Искусство в политике
Обогатительная фабрика
30 апреля 2014 года, 13:06 Фото: Денис Кожевников Текст: Юлия ГУБЕЛАДЗЕ
|
В Норильске прошла шестая по счету встреча участников клуба-лектория “Обогатительная фабрика”, организованная медиакомпанией “Северный город” при поддержке компании “Норильский никель”. Главным героем этого события, спикером лекции стал выдающийся эксперт в области современного искусства, основатель коллекции крупнейшего в России частного музея современного искусства “Эрарта”, руководитель Музея Фаберже и филиала фонда “Связь времен” в Санкт-Петербурге Михаил ОВЧИННИКОВ. Он поделился с норильчанами своим мнением о положении искусства в России и в мире и научил видеть глубокий смысл в незаметных, на первый взгляд, деталях.
В Норильске Михаил уже не впервые. Два года назад приезжал по приглашению медиакомпании “Северный город” для участия в программе фестиваля “СЕВЕР.док”. Сегодня же он прибыл для того, чтобы прочитать норильчанам лекцию о том, что собой представляет современное искусство. – О нем можно говорить с разных точек зрения, – сказал спикер. – Я не ставлю для себя сверхзадачи сформулировать определение, и, если вы у меня спросите, что такое современное искусство, я вам отвечу, ссылаясь на мнения разных людей. Чтобы выявить социально-психологический аспект этого понятия, нужно разобраться, кто такие художники. Перед этим Михаил Овчинников сделал отступление. Объяснил, что современное искусство в России развивается по разным направлениям с европейским и мировым искусством. – Вся история современного искусства связана с политикой. Наша страна долго жила по своим правилам, по ним же развивалось и искусство. Можно сказать, что из-за этого мы упустили XX век. Сегодня российская культура приближается к мировым стандартам, но нашим музеям по-прежнему сложно работать с зарубежными. Они отличаются и по методу сотрудничества, и по отношению к делу. В результате международных выставок в России катастрофически мало, наши художники неизвестны, а их произведения нередко сохраняются только при жизни автора. После его смерти велика вероятность того, что работы пропадут. Музеи их не принимают – фонды полны. На помощь приходят лишь энтузиасты, живые хранители памяти. Таких энтузиастов в России немало, как и талантливых художников, но это не система. А чтобы современное искусство нашей страны было на одном уровне с мировым, должна быть система. От гламура к просвещению Рассказал Михаил Овчинников и о ценности коммерческих галерей. – Подобные галереи вносят весомый вклад в развитие искусства. На международные выставки съезжаются представители лучших галерей со всего мира, художники, работники музеев, коллекционеры. Помимо коммерческой стороны события на выставках такого масштаба происходит брендирование, музеефикация. Через сотрудничество с галереей художники становятся частью современного искусства. Но эта система также обошла страны, которые жили по своим стандартам. Россию в том числе, – считает он. Сейчас и в наших галереях начинает применяться подобная практика. В качестве примера Михаил Овчинников назвал выставочный культурный центр “Гараж” в Москве, который теперь станет музеем. Главной проблемой современного искусства в целом спикер назвал институциональность. Для общества важно, чтобы искусство сближалось с другими сферами его жизни. Например, с наукой. За рубежом это явление уже вошло в практику и получило название Science Art. – В России же ни один научно-исследовательский институт не откроет программу по сотрудничеству с людьми искусства. Это должно произойти не по приказу, а по взаимной заинтересованности сторон. Психологические исследования показали, что образ мышления художника, творческий подход способен обогатить прагматичный взгляд ученых на свою деятельность. Другими словами, дать новый импульс научной работе, – подчеркнул Михаил. Суть в портрете Возвращаясь к личностям художников, спикер отметил, что лучший способ понять их творчество – изучить автопортреты признанных мастеров. Углубиться в эпоху, в которой творил художник, почувствовать нравы и дух его времени. – Современное искусство многие представляют себе чем-то паразитирующим на теле искусства классического. Мы вернемся в прошлое и увидим, как развивалось общество и менялись взгляды художников, представляющих разные эпохи, – подвел к теме спикер. Этот анализ он разработал специально для Норильска. В произведении Диего де Сильва Веласкеса “Менины” Михаил указал на то, что художник подчеркнул свою принадлежность к рыцарскому ордену Святого Сантьяго, к аристократии. У Гюстава Курбе на картине середины XIX века “Мастерская художника” ярко выражен личностный контекст. Автор поставил себя в центр общественной жизни. Кроме того, изобразил своего друга философа Шарля Бодлера, предметом творчества которого был дух современности. – Отсюда и пошло формирование новой интеллектуальной и эстетической среды. Отсюда происходит модернизм, в более широком смысле авангардизм и современное искусство, – сказал Михаил. Также слушатели “Фабрики” рассмотрели автопортреты Винсента Ван Гога, Отто Дикса, Казимира Малевича, Андрея Яковлева. Дойдя до Второй мировой войны, лектор заметил, что в сфере искусства этот период стал переломным. Принято считать, что произведения, которые были написаны после, попадают под понятие post war. – Из-за войны весь авангард испытывал чувство вины. Всю вторую половину XX века искусство было “тяжелым”, отражало боль и трагедию произошедшего. Зато инициатива перешла к США. Источники основных трендов, которые появились с 40-х годов, считаются американскими. К ним относятся нью-йоркская школа абстрактного экспрессионизма, концептуализм, минимализм, фотореализм и поп-арт, хотя последний на самом деле – явление британское. И все перечисленные направления впитали влияние европейских художников, – отметил Михаил и тут же продолжил: – Вся история современного искусства связана с мировыми событиями. Она не только социально ориентирована, но и политически ангажирована. Официально признанные художники, творившие при СССР, – это ремесленники, обслуживающий персонал. Такая же ситуация была в Германии. Сегодня идет новая эпоха современного искусства, и России важно проявить себя в ней на мировом уровне. Мы можем знать превосходных российских художников, мастеров, но в мировых учебниках вы их не найдете. Понять и оценить Традиционная культминутка в перерыве между лекцией не отступила от темы беседы. Норильчане познакомились с таким направлением современного искусства, как архитектурный видеомэппинг – художественная 3D-проекция на здание. Увидели лучшие образцы такого творчества и оценили его масштаб. После этого настало время вопросов. Слушатели хотели знать, кто устанавливает мерки интерпретации произведений искусства? Как понять, перед глазами шедевр или профанация? – Интерпретация опасна и коварна, – признался спикер. – Художники сегодня делятся на два типа: одни принципиально не продумывают подтекст своего произведения. Для этого есть зритель. Другие настолько ведомы идеей, что строго описывают ее и у зрителя нет шансов понять замысел превратно. Также существует project statement – описание концепции в точных и кратких формулировках. Это очень важно, если речь идет о подаче гранта, например. К сожалению, российских художников этому не учат и всю подобную работу приходится выполнять куратору – посреднику между художником и музеем. “На десерт” Михаил Овчинников познакомил норильчан с наиболее известными работами современных зарубежных художников. Представил Фрэнсиса Бэкона, известного по описаниям темы плоти, смерти, неизбежности, Дэмьена Херста – автора знаменитой акулы в аквариуме с формальдегидом, фотоработы медийного американца Энди Уорхола, подборку Джефа Кунса “Сделано в раю” с участием порноактрисы Чиччолины, постановочные фото художницы Синди Шерман и других. Норильчане поняли, что современное искусство требует серьезных базовых знаний. Чтобы в нем разобраться, необходимо изучить работы художников предшествующих поколений, увидеть направления, по которым оно развивалось и в какой форме представляют его современники. Михаил Овчинников подсказал верное направление, назвал кодовые имена и работы, рекомендованные к изучению для заинтересованных в теме норильчан. – В годы моей юности считалось правилом хорошего тона разбираться в живописи, кинематографе, музыке и других видах искусства. Человека оценивали по интеллекту. Я собирала альбомы с репродукциями художников, знала все особенности их творчества. Видела альбомы из Гуггенхайма и Мома, о которых говорилось на лекции, и многие другие. Люблю авангард, но не во всех его проявлениях. Кроме того, у меня есть серия любимых репродукций. Для меня эти картины живые, как фотографии в альбоме. Лекция просто потрясающая. Я очень ее ждала и первая заняла место в зрительном зале. Многое освежила в памяти. Многое узнала. И что немаловажно, наметила для себя, какую информацию теперь нужно искать в Интернете, на что обратить внимание, – рассказала коренная норильчанка Марина Голомедова. – Я на “Обогатительной фабрике” побывала впервые, – отметила специалист управления образования Дудинки Анна Чернуха. – Это прекрасная возможность напрямую пообщаться с человеком творческим, уникальным в своей сфере. Тема современного искусства мне очень интересна. Люблю музеи. Когда путешествую по миру, всегда с удовольствием их посещаю. Особенно впечатлил Музей Марка Шагала в Ницце и Музей д’Орсе в Париже. Признаюсь, мне всегда интересно было понять: как определить ту грань, которая разделяет искусство с фантазией индивида. На лекции я получила ответ на этот вопрос. – В Норильске не так много мест, где можно послушать интересные выступления на современные темы. С появлением “Фабрики” у многих из нас появилась возможность повысить свой интеллектуальный уровень, заняться саморазвитием. Темы, с которыми приезжают спикеры, действительно актуальны. Многие из них касаются моей работы. Это очень полезно. Кроме того, “Фабрика” – это возможность лично пообщаться со знающим человеком, большим профессионалом в своей области. Что касается современного искусства, в нем я отношу себя к наблюдателям. По возможности посещаю выставки, различные перформансы. Несколько раз был в Москве на “Винзаводе”, – поделился впечатлением ведущий специалист департамента общественных связей ЗФ Алан Папанцев. – Искусство – это отражение видения художником окружающей действительности. Лекция Михаила оказалась очень глубокой. Благодаря наглядной демонстрации работ некоторых авторов мы увидели, кого из деятелей современного искусства сегодня считают одними из наиболее ярких. Я поняла, что искусство должно не только отражать действительность, но и побуждать к эволюции. Но лично мне хотелось бы получить еще больше информации о тенденциях современного искусства, его течениях и направлениях, – отметила научный сотрудник Музея истории освоения и развития НПР Наталья Мандрова. В Дудинку за впечатлениями В качестве “заполярного приключения” – традиционной части “Обогатительной фабрики” – Михаила Овчинникова с супругой Натальей ожидала поездка в Дудинку, в Таймырский краеведческий музей. Но по дороге туда питерских гостей ждал сюрприз. Какой именно – “ЗВ” рассказала корреспондент дудинской газеты “Таймыр” Мария Рудакова: – Гостей, настроившихся посмотреть в столице Таймыра только Таймырский краеведческий музей, ждало развернувшееся в районе старого рыбзавода подворье. В чуме, поставленном по всем правилам, дымился чайник, закипала уха из корюшки, на столах остывали лепешки из оленьей печени, рыбные пироги и многие другие блюда национальной кухни. А на входе в традиционное тундровое жилье встречали представители всех пяти этносов, проживающих на Таймыре. Надо было видеть удивление и восторг в глазах гостей, когда их подхватили под руки и закружили в хороводе “Хэйро”. Одновременно со всем происходящим гостям объясняли, что означают те или иные понятия, действия, слова, сказанные на языках народов Севера. В общем, Михаил и Наталья окунулись в культуру коренных малочисленных народов Таймыра, что называется, с головой. Гостей посвятили в таймырцы со всеми вытекающими отсюда последствиями. А еще спикера клуба-лектория ждал кулинарный мастер-класс. Михаил, который обычно рыбы даже не ест, великолепно справился с разделкой и под руководством опытных ненцев самостоятельно приготовил и попробовал строганину. “Сегодня сбываются мои студенческие мечты, – рассказал спикер “Обогатительной фабрики” Михаил Овчинников. – Когда я учился в университете, собирался переходить на отделение этнографии, чтобы заниматься этнографией народов Севера. Потом пошел даже работать в музей этнографии, мечтал ездить в экспедиции. Но у меня не сложилось стать профессионалом в этой области, стал другим заниматься, а любовь потаенная осталась. Поэтому все это трогает очень сильно. И совершенно не хочется отсюда уезжать”. |
0 | Твитнуть |