Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
«Легендарный» матч Далее
Бесконечная красота Поморья Далее
Гуд кёрлинг! Далее
С мечом в руках Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Доверяя глубине
ЕСТЬ ТАКАЯ СЛУЖБА
4 октября 2018 года, 14:31
Фото: "Норильскэнергоремонт"
Текст: Лариса ФЕДИШИНА
Интерес к редким профессиям всегда был и остается. Представление о работе водолазов люди чаще всего получают из фильмов, книг или популярных песен. Помните: “Водолазы ищут клады…”.  В нашем городе тоже есть представители этой уникальной профессии. Работают они в “Норильскникельремонте” и решают серьезные задачи промышленного масштаба.
В отряде подводно-технических работ (ОПТР) специализированного треста “Норильскэнергоремонт” (“НЭР”) 13 профессиональных водолазов. Они занимаются обследованием и ремонтом гидросооружений на технологических водоемах Заполярного филиала, водозаборах, объектах Норильско-Таймырской энергетической компании, в Дудинском морском порту. Участвовал отряд и в строительстве каменно-насыпной запруды на реке Норильской.
Получилась династия
Знакомство с людьми этой профессии убеждает, что не всякого берут в водолазы, их работа точно не для эмоциональных людей, она требует предельного спокойствия и выдержки.
Почти все промышленные водолазы “НЭР” получили свою специальность в Вооруженных силах. В их числе Игорь Яников. Срочную службу он проходил в качестве водолаза на юге Крымского полуострова. Потом по оргнабору приехал на юг полуострова Таймыр. Как водится, на один год. Получилось на четверть века. Здесь и династия семейная сложилась. Сын Роман родился в Дудинке.
– Он ездил со мной, когда я повышал квалификацию. Видел, чем мы занимаемся, понравилось, – рассказывает Яников-старший. – Теперь в норильском отряде работает, я этому рад.
Роман Яников профессиональную закалку получал в Новороссийске, здесь в порту обследовал морское  дно и причалы.  Вскоре молодого специалиста пригласили в отряд подводно-технических работ “Норильскэнергоремонта”. На Север вернулся Роман уже с семьей. Трудится на водолазной станции №1.
Отец – на второй станции, обследует  морские и речные причалы Заполярного транспортного филиала.
– С глубины Дудинский порт весь знаем, и он нас знает, – улыбается Игорь Яников.  
Как и он, старший водолазный специалист Анатолий Акишин определился с будущей профессией на армейской службе. В Японское море во время учебных спусков погружался на 60 метров. Случалось, и глубже. В Норильск Анатолий Акишин  приехал 24 года назад. Начинал на малом предприятии подводно-технических работ. В 1999-м эту службу под свое крыло взял “Норильскникельремонт”. В 2000 году и Анатолий Валерьевич сюда перешел. С тех пор сфера влияния промышленных водолазов заметно расширилась: они обслуживают Курейскую и Усть-Хантайскую гидроэлектростанции. А нынешним летом к их объектам добавилась волоконно-оптическая линия связи (ВОЛС).  
В командировку на участок ВОЛС в 23 километрах от Игарки направили Анатолия Акишина, Ивана Филимонова, Николая Дерюшева, Дмитрия Гелитея, Сергея Колесника, Евгения Булаха  – десять промышленных водолазов, плавсостав водолазного теплохода “Лот” и мобильную станцию со специальными гидрокостюмами, компрессором, шлангами и прочим оборудованием. Этот мобильный комплекс доставляется к месту работы водолазов в любую точку Таймыра. Теперь уже не только Таймыра.
Техническим заданием “игарцам” предписывалось обследовать две кабельные линии, основную и резервную, оценить их состояние, проверить на повреждения, сделать видеосъемки. Первая командировка на ВОЛС длилась 32 дня. Отряд попал туда в штормовое время, что серьезно усложнило его труд. Но старшина водолазной станции №2 Иван Филимонов говорит: “Обычная работа”. Еще водолазы рассказывают, что бронированный кабель линии связи лежит на грунте на глубине 22 метра. Не самое большое расстояние, которое приходилось преодолевать отряду подводно-технических работ. По словам Игоря Федина, начальника водолазной службы, максимальная глубина, на которой трудились его сотрудники, – 38 метров. Это было на Курейской ГЭС.
На прошлой неделе группа специалистов-подводников выезжала в Снежногорск, чтобы обследовать и очистить затворы гидроагрегата №5 перед реконструкцией: энергетики Хантайки сейчас активно обновляют оборудование гидроэлектростанции.
– Работали, кстати, в “трехболтовке”: не давит, обзор хороший дает и гидрокостюм надежный, – опережает возможный вопрос Анатолий Акишин. Понимает, что несведущий человек заинтересуется экипировкой команды.
Трехболтовое снаряжение – отечественный водолазный костюм – называют так потому, что медный шлем держится на трех болтах. Вместе с металлической “манишкой” (профессионалы называют ее “грузА”) и тяжелыми свинцовыми ботами в полной экипировке снаряжение весит почти 80 килограммов. Зарубежный гидрокостюм легче, тянет приблизительно на 35 килограммов.  Но от легендарной “трехболтовки” наши водолазы отказываться не собираются: проста в обслуживании и надежна. Для выполнения определенных заданий просто незаменима.
Всё по правилам
Как и на любом опасном производстве, в отряде подводно-технических работ инструктаж по технике безопасности и проверка оборудования – непреложное правило. Исключений нет ни для кого, несмотря на опыт. Он, конечно, помогает определить, что лежит на грунте, в каком положении, можно ли поднять этот предмет, за что зацепиться, если осматривать объект приходится на больших глубинах  почти на ощупь, потому что темно. Но опыт не избавляет от необходимости соблюдать все писаные законы: дисциплина прежде всего!
В технологических картах, на основе которых составляется наряд-задание для промышленных водолазов, прописаны все их действия с указанием характера и содержания работ, места и времени, а также мер безопасности в каждом случае. Работу водолазов на глубине всегда сопровождают специалисты, оставшиеся на поверхности. Они в любой момент готовы к погружению.
Знать и соблюдать правила – это понятно. Что еще важно для людей уникальной профессии?
– Не бояться глубины, пожалуй, самое главное. Если человек психологически не подготовлен, не уверен в себе, водолазом не сможет работать, – считает начальник четвертого участка “НЭР” Игорь Федин. Словом, надо доверять глубине.
– И все же водолазы чего-то боятся? – адресую вопрос Анатолию Акишину.
– Неизвестности. Психологическая готовность должна быть, – говорит старший водолазный специалист, – схемы и объекты вроде знаешь досконально, а все же дело имеешь с живым организмом. На той же ВОЛС – река, а она живая. Прежде чем спуститься, надо предугадать возможные негативные варианты. Это может быть рыба, сети, бревна, камни – все, что река несет.  
Во время работы промышленные водолазы ведут видеосъемку камерой, которая монтируется на шлем. Изображение с нее транслируется на специальный монитор и записывается в нескольких цифровых форматах по выбору. По монитору можно контролировать выполнение технического задания и корректировать его по кабельной связи.
Видео- и фотоархив у отряда подводно-технических работ большой и очень интересный. Игорь Федин показывает снимки и дает комментарии. Вот промышленные водолазы осматривают насосные станции водозабора на реке Норильской.
– Достаем мусор, которым забиваются решетки приемных камер и фильтры. Много бытового мусора втягивается, что создает большую проблему в фильтрации, – поясняет начальник службы. – Сетки менять тоже нам приходится.
– Какую воду мы пьем… Не считали, сколько контейнеров из-под лапши и пустых бутылок поднимают водолазы?
– Вода  отфильтруется, – говорит Федин и как бы успокаивает: – Мы ее тоже пьем. Знаете, после погружения очень