Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
Бесконечная красота Поморья Далее
Гуд кёрлинг! Далее
В четвертом поколении Далее
С мечом в руках Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Хадж в Салбыкистан
Записки путешественника
11 февраля 2008 года, 12:01
Фото: автора
Текст: Станислав СТРЮЧКОВ
Многие норильчане летом отдыхают в Хакасии, десятки наших земляков переезжают в Минусинск, но мало кто знает, что у них под боком находится реликтовое место – музей под открытым небом Салбыкский курган.
Благословение духов
Раньше ни разу близко не видел настоящий курган, а тут появилась возможность не только осмотреть нетронутые захоронения, но и побывать на месте раскопок как середины прошлого века, так и совсем недавних. Показывал достопримечательности директор музея Василий Боргаяков.
По дороге в Долину царей удивился поразительному сходству зимних хакасских степей с таймырской тундрой. Та же покрытая снегом бескрайняя равнина, сдобренная пологими холмами и стыкующаяся у горизонта с такой же бескрайней и зеркально похожей облачностью. Как будто мы находимся в разломе между верхним и нижним мирами, который в любой момент может захлопнуться по воле языческих богов.
Может быть, именно это ощущение когда-то породило удивительный обряд, ставший традиционным для этих мест и называемый в народе «сек-сек». Наша группа дружно исполнила его под руководством Василия Боргаякова, совершив тем самым правильный вход в Долину царей и заручившись благословением духов.
Искреннее удивление вызвали два огромных плоских менгира, стоящих параллельно друг другу и символизирующих этот самый вход. Многотонные, плоские, слоеные, как фанера, камни расположены так, что, стоя между ними, видишь всю долину. Мало того, эти глыбы обладают еще и целебными свойствами. Наш гид рассказал, что издревле люди лечили себя от множества недугов, останавливаясь между этими двумя каменными плоскостями с целью правильно настроить или поправить биополе. И правда – несмотря на мой эзотерический скепсис, я ощутил некое воздействие на организм этих гигантов, слабое покалывание в пальцах рук, что-то похожее на электрофорез. Видимо обладая разностью потенциалов, ворота создают внутри себя магнитное поле.
Как бы то ни было, но до курганов мы добрались и осмотрели их настолько внимательно, насколько позволяли погода и время. Описывать увиденное не буду, это было сделано много раз до меня, и гораздо более профессионально, а вот фотографиями поделюсь с удовольствием, как и мыслями, пришедшими во время и после посещения этих уникальных исторических мест.
 
Сделано германами
Профессиональное исследование и освоение Сибири, в частности Енисейского региона, в обозримом историческом прошлом проводилось преимущественно иностранцами. До 1919 года торгово-промышленную деятельность по всему Енисею весьма успешно осуществляла норвежская компания под руководством Йонаса Лида. Именно благодаря ему Красноярский край в начале XX века был одним из самых процветающих регионов России. Не будем забывать, что до советской власти большую часть дельты Енисея совершенно беспардонно использовали две европейские компании. Это «Кох-и-Нур», положившая глаз на курейский графит, и «Де Бирс», находящаяся в вечном поиске золота и алмазов.
Первым описателем курганов и каменных статуй в Хакасско-Минусинской котловине был немец – доктор медицины Даниил Готлиб Мессершмидт, приглашенный в Россию Петром I в 1716 году. Именно он составил карту Сибири, утвердил топонимы и описал животных. Мессершмидт первым начал не грабить, а раскапывать курганы в научных целях. Исследования Мессершмидта продолжил профессор Петербургской академии немец Иоганн Георг Гмелин, который с 1733 по 1742 годы исследовал Сибирь и первый разделил ее на Западную и Восточную. Следующим исследователем этих мест был академик Пётр Симон Паллас…
Некороткий список завершают Герман Панцингер и Анатоль Наглер – сотрудники Германского археологического института, раскопавшие Барсучий Лог в рамках российско-германской археологической экспедиции. Российскую сторону в этой акции представил доцент Хакасского университета, тоже немец, Андрей Готлиб. В ряду этих достойных иностранцев, продвинувших вперед отечественную науку, наши исследователи и ученые, такие как Сергей Киселев или советский археолог Альберт Липский, смотрятся… одиноко.
Стремясь заступиться за соотечественников, я начал выяснять, что же делали русские, пока заморские первопроходцы изучали Сибирь. Оказалось, практически то же самое. Разница была лишь в конечных целях. Европейцы все найденное фиксировали для славы и науки, в то время как наши прагматично использовали реликвии для собственных нужд. Заручусь в этом вопросе поддержкой Николая Гумилева: «Очень рано, еще в конце XVII века, среди русских появились так называемые бугровщики. Говоря попросту, русские грабители древних местных могил. Промысел дожил до XX века. Говорят, с бугровщиками доверительно советовались даже профессиональные археологи».
Другими словами, разграбление курганов было на Руси пусть не самой почетной, но профессией.
 
Паутина покрывает земной шар
Пожалуй, главный вопрос кургановедения – кто и зачем построил эти циклопические сооружения. После раскопок Большого Салбыкского кургана, проведенных под руководством профессора Киселева в середине прошлого века, наконец-то появилась стройная официальная версия. Курган – это малоизученная тагарская культура V-III веков до н.э., культовые захоронения высокопоставленных вельмож и т.д. Выставленные в музеях Абакана и Минусинска экспонаты подтверждают эти данные.
Однако в среде как ученых, так и самодеятельных исследователей бытует мнение, что огромная часть информации о раскопках была засекречена и до сих пор является тайной. Во всяком случае, результаты раскопок сам Киселев так и не опубликовал. Соответственно, возникли альтернативные версии хакасского курганостроения. Многие из них фантастичны, но очень красивы.
Например, Эрнест Мулдашев выявил интересную закономерность в расположении культовых объектов Земли. Салбыкский курган, египетские пирамиды, Стоунхендж, Бермудский треугольник, остров Пасхи, мексиканские пирамиды и другие аналогичные и необъясненные объекты находятся друг от друга и, что важно, от Северного Полюса на расстояниях, равных либо 3333 км, либо 3999 км, либо 4999 км, либо 6666 км. Сказанное позволяет рассматривать все эти сооружения как узловые точки некой непростой паутины, покрывающей земной шар…
 
Шаман-гору старит время
Когда найденные при раскопках ценности будут названы артефактами и ученые мужи наконец-то придут к единому мнению – что же все найденное означает, что сделают с остатками кургана? Мало того что вандалы с завидным упорством скоблят на реликвиях свои уникальные имена и места прописки, так еще и жители близлежащих селений увлеченно растаскивают образовавшийся даровой стройматериал. Решать эту проблему хакасские власти принялись старым и надежным способом, объявив руины Музеем под открытым небом. Как это повлияло на сохранность, пока неясно, однако «государственные» надписи на тех самых менгирах появились, и музейные работники уже несут свою вахту, ночуя зимой в автомобилях, а летом в палатках.
Салбыкская долина, как и Барсучий Лог, всегда считались у продвинутой эзотерической публики Местом Силы – зоной, где сбываются все мечты и излечиваются болезни. Для этого проводятся специальные обряды, гораздо более сложные, чем вышеописанный «сек-сек».
Таких мест на планете немало, в частности на Таймыре в районе реки Бучарамы расположена Шаман-гора, у подножия которой испокон веков проводились наиболее ответственные культовые мероприятия. Там найдены не только отдельно стоящие идолы на корню, но и Ворота шамана, а также другие свидетельства многолюдных обрядов и праздников. Доступ в эти места сильно затруднен, и поэтому Шаман-гора сохранена практически первозданной, ее старит только время.
Обратная ситуация у хакасских курганов. К большинству из них доступ настолько легок, что посетить курганы может любой желающий. Их становится все больше и больше. Надо ли говорить о том, что за год и в Салбыкской долине, и в Барсучьем Логе совершают обряды если не сотни, то десятки тысяч паломников со всего мира. В результате ветшают даже тысячелетние менгиры, теряют первозданный облик памятники, царит антисанитария.
Решить проблему очень тяжело. Пока удалось лишь обозначить места проведения обрядов и построить туалеты. Этого, разумеется, мало. Необходима планомерная работа по упорядочиванию людского потока и организации турбизнеса.
0
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск