Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
Экстрим по душе Далее
Гуд кёрлинг! Далее
Бесконечная красота Поморья Далее
С мечом в руках Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Искусство в политике
Обогатительная фабрика
30 апреля 2014 года, 13:06
Фото: Денис Кожевников
Текст: Юлия ГУБЕЛАДЗЕ
В Норильске прошла шестая по счету встреча участников клуба-лектория “Обогатительная фабрика”, организованная медиакомпанией “Северный город” при поддержке компании “Норильский никель”. Главным героем этого события, спикером лекции стал выдающийся эксперт в области современного искусства, основатель коллекции  крупнейшего в России частного музея современного искусства “Эрарта”, руководитель Музея Фаберже и филиала фонда “Связь времен” в Санкт-Петербурге Михаил ОВЧИННИКОВ. Он поделился с норильчанами своим мнением о положении искусства в России и в мире и научил видеть глубокий смысл в незаметных, на первый взгляд, деталях.
В Норильске Михаил уже не впервые. Два года назад приезжал по приглашению медиакомпании “Северный город” для участия в программе фестиваля “СЕВЕР.док”. Сегодня же он прибыл для того, чтобы прочитать норильчанам лекцию о том, что собой представляет современное искусство.
– О нем можно говорить с разных точек зрения, – сказал спикер. – Я не ставлю для себя сверхзадачи сформулировать определение, и, если вы у меня спросите, что такое современное искусство, я вам отвечу, ссылаясь на мнения разных людей. Чтобы выявить социально-психологический аспект этого понятия, нужно разобраться, кто такие художники.
Перед этим Михаил Овчинников сделал отступление. Объяснил, что современное искусство в России развивается по разным направлениям с европейским и мировым искусством.
– Вся история современного искусства связана с политикой. Наша страна долго жила по своим правилам, по ним же развивалось и искусство. Можно сказать, что из-за этого мы упустили XX век. Сегодня российская культура приближается к мировым стандартам, но нашим музеям по-прежнему сложно работать с зарубежными. Они отличаются и по методу сотрудничества, и по отношению к делу. В результате международных выставок в России катастрофически мало, наши художники неизвестны, а их произведения нередко сохраняются только при жизни автора. После его смерти велика вероятность того, что работы пропадут. Музеи их не принимают – фонды полны. На помощь приходят лишь энтузиасты, живые хранители памяти. Таких энтузиастов в России немало, как и талантливых художников, но это не система. А чтобы современное искусство нашей страны было на одном уровне с мировым, должна быть система.
От гламура к просвещению
Рассказал Михаил Овчинников и о ценности коммерческих галерей.
– Подобные галереи вносят весомый вклад в развитие искусства. На международные выставки съезжаются представители лучших галерей со всего мира, художники, работники музеев, коллекционеры. Помимо коммерческой стороны события на выставках такого масштаба происходит брендирование, музеефикация. Через сотрудничество с галереей художники становятся частью современного искусства. Но эта система также обошла страны, которые жили по своим стандартам. Россию в том числе, – считает он.
Сейчас и в наших галереях начинает применяться подобная практика. В качестве примера Михаил Овчинников назвал выставочный культурный центр “Гараж” в Москве, который теперь станет музеем.
Главной проблемой современного искусства в целом спикер назвал институциональность. Для общества важно, чтобы искусство сближалось с другими сферами его жизни. Например, с наукой. За рубежом это явление уже вошло в практику и получило название Science Art.
– В России же ни один научно-исследовательский институт не откроет программу по сотрудничеству с людьми искусства. Это должно произойти не по приказу, а по взаимной заинтересованности сторон. Психологические исследования показали, что образ мышления художника, творческий подход способен обогатить прагматичный взгляд ученых на свою деятельность. Другими словами, дать новый импульс научной работе, – подчеркнул Михаил.
Суть в портрете
Возвращаясь к личностям художников, спикер отметил, что лучший способ понять их творчество – изучить автопортреты признанных мастеров. Углубиться в эпоху, в которой творил художник, почувствовать нравы и дух его времени.
– Современное искусство многие представляют себе чем-то паразитирующим на теле искусства классического. Мы вернемся в прошлое и увидим, как развивалось общество и менялись взгляды художников, представляющих разные эпохи, – подвел к теме спикер. Этот анализ он разработал специально для Норильска.
В произведении Диего де Сильва Веласкеса “Менины” Михаил указал на то, что художник подчеркнул свою принадлежность к рыцарскому ордену Святого Сантьяго, к аристократии. У Гюстава Курбе на картине середины XIX века “Мастерская художника” ярко выражен личностный контекст. Автор поставил себя в центр общественной жизни. Кроме того, изобразил своего друга философа Шарля Бодлера, предметом творчества которого был дух современности.
– Отсюда и пошло формирование новой интеллектуальной и эстетической среды. Отсюда происходит модернизм, в более широком смысле авангардизм и современное искусство, – сказал Михаил.
Также слушатели “Фабрики” рассмотрели автопортреты Винсента Ван Гога, Отто Дикса, Казимира Малевича, Андрея Яковлева. Дойдя до Второй мировой войны, лектор заметил, что в сфере искусства этот период стал переломным. Принято считать, что произведения, которые были написаны после, попадают под понятие post war.
– Из-за войны весь авангард испытывал чувство вины. Всю вторую половину XX века искусство было “тяжелым”, отражало боль и трагедию произошедшего. Зато инициатива перешла к США. Источники основных трендов, которые появились с 40-х годов, считаются американскими. К ним относятся нью-йоркская школа абстрактного экспрессионизма, концептуализм, минимализм, фотореализм и поп-арт, хотя последний на самом деле – явление британское. И все перечисленные направления впитали влияние европейских художников, – отметил Михаил и тут же продолжил: – Вся история современного искусства связана с мировыми событиями. Она не только социально ориентирована, но и политически ангажирована. Официально признанные художники, творившие при СССР, – это ремесленники, обслуживающий персонал. Такая же ситуация была в Германии. Сегодня идет новая эпоха современного искусства, и России важно проявить себя в ней на мировом уровне. Мы можем знать превосходных российских художников, мастеров, но в мировых учебниках вы их не найдете.
Понять и оценить
Традиционная культминутка в перерыве между лекцией не отступила от темы беседы. Норильчане познакомились с таким направлением современного искусства, как архитектурный видеомэппинг – художественная 3D-проекция на здание. Увидели лучшие образцы такого творчества и оценили его масштаб.
После этого настало время вопросов. Слушатели хотели знать, кто устанавливает мерки интерпретации произведений искусства? Как понять, перед глазами шедевр или профанация?
– Интерпретация опасна и коварна, – признался спикер. – Художники сегодня делятся на два типа: одни принципиально не продумывают подтекст своего произведения. Для этого есть зритель. Другие настолько ведомы идеей, что строго описывают ее и у зрителя нет шансов понять замысел превратно. Также существует project statement – описание концепции в точных и кратких формулировках. Это очень важно, если речь идет о подаче гранта, например. К сожалению, российских художников этому не учат и всю подобную работу приходится выполнять куратору – посреднику между художником и музеем.
“На десерт” Михаил Овчинников познакомил норильчан с наиболее известными работами современных зарубежных художников. Представил Фрэнсиса Бэкона, известного по описаниям темы плоти, смерти, неизбежности, Дэмьена Херста – автора знаменитой акулы в аквариуме с формальдегидом, фотоработы медийного американца Энди Уорхола, подборку Джефа Кунса “Сделано в раю” с участием порноактрисы Чиччолины, постановочные фото художницы Синди Шерман и других.
Норильчане поняли, что современное искусство требует серьезных базовых знаний. Чтобы в нем разобраться, необходимо изучить работы художников предшествующих поколений, увидеть направления, по которым оно развивалось и в какой форме представляют его современники. Михаил Овчинников подсказал верное направление, назвал кодовые имена и работы, рекомендованные к изучению для заинтересованных в теме норильчан.
– В годы моей юности считалось правилом хорошего тона разбираться в живописи, кинематографе, музыке и других видах искусства. Человека оценивали по интеллекту. Я собирала альбомы с репродукциями художников, знала все особенности их творчества. Видела альбомы из Гуггенхайма и Мома, о которых говорилось на лекции, и многие другие. Люблю авангард, но не во всех его проявлениях. Кроме того, у меня есть серия любимых репродукций. Для меня эти картины живые, как фотографии в альбоме. Лекция просто потрясающая. Я очень ее ждала и первая заняла место в зрительном зале. Многое освежила в памяти. Многое узнала. И что немаловажно, наметила для себя, какую информацию теперь нужно искать в Интернете, на что обратить внимание, – рассказала коренная норильчанка Марина Голомедова.
– Я на “Обогатительной фабрике” побывала впервые, – отметила специалист управления образования Дудинки Анна Чернуха. – Это прекрасная возможность напрямую пообщаться с человеком творческим, уникальным в своей сфере. Тема современного искусства мне очень интересна. Люблю музеи. Когда путешествую по миру, всегда с удовольствием их посещаю. Особенно впечатлил Музей Марка Шагала в Ницце и Музей д’Орсе в Париже. Признаюсь, мне всегда интересно было понять: как определить ту грань, которая разделяет искусство с фантазией индивида. На лекции я получила ответ на этот вопрос.
– В Норильске не так много мест, где можно послушать интересные выступления на современные темы. С появлением “Фабрики” у многих из нас появилась возможность повысить свой интеллектуальный уровень, заняться саморазвитием. Темы, с которыми приезжают спикеры, действительно актуальны. Многие из них касаются моей работы. Это очень полезно. Кроме того, “Фабрика” – это возможность лично пообщаться со знающим человеком, большим профессионалом в своей области. Что касается современного искусства, в нем я отношу себя к наблюдателям. По возможности посещаю выставки, различные перформансы. Несколько раз был в Москве на “Винзаводе”, – поделился впечатлением ведущий специалист департамента общественных связей ЗФ Алан Папанцев.
– Искусство – это отражение видения художником окружающей действительности. Лекция Михаила оказалась очень глубокой. Благодаря наглядной демонстрации работ некоторых авторов мы увидели, кого из деятелей современного искусства сегодня считают одними из наиболее ярких. Я поняла, что искусство должно не только отражать действительность, но и побуждать к эволюции. Но лично мне хотелось бы получить еще больше информации о тенденциях современного искусства, его течениях и направлениях, – отметила научный сотрудник Музея истории освоения и развития НПР Наталья Мандрова.
В Дудинку за впечатлениями
В качестве “заполярного приключения” – традиционной части “Обогатительной фабрики” – Михаила Овчинникова с супругой Натальей ожидала поездка в Дудинку, в Таймырский краеведческий музей. Но по дороге туда питерских гостей ждал сюрприз. Какой именно – “ЗВ” рассказала корреспондент дудинской газеты “Таймыр” Мария Рудакова:
– Гостей, настроившихся посмотреть в столице Таймыра только Таймырский краеведческий музей, ждало развернувшееся в районе старого рыбзавода подворье. В чуме, поставленном по всем правилам, дымился чайник, закипала уха из корюшки, на столах остывали лепешки из оленьей печени, рыбные пироги и многие другие блюда национальной кухни. А на входе в традиционное тундровое жилье встречали представители всех пяти этносов, проживающих на Таймыре.
Надо было видеть удивление и восторг в глазах гостей, когда их подхватили под руки и закружили в хороводе “Хэйро”. Одновременно со всем происходящим гостям объясняли, что означают те или иные понятия, действия, слова, сказанные на языках народов Севера. В общем, Михаил и Наталья окунулись в культуру коренных малочисленных народов Таймыра, что называется, с головой.
Гостей посвятили в таймырцы со всеми вытекающими отсюда последствиями. А еще спикера клуба-лектория ждал кулинарный мастер-класс. Михаил, который обычно рыбы даже не ест, великолепно справился с разделкой и под руководством опытных ненцев самостоятельно приготовил и попробовал строганину. “Сегодня сбываются мои студенческие мечты, – рассказал спикер “Обогатительной фабрики” Михаил Овчинников. – Когда я учился в университете, собирался переходить на отделение этнографии, чтобы заниматься этнографией народов Севера. Потом пошел даже работать в музей этнографии, мечтал ездить в экспедиции. Но у меня не сложилось стать профессионалом в этой области, стал другим заниматься, а любовь потаенная осталась. Поэтому все это трогает очень сильно. И совершенно не хочется отсюда уезжать”.
В Дудинке Михаил Овчинников полюбил рыбу и научился делать строганину
Каждая лекция – заряд вдохновения
Этнография народов Севера всегда интересовала питерского гостя
0

Читайте также в этом номере:

Риски управляемы (Татьяна РЫЧКОВА)
Немцы идут на глубину (Виктор ЦАРЕВ)
Лидеры вышли на лёд (Марина БУШУЕВА)
Норильску нужны краски (Марина БУШУЕВА)
Нескучная ночь (Елена КОВАЛЕНКО)
Ответная реакция (Елена ПОПОВА)
Горячие вопросы (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Свет в ОКНО (Лариса ФЕДИШИНА)
Пора внешних ремонтов (Марина БУШУЕВА)
Откуда энергия берется (Лариса МИХАЙЛОВА)
Есть маут! (Татьяна РЫЧКОВА)
Глядя назад (Выбор зрителя с Еленой КОВАЛЕНКО)
Туда, где лето (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск