Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
В четвертом поколении Далее
С мечом в руках Далее
Гуд кёрлинг! Далее
«Легендарный» матч Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Тайная жизнь нухуко
БОЛЬШОЙ АРГИШ
26 октября 2011 года, 21:01
Фото: Николай ЩИПКО
Текст: Ольга ЛИТВИНЕНКО
Как завороженные, дети смотрят на Черного Шамана и слушают его завывающий голос: “Я превращу все живое в игрушки! И тысячи веков земля не будет носить ни одного живого существа!”
С такой интриги началась интерактивная игра для норильских дошкольников “Сказка об ожившем олененке”. Это  часть познавательной программы, проводимой в нашем городе перед праздником встречи зимы – Большим аргишем – для норильчан самых разных возрастов. “Дошкольная” часть прошла в двух детских садах – “Топ-топ” и “Золушка”.
По сценарию, Черный Шаман (переодетый артист ансамбля “Хэйро”) вселил злого духа в живого олененка, и олененок стал игрушкой. Чтобы его оживить и не дать шаману сделать игрушечными всех остальных живых существ, дети должны узнать секреты изготовления национальных игрушек народов Таймыра. Через игровой сюжет гости из Дудинки – представители коренных этносов – рассказали детям о долганских, нганасанских и ненецких игрушках.

Любимые образы

Народы Севера делали своим детям незатейливые игрушки из любого подручного материала: дерева, костей птиц и животных, оленьих рогов, камешков, обрезков меха и сукна, мха. Образы для игрушек (как и сюжеты для игр) брались из повседневной жизни. Детям делали игрушечные лодки, мауты, нарты для игры в аргиш (кочевье), фигурки животных, обитающих в тундре, девочкам – куклы, мальчикам – ножи.
Одним из любимых игровых образов всегда был олень. Это животное – основа жизни в тундре. Он дает пищу, одежду, кров и, конечно, возможность кочевать и охотиться. Фигурки оленя обычно вырезали из дерева. Считалось, что чем больше таких фигурок у ребенка, тем счастливее будет его судьба.
– По долганскому поверью, если мальчик в детстве играет в оленей, если их у него много, то и у взрослого будет большое стадо и безбедная жизнь, – говорит главный специалист Таймырского дома творчества Анна Барболина.
Северные народы очень бережно (и это не громкие слова)  относятся к природе в целом и к оленю в частности. От забитого животного ничего не выбрасывают, все идет или в пищу, или на одежду, или на предметы быта. Даже кости перемалывают в муку. Из костей делают и детские игрушки.
– Самодельная детская игрушка у нас высоко ценится, – рассказала “ЗВ” председатель ненецкого семейного клуба “Май Ма” (“Радость”) Елена Евай. – Не каждый мужчина умеет выстрогать и собрать те же игрушечные нарты. Поэтому искусно сделанную игрушку можно обменять, например на пушнину.

Непростое украшенье

Своих национальных кукол народы Крайнего Севера, как и представители многих других традиционных цивилизаций, делали безликими: у куколок не было глаз. Считалось, что если нарисовать глаза, то в куклу может вселиться злой дух, который будет по ночам следить за обитателями чума, мешать детям спать и всячески вредить семейному роду. Это один из важных феноменов народной игрушки вообще: кроме внешней стороны она имеет и внутреннюю – мировоззренческое содержание.
Интересна традиционная кукла ненцев – нухуко. Рук и ног у нее нет, она во многом символична. В нее играли не только девочки, но и мальчики. Голову у нухуко делают из клюва гуся или утки, а туловище – из сукна с нашитым на него орнаментом.
К слову, орнамент на одежде народов Таймыра издавна был не просто украшением – он нес в себе конкретную смысловую нагрузку и был своеобразным паспортом человека.
Ритмически повторяющиеся узоры на одежде долган, ненцев, нганасан, эвенков и энцев могут быть похожи (например, у многих есть такой элемент орнамента, как “оленьи рога”), но они все равно отличаются – по плавности, построению, технике выполнения.
Впрочем, северные орнаменты – тема отдельной встречи. Напомним, для взрослых норильчан запланирована интерактивная познавательная программа по истории национальных костюмов и орнаментов народов Таймыра с дефиле и мастер-классом по изготовлению традиционной северной одежды. Она пройдет в это воскресенье, 30 октября, в ТВ-холле медиакомпании “Северный город” (Комсомольская, 33а). Начало в 15 часов. Приглашаем всех, кто хочет научиться “читать” северный орнамент, отличать по характерным признакам одежду разных этносов и узнать секреты ее изготовления.
Национальные шумовые инструменты (в руке у мальчика) имитируют звуки природы
Общий хоровод под музыку “Хэйро” (в переводе с долганского – “солнце”)
0

Читайте также в этом номере:

На работе как Сократ (Марина СОКОЛОВА)
Игра в шашечки (Ольга ЛИТВИНЕНКО)
Заполняя пустоту (Марина СОКОЛОВА)
Время казачества (Сергей МОГЛОВЕЦ)
Играй, гормон! (Елена ПОПОВА)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск