Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
Гуд кёрлинг! Далее
С мечом в руках Далее
В четвертом поколении Далее
«Легендарный» матч Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Где невидимый мальчик?
Книга недели. От Публичной библиотеки города Норильска
8 сентября 2013 года, 19:39
Роман “Дом странных детей” стал для сценариста короткометражных фильмов Ренсома Риггза успешным дебютом в художественной литературе. Книгу начинающего писателя напечатали внушительным тиражом, оперативно перевели на несколько иностранных языков, а студия 20th Century Fox, не теряя времени, выкупила права на экранизацию. Для сравнения замечу, что Джоан Роулинг, например, в свое время пришлось обивать пороги издательств и получить немало отказов, прежде чем первый, крохотный тираж ее Гарри Поттера увидел свет. Чем объяснить такой стремительный карьерный взлет Риггза? Должно быть, дело в том, что все в этой книге – от жутковатого фото на обложке до размещенной на обороте аннотации – говорит: “Срочно возьми меня домой и забирайся под одеяло – будем читать всю ночь”.
Сама идея, на которой построен сюжет романа, интригует читателя. Прежде всего автор связался с коллекционерами, просмотрел множество фотографий, снятых в начале ХХ века, и выбрал несколько десятков снимков, показавшихся ему странными или пугающими. Две пышноволосые девушки, по непонятной причине повернувшиеся спиной к камере, худощавый парень, удерживающий над головой неподъемный на вид валун, девочка в праздничном наряде, непринужденно парящая в полуметре над землей, – в каждом из этих снимков, каким обыденным он бы ни был на первый взгляд, есть какая-то зацепка, дающая пищу воображению читателя. Иногда можно догадаться, какой прием использовал фотограф из прошлого, чтобы добиться необходимого эффекта, а иногда нет. Эти, в большинстве своем подлинные фотографии стали документальными свидетельствами, которые не только украшают страницы “Дома странных детей”, но и придают пугающую достоверность мистическому сюжету. Пожалуй, именно иллюстрации являются самой жуткой составляющей книги: вы, должно быть, замечали, что на старинных фотографиях люди порой выглядят какими-то неживыми. Дизайнер блестяще использовал стилистику ретро в оформлении романа, а сам Рэнсом Риггз обыграл ее в тексте, связав сюжетными перипетиями далекие сороковые и привычные нам двухтысячные.
К сожалению, с литературной составляющей книги дела обстоят не столь радужно: если завязка сюжета по-настоящему интригует, то его развитие приносит лишь разочарование. История начинается, когда шестнадцатилетний Джейкоб становится свидетелем загадочной гибели собственного деда. Парень исследует семейную историю, чтобы разгадать загадку последних слов убитого. Постепенно выясняется, что бессвязный бред умирающего – это ключ к пугающей тайне, а невероятные истории о “Доме странных детей”, в котором дед пережил Вторую мировую войну, вовсе не сказки, рассказанные внуку. Причудливое переплетение реальности и фантазии поначалу обещает нам захватывающее повествование в духе магического реализма, где жуткие чудовища с щупальцами вместо языков лишь символ нацизма, а “странные дети” – еврейские сироты, скрывавшиеся в детских домах от ужасов геноцида. Однако чем ближе подбирается юный герой романа к разгадке тайны, тем банальнее становятся сюжетные повороты. Истории, казавшиеся в начале книги такими многозначительными, автор трактует, не оставляя читателю ни малейшего повода для размышлений. Большинство шокирующих открытий, которые сделают персонажи в финале истории, окажутся до смешного предсказуемыми, а главной (к сожалению, до сих пор не раскрытой мною) загадкой, похоже, останется вопрос: “Где невидимый мальчик Миллард, который вечно ходит голышом, носит свою записную книжку?”
К сожалению, в случае с “Домом странных детей” перспективный замысел выродился в заурядный фантастический экшен с плохо проработанными героями-тинейджерами в главных ролях. Впрочем, если отказаться от всяких надежд на психологизм или качественный хоррор и воспринимать эту книгу как приключенческий роман для читателей подросткового возраста, смириться с недостатками произведения Ренсома Риггза будет гораздо легче. Печалит лишь то, что многие интересные авторские идеи не получили заслуженного развития. Необычные способности “странных детей”, замкнутый образ жизни, который они ведут, их почти жестокие развлечения заставляют всерьез задуматься о внутреннем мире обитателей этого дома. Эта тема, на мой взгляд, значительно интереснее, чем борьба с какими-то там чудовищами, сколько бы щупалец из них ни торчало. Остается лишь надеяться, что открытый финал книги – это обещание продолжения, в котором Ренсом Риггз сумеет поднять историю “странных детей” на новый уровень.
 

0

Читайте также в этом номере:

Теплый сезон открыт (Сергей МОГЛОВЕЦ)
Ягодная осень (Ольга ПОЛЯНСКАЯ)
Жизнь в кредит (Ольга ЛИТВИНЕНКО)
Еще немного асфальта (Евгения СТОРОЖКО)
Отдельное приглашение (Ольга ПОЛЯНСКАЯ)
Первична жизнь (Виктор ЦАРЕВ)
Три ордена (Сергей МОГЛОВЕЦ)
Полет вокруг России (Сергей МОГЛОВЕЦ)
Из дизайнеров – в забой (Андрей СОЛДАКОВ)
Выше облаков (Ольга ЛИТВИНЕНКО)
А мне все нравится! (Лариса СТЕЦЕВИЧ)
Люба, дети и завод (Лариса СТЕЦЕВИЧ)
Фонд поддерживает лидеров (Евгения СТОРОЖКО)
В ногу со временем (Денис КОЖЕВНИКОВ)
Ставка на молодежь (Денис КОЖЕВНИКОВ)
День белых рубашек (Денис КОЖЕВНИКОВ)
В пакетик! (Денис КОЖЕВНИКОВ)
Это дорогого стоит (Елена ПОПОВА)
Уличные таланты (Денис КОЖЕВНИКОВ)
Улыбнись, горняк! (Марина БУШУЕВА)
Чуть больше счастья (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Немного об искусстве (Марина СЕРГЕЕВА)
Мечты и реальность (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск