Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
«Легендарный» матч Далее
В четвертом поколении Далее
Экстрим по душе Далее
С мечом в руках Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Игра в шашечки
АКТУАЛЬНОЕ ИНТЕРВЬЮ
26 октября 2011 года, 19:31
Текст: Ольга ЛИТВИНЕНКО
В закон о такси, вызвавший негодование многих водителей, внесены поправки. Норильские таксисты по-прежнему не понимают, зачем нужны некоторые требования нового закона и как будет регулироваться его исполнение. Между тем на фоне общего ажиотажа цена на проезд в такси поднялась до ста рублей.
Первый вариант закона, регламентирующего работу фирм такси, президент России подписал в апреле этого года. По городам страны тогда прокатилась волна акций протеста. Водители выходили на митинги и выступали не против государственного регулирования рынка таксоперевозок как такового, а против конкретных положений документа.
В обсуждение и освещение темы активно включились российские СМИ. Пролоббировать изменения тем не менее не получилось: 1 сентября закон вступил в силу в своем “весеннем” варианте. С этого же дня в Министерстве транспорта Красноярского края стали принимать документы для выдачи разрешений на перевозку пассажиров легковым такси.

Вопросы без ответов

Норильск давно ни в каких акциях протеста не участвует. Но наши таксисты не остались в стороне от горячей темы. Например, на городском медиапортале появилась отдельная ветка, посвященная обсуждению новых правил. Водителей, в частности, не устраивает, что за разрешением нужно ехать в Красноярск.
– Мне непонятно, почему нельзя посадить здесь, в Норильске, представителя Минтранса, чтобы он принимал документы и отвечал на вопросы, – пишет один из участников дискуссии. – Чтобы получить разрешение на работу, кому-то нужно собрать до 19 разных бумажек и справок и привезти их в Красноярск. А если ошибка? Ехать обратно, исправлять и снова везти?
Эту же проблему озвучили руководители норильских фирм такси на прямой линии с представителем краевого Министерства транспорта, состоявшейся в пресс-центре городской газеты “Заполярная правда”.
– С этим вопросом нужно обратиться непосредственно к министру, – пояснил главный специалист отдела транспорта Минтранса края Виталий Гуркаев. – Лучше составить коллективное письменное обращение. Пока делегировать полномочия по выдаче разрешений кому-то из представителей городской власти юридически невозможно, поскольку любой представитель вашего муниципалитета не является сотрудником Министерства транспорта.
– Сейчас подать документы можно тремя способами: лично, по генеральной доверенности через представителя в Красноярске или же по почте, – добавил Виталий Гуркаев.
Что касается первого способа, на сайте Минтранса mintrans.krskstate.ru можно дистанционно записаться на прием документов – выбрать удобное для себя время. Там же опубликованы образцы заявлений и список документов, необходимых для получения разрешения на извоз. Однако рекомендаций по предоставлению некоторых из них все еще нет.
– Такое положение вещей нас, конечно же, не устраивает, – сказали участники прямой линии по ее окончании. – Многие вопросы остаются непроясненными. Такое ощущение, что закон принимали спешно и без каких-либо консультаций с профессиональным сообществом. Ясно только одно: на наш бизнес усиливается административное давление.
– Ведь можно же сначала выдать разрешение, а потом контролировать, выполняется ли закон, – говорит директор фирмы такси “Вавилон” Константин Федоров. – Но выходит, что сначала надо собрать кипу бумаг, договоров, укомплектовать машину, наклеить шашечки… Человек мог бы открыть предприятие, начать работать, а потом уже пусть к нему приходят комиссии с проверками. И если найдут нарушения, то выписывают предписание или штрафуют. А тут получается, так закрутили гайки, что и начать работать невозможно.
Руководители таксофирм направили два коллективных письма – в администрацию города и в Минтранс. В письмах, в частности, содержится просьба прислать в Норильск представителя министерства, который был бы уполномочен если не выдавать разрешения, то хотя бы принимать документы и отвечать на возникающие вопросы. Из министерства пока официального ответа нет, в администрации обещали пригласить владельцев таксомоторных фирм для разговора на обозначенную тему.

Сколько вешать в рублях

Глобальная претензия таксистов к новому закону – он, возможно, решит проблемы таксомоторных компаний в мегаполисах, но не учитывает интересы этого бизнеса в остальных городах нашей страны. Некоторые его пункты элементарно противоречат здравому смыслу.
– Взять те же таксометры, которыми закон обязует оборудовать автомобили, – рассуждает Константин Федоров. – То, что таксометр, выдающий кассовый чек, стоит 13–15 тысяч рублей, это еще полбеды. При фиксированной цене проезда в такси по городу таксометры попросту не имеют смысла. И не только в Норильске: во всех небольших населенных пунктах (а таких в России большинство) таксисты возят людей “от подъезда до подъезда” по фиксированному тарифу.
Таксометры, не выдающие кассовый чек, стоят дешевле – от 1,5 тысячи рублей. Но с таким аппаратом водитель должен иметь бланки строгой отчетности. Их надо брать в налоговой, прошитые и пропечатанные, чтобы заполнять и отдавать каждому клиенту в конце поездки. Время обслуживания пассажира при этом однозначно увеличится, а число заказов на одного водителя сократится.
Таксисты согласны, что в сфере их бизнеса давно надо было навести порядок. В частности, для того чтобы уменьшить число “бомбил” на улицах. Но вышло, что в целом новые требования к таксомоторным перевозкам для большинства законопослушных водителей оказались неподъемными.
– Жесткие требования к техническому состоянию автомобиля – это совершенно правильно, – говорит директор ООО “Апрель” (этой фирме принадлежит такси “Модем”) Галина Макарова. – Надо исключить ситуации, когда водитель, например, до последнего ездит на лысой резине. Что касается легализации деятельности, то она тоже, безусловно, необходима, потому что нелегальные перевозчики, которые не платят налоги и не несут расходов на обслуживание своего автопарка, не способствуют здоровой конкуренции. Однако в новом законе очень много неясностей. Это вообще характерно для наших законотворцев: сначала документ принимают, потом его дополняют и корректируют с учетом реалий.
Если говорить только о денежных тратах, сопряженных с выполнением новых требований, то они существенны. Так, в Норильске специальные наклейки для такси стоят около пяти тысяч рублей (для одного автомобиля, а в парке каждой таксофирмы от пяти до 20 машин), фонарь с “шашками” – 600 рублей, покраска авто – 35–60 тысяч рублей. Прибавьте сюда стоимость таксометра и траты “по мелочам” вроде госпошлины за открытие предпринимательской деятельности (400 рублей), а впоследствии – техосмотры (от 1200 рублей) и ежедневные предрейсовые осмотры у нарколога (55 рублей).
– Смена у таксиста длится в среднем 10 часов, – рассказывает Константин Федоров. – За это время он зарабатывал, по грубым подсчетам, от двух до трех тысяч рублей, выполняя три-четыре заявки в час при условии их достаточного наличия. (Рассчитано исходя из стоимости в 50 рублей за одну поездку. – Авт.) Из этой суммы надо вычесть стоимость бензина (минимум 600 рублей) и процент за диспетчерские услуги – от 10 до 15%, хотя есть фирмы с безлимитом, которым платят в месяц определенную сумму. Плюс амортизация авто. Вот и считайте, насколько выгоден этот бизнес.

Задним умом

В Норильске сейчас работает больше 20 фирм такси и около 3000 водителей. Для подавляющего большинства таксистов этот вид деятельности лишь подработка. И далеко не каждый зарегистрирован как индивидуальный предприниматель.
– С 1 сентября таксисты, у которых нет лицензии на осуществление предпринимательской деятельности, на линию не выходят – фирмы не имеют права с ними работать, – поделился с “ЗВ” один из водителей-нелегалов. – Новые требования, может, и правильные, но для меня лично они неосуществимы. Да, я буду “бомбить”. Не представляю, кто и как сможет меня на этом поймать. Тем же гаишникам можно сказать, что я взял “с бордюра” знакомого и везу просто так. Ну, попадусь я раз в год, выпишут мне штраф – и что такое пять тысяч рублей в год для “бомбилы”?
– Никаких распорядительных документов о том, как пошагово вести контроль за выполнением закона о такси, мы не получали, – комментирует новость о дополнительных функциях, возлагаемых на Госавтоинспекцию, старший инспектор по пропаганде безопасности дорожного движения норильского отдела ГИБДД Михаил Назаров. – К сожалению, вышло так, как это часто у нас бывает: принять закон приняли, а как регулировать его выполнение, будем соображать потом.
Под действием ли развернувшихся дискуссий и многочисленных обращений из регионов, но депутаты Госдумы решили пересмотреть спорный закон. Так, авторы “поправок в поправки” предлагают отложить до 1 января 2013 года обязательную покраску такси в единый цвет, объясняя это серьезными экономическими затратами перевозчиков. Требовать от таксистов обязательной установки таксометров региональные власти смогут тоже только с 1 января 2013 года. (Отсрочка логична, поскольку в России сейчас попросту нет нужного количества счетчиков и сервисных центров, необходимых для их обслуживания.)
В небольших городах, где установлены фиксированные цены на проезд, а такси по сути является общественным транспортом (как в Норильске), водители смогут обойтись вообще без таксометров: нужны они или нет, будет решать региональная власть. В нашем случае – Министерство транспорта Красноярского края.
Ожидая принятия очередных изменений в “свой” закон, норильские таксисты все же с опаской ждут нового года и продолжают оформлять документы для получения разрешений на извоз. Тем временем цена одной поездки в такси в октябре выросла с 50 до 70, а затем и до 100 рублей. Представители таксофирм говорят, что это связано не только с предстоящими нововведениями, но и с тем, что “давно пора”: тариф не менялся в течение последних четырех лет.



С 12 октября в Красноярском крае работает горячая линия по вопросам, связанным с выдачей разрешений на перевозку легковым такси: 8-800-775-75-24.

0

Читайте также в этом номере:

Тайная жизнь нухуко (Ольга ЛИТВИНЕНКО)
На работе как Сократ (Марина СОКОЛОВА)
Заполняя пустоту (Марина СОКОЛОВА)
Время казачества (Сергей МОГЛОВЕЦ)
Играй, гормон! (Елена ПОПОВА)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск