Тайная жизнь нухуко
БОЛЬШОЙ АРГИШ
26 октября 2011 года, 21:01 Фото: Николай ЩИПКО Текст: Ольга ЛИТВИНЕНКО
|
Как завороженные, дети смотрят на Черного Шамана и слушают его завывающий голос: “Я превращу все живое в игрушки! И тысячи веков земля не будет носить ни одного живого существа!”
С такой интриги началась интерактивная игра для норильских дошкольников “Сказка об ожившем олененке”. Это часть познавательной программы, проводимой в нашем городе перед праздником встречи зимы – Большим аргишем – для норильчан самых разных возрастов. “Дошкольная” часть прошла в двух детских садах – “Топ-топ” и “Золушка”. По сценарию, Черный Шаман (переодетый артист ансамбля “Хэйро”) вселил злого духа в живого олененка, и олененок стал игрушкой. Чтобы его оживить и не дать шаману сделать игрушечными всех остальных живых существ, дети должны узнать секреты изготовления национальных игрушек народов Таймыра. Через игровой сюжет гости из Дудинки – представители коренных этносов – рассказали детям о долганских, нганасанских и ненецких игрушках. Любимые образыНароды Севера делали своим детям незатейливые игрушки из любого подручного материала: дерева, костей птиц и животных, оленьих рогов, камешков, обрезков меха и сукна, мха. Образы для игрушек (как и сюжеты для игр) брались из повседневной жизни. Детям делали игрушечные лодки, мауты, нарты для игры в аргиш (кочевье), фигурки животных, обитающих в тундре, девочкам – куклы, мальчикам – ножи.Одним из любимых игровых образов всегда был олень. Это животное – основа жизни в тундре. Он дает пищу, одежду, кров и, конечно, возможность кочевать и охотиться. Фигурки оленя обычно вырезали из дерева. Считалось, что чем больше таких фигурок у ребенка, тем счастливее будет его судьба. – По долганскому поверью, если мальчик в детстве играет в оленей, если их у него много, то и у взрослого будет большое стадо и безбедная жизнь, – говорит главный специалист Таймырского дома творчества Анна Барболина. Северные народы очень бережно (и это не громкие слова) относятся к природе в целом и к оленю в частности. От забитого животного ничего не выбрасывают, все идет или в пищу, или на одежду, или на предметы быта. Даже кости перемалывают в муку. Из костей делают и детские игрушки. – Самодельная детская игрушка у нас высоко ценится, – рассказала “ЗВ” председатель ненецкого семейного клуба “Май Ма” (“Радость”) Елена Евай. – Не каждый мужчина умеет выстрогать и собрать те же игрушечные нарты. Поэтому искусно сделанную игрушку можно обменять, например на пушнину. Непростое украшеньеСвоих национальных кукол народы Крайнего Севера, как и представители многих других традиционных цивилизаций, делали безликими: у куколок не было глаз. Считалось, что если нарисовать глаза, то в куклу может вселиться злой дух, который будет по ночам следить за обитателями чума, мешать детям спать и всячески вредить семейному роду. Это один из важных феноменов народной игрушки вообще: кроме внешней стороны она имеет и внутреннюю – мировоззренческое содержание.Интересна традиционная кукла ненцев – нухуко. Рук и ног у нее нет, она во многом символична. В нее играли не только девочки, но и мальчики. Голову у нухуко делают из клюва гуся или утки, а туловище – из сукна с нашитым на него орнаментом. К слову, орнамент на одежде народов Таймыра издавна был не просто украшением – он нес в себе конкретную смысловую нагрузку и был своеобразным паспортом человека. Ритмически повторяющиеся узоры на одежде долган, ненцев, нганасан, эвенков и энцев могут быть похожи (например, у многих есть такой элемент орнамента, как “оленьи рога”), но они все равно отличаются – по плавности, построению, технике выполнения. Впрочем, северные орнаменты – тема отдельной встречи. Напомним, для взрослых норильчан запланирована интерактивная познавательная программа по истории национальных костюмов и орнаментов народов Таймыра с дефиле и мастер-классом по изготовлению традиционной северной одежды. Она пройдет в это воскресенье, 30 октября, в ТВ-холле медиакомпании “Северный город” (Комсомольская, 33а). Начало в 15 часов. Приглашаем всех, кто хочет научиться “читать” северный орнамент, отличать по характерным признакам одежду разных этносов и узнать секреты ее изготовления. |
0 | Твитнуть |