, на телефон обратившегося придет СМС-сообщение “Ваш заказ готов”. Также специально для Норильска рассматривается возможность дополнительного сервиса по заказу справок для покупки авиабилетов. И для всех подразделений компании программа будет дополнена возможностью подать заявление на санаторно-курортное лечение или участие в программах “Мой дом” и “Наш дом”.
И в-третьих, в киоске SAP или из личного кабинета можно задать вопрос руководству, который уходит в службу персонала и уже оттуда направляется ответственному лицу. Это не только сэкономит время самого работника, но и существенно упростит работу сотрудника службы персонала. В новой системе ему будут приходить формализованные запросы в электронном виде, и всегда можно посмотреть статистику: кто, как и сколько работает. Все становится достаточно прозрачным не только для самих сотрудников, но и для руководства, которое может проанализировать, сколько обращений и по какому вопросу идет.
Кроме того, в Кольской ГМК уже запущен в работу сервис СМС-информирования. На короткий номер можно отправить запрос “зарплата” либо “отпуск” и в считаные секунды получить ответ: сколько вы получили за  последние три месяца и на сколько дней отпуска можете рассчитывать по отработанному времени. После расчета аванса или заработной платы работник также получает СМС-сообщение. Информация приходит быстрее, чем расчетный листок. И сотрудники Кольской ГМК уже оценили это.
Пилот отработал нормально
Начиная с февраля этого года опытная эксплуатация системы началась в четырех структурных подразделениях Заполярного филиала – на руднике “Таймырский”, автотранспортном предприятии “ЦАТК”, Предприятии технологического железнодорожного транспорта и медном заводе.
– В процессе перехода с “1С” на SAP задействованы сотрудники служб персонала: Заполярного филиала и четырех пилотных предприятий. Рудник, ЦАТК, ПТЖТ и медный выбраны не случайно – на этих подразделениях встречаются все виды заработков: сдельный, повременный, премиальный и так далее. Там же действуют все виды удержаний начислений. Поэтому, обкатав проект на пилотных подразделениях, мы избежим ошибок при его внедрении на других предприятиях, – рассказывает Андрей Гришин, заместитель директора ЗФ по персоналу и социальной политике.
Сейчас на пилотных предприятиях все процессы по кадровому блоку, должностям, приемам, переводам, в том числе временным, возложениям обязанностей, увольнениям тестируются в системе SAP. При этом продолжается работа в системе “1С”. Это позволит сравнить и убрать все ошибки, которые были допущены при ведении табеля, переводах и так далее.
– В ноябре и декабре 2015 года было обучено 176 ключевых сотрудников пилотных предприятий. 15 февраля проектная команда и представители четырех пилотных предприятий закрыли в SAP табель учета аванса за ноябрь 2015 года. После того как мы подведем итоги по авансовому отчету, посмотрим, насколько корректно отработала миграция данных из “1С” в SAP, протестируем закрытие табеля и расчет заработной платы за месяц, – рассказывает Василий Корнейчук.
При тестировании учитываются локальные особенности каждого пилотного предприятия. Для водителей автотранспортного предприятия в систему SAP интегрируется информация с путевого листа, для работников рудника – с автотабеля.
– SAP – немецкая разработка, номер один в системах такого класса. В российской версии в программе учтены все нормы нашего законодательства. Но к любому интерфейсу нужно привыкнуть. После работы в “1С” многим тяжело воспринимать логику системы SAP. Но я уже десять лет занимаюсь внедрением этой системы. Клиентам, которые подключились к программе несколько лет назад, она кажется удобной и понятной. В целом на предприятиях “Норникеля” новая IT-платформа была оценена на твердую четверку, – рассказывает Корнейчук.
В середине марта будут подведены итоги опытной эксплуатации, составлен план по устранению замечаний и подготовке к масштабному запуску во всех структурных подразделениях Заполярного филиала.
Много целей и возможностей
Переход на другую IT-платформу дает компании много новых возможностей. Одна из них – внедрение на площадке Норильского промышленного района единой информационной базы по подбору персонала.
– До конца 2016 года планируется запустить систему на 19 предприятиях “Норникеля”. Соответственно, мы будем открыты для руководителей, которые в едином интерфейсе смогут делать заявку на подбор персонала и после самостоятельно ее обслуживать. Руководитель увидит, сколько кандидатур откликнулось на вакансию, и их резюме. Это будет видно не только с персонального компьютера, но и с мобильного телефона. Благодаря этому время подбора персонала сократится на 30–40%, – рассказывает Корнейчук.
Следующая возможность – заказ спецодежды конкретно под каждого работника. Четыре пилотных предприятия – рудник “Таймырский”, медный завод, ЦАТК и ПТЖТ – уже вносят в тестовую систему даты трудоустройства работников, их  специальности и прочую необходимую информацию, в том числе и такие данные, как размеры одежды и обуви. Система предусматривает автоматический заказ спецовки и средств индивидуальной защиты за три-четыре месяца до окончания срока носки.
Кроме того, будет запущена программа кадрового резерва и дистанционного обучения, что позволит проходить обучение не выходя из дому.
На данный момент перед разработчиками стоит задача научить сотрудников Заполярного филиала работать в новой системе. За ближайшие полтора-два месяца планируется обучить порядка 1100 сотрудников служб персонала и линейных руководителей.
Отсутствие Интернета не является сдерживающим фактором для внедрения SAP, поскольку серверы программы располагаются непосредственно в Норильске.
 
SAP HCM – один из модулей комплексной системы управления ресурсами предприятия. На начальном этапе планируется автоматизировать базовые процессы управления персоналом, которые касаются каждого сотрудника компании: прием на работу и увольнение, оформление отпуска и расчет заработной платы. В ходе тиражирования системы будут автоматизированы базовые процессы управления персоналом:
* организационный менеджмент – создание и ведение организационной структуры предприятия;
* кадровое администрирование – основные процессы кадровой работы: прием, перевод, оформление выплат, отпуска и прочее;
* управление рабочим временем – ведение табельного учета, формирование графиков работы, отпусков;
* расчет заработной платы;
управление социальными программами;
* корпоративное обучение – единый актуальный учет данных по обучению в рамках всей компании;
* аналитическая отчетность – сбор, преобразование, централизованное хранение данных с возможностью применения расширенных методов анализа;
* сервисы самообслуживания – информационные сервисы, которые предоставляют сотрудникам инструменты самостоятельного доступа к необходимой информации и различным функциям, например расчетный листок или лимиты полагающихся дней отпуска. Они призваны оптимизировать организацию труда и повысить эффективность взаимодействия внутри организации.
 
Елена ТУМАНОВА, заместитель директора по персоналу рудника “Таймырский”:
– Плюсы SAP очевидны: качественный учет, снижение документооборота, большая прозрачность для всех работников компании. Самое главное – с внедрением SAP во всех подразделениях компании каждый работник получит полный доступ ко всем своим персональным данным: выработанному стажу, доплатам, вычетам, компенсациям, личному делу. И это существенно сэкономит время, необходимое для получения той или иной справки или информации. В киоске SAP любой сотрудник сможет получить необходимую информацию по заработной плате в любое время, а не только во время работы бухгалтерии, и заказать необходимые справки и копии документов, что будет очень удобно для всех рабочих, которые трудятся посменно.
Мы были на Кольской ГМК, где уже действует эта программа. Специалисты и сами работники оценили ее  по достоинству. Очень понравилось, что в личных кабинетах SAP есть функция “задать вопрос”, который затем попадает в общую базу и перенаправляется специалисту, отвечающему за данное направление. Очень важно, что все вопросы и ответы фиксируются, и я, как руководитель, могу посмотреть, как быстро специалист ответил на тот или иной вопрос и что он ответил.  
Еще один важный момент: SAP существенно упростит возможность доступа руководства “Норильского никеля” к информации. Если сейчас, для того чтобы понять, сколько человек вышло сегодня на работу, сколько трудится на вредном производстве, сколько воспользовалось социальными программами, необходимо сводить воедино информацию со всех подразделений Заполярного филиала, Кольской ГМК, главного офиса, то с внедрением SAP руководитель сможет мгновенно посмотреть общие данные по всей компании.
Конечно, любое новое начинание трудозатратно. Сегодня нам приходится выполнять работу в двойном объеме, потому что учет всех данных ведется и в SAP, и в “1С”. Однако необходимость этого понимают все работники “Таймырского”, которым приходится работать с программным обеспечением. Это специалисты отдела по работе с персоналом и линейные руководители. Начальники участков сверяют в SAP графики выходов сотрудников на работу, отдел по работе с персоналом – все персональные данные и все, что связано с оплатой труда и социальными льготами, гарантиями и компенсациями.  
В процессе внедрения очень много приходится перепроверять – практически каждое действие. В пилотном варианте мы уже закрыли аванс по ноябрю 2015 года. Выяснили причины ошибок и отклонений, которые возникли в процессе миграции данных. Сейчас закрываем заработную плату за ноябрь. Это более сложный процесс, потому что необходимо подготовить и провести в SAP все документы: об увольнении и принятии работников в подразделение, больничные листы, отпускные выплаты, оплату билетов к месту отдыха и обратно и так далее – совершить все действия, которые мы делали в ноябре на нашем предприятии. Не все просто, но все вопросы решаемы. Нам очень помогает ГИВЦ, надеемся, что дальше мы уже будем справляться сами.
На сегодня “1С” и SAP – это лучшие программы учета, но они разные, как Apple и Windows, и сравнивать их очень сложно. В одной программе одни функции удобнее, в другой – другие. Но на дворе XXI век. Еще 15–20 лет назад многие из нас не знали, что такое компьютер или сотовый телефон, но в итоге все научились ими пользоваться. Я помню, как у нас на предприятии шло внедрение “1С” и кому-то тоже казалось, что это сложно и ни к чему. Так же и здесь. Когда мы стали пилотным предприятием по внедрению SAP, многие сотрудники переживали, что не справимся, не успеем. А сейчас, когда самое сложное уже позади, мне радостно слышать, что люди говорят: “Как хорошо, что мы стали внедрять SAP в числе первых, и в апреле, когда программа начнет действовать во всех подразделениях компании, мы будем работать со знанием дела”.
 
Роман ЛЯШКО, заместитель директора – начальник отдела по работе с персоналом АТО “ЦАТК”:
– То, что наше объединение  попало в число пилотных предприятий, – это положительный факт, поскольку у нас, как у транспортников, есть свои особенности – мы одновременно применяем несколько информационных систем.  И при внедрении SAP есть возможность наладить и проверить все взаимодействия между этими системами, а также в числе первых освоить новую программу, на которую переходит компания “Норильский никель”.  
На первом этапе SAP заменит “1С”, но в дальнейшем предполагается, что функционал у нее будет более широкий. Это относится как к тем специалистам, которые в ней работают, так и ко всем остальным работникам. В тестовой системе мы пока этого не видим, но, как утверждают разработчики, в дальнейшем каждый сотрудник ЗФ через личный кабинет или в киоске самообслуживания сможет посмотреть свой лицевой счет, распечатать табулеграмму, получить информацию по отпускам, заказать справки  и многое другое. SAP позволит внедрить в производство дополнительный функционал, который нам предлагает современный цифровой мир.
В конце прошлого года специалисты службы персонала АТО “ЦАТК” прошли обучение работе в новой системе. Сейчас мы отрабатываем в SAP ноябрь 2015 года, повторяя в новой системе все кадровые мероприятия, учет рабочего времени, начисления и удержания сумм, которые были произведены за этот период. Параллельно проверяем итоги миграции информационных данных.  По итогам опытно-промышленной эксплуатации SAP мы должны произвести расчет зарплаты за ноябрь 2015 года, сформировать отчетность и сверить с тем, что было сделано ранее в текущей работе, найти расхождения и исправить ошибки или эти расхождения объяснить. По итогам этой работы будет принято решение о переходе в промышленную эксплуатацию всего Заполярного филиала.
Служба персонала нашего предприятия, несмотря на большую загруженность, на переход на новую программу отреагировало с интересом. Система значительно отличается от “1С”, в ней по-другому хранится информация, по-другому выводится на экран. Не сказал бы, что новая система сложная, просто на начальном этапе непривычная. Но за две недели тестирования практически все научились в ней ориентироваться, искать и вносить необходимую информацию.
Конечно, по мере работы возникают какие-то вопросы, неточности, но все они решаемы. И мы стараемся, чтобы для работников АТО “ЦАТК” внедрение SAP прошло незаметно, чтобы не возникло ошибок в расчете зарплаты, ускорилось кадровое делопроизводство. На стадии опытной эксплуатации нам очень сильно помогает проектная команда: специалисты группы поддержки SAP находятся на каждом пилотном предприятии. Это большой плюс. Без них нам пришлось бы гораздо дольше разбираться с каждым возникающим вопросом.
0

Читайте также в этом номере:

Изящная изоляция (Мария ГРИГОРЬЕВА)
Шлаки взяли в оборот (Лариса СТЕЦЕВИЧ)
Цена халатности (Елена ПОПОВА)
Полный контакт (Денис КОЖЕВНИКОВ)
Спасли ребенка (Татьяна РЫЧКОВА)
Примерьте этот ледокол (Ольга ЛИТВИНЕНКО)
Гнуть свою линию (Денис КОЖЕВНИКОВ)
Все, что было и есть (Лариса ФЕДИШИНА)
В рабочем режиме (Валентина ВАЧАЕВА)
Прораб в третьей степени (Марина БУШУЕВА)
На пути добра (Екатерина БАРКОВА)
Превращая идеи в дела (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Один за всех (Лариса СТЕЦЕВИЧ)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск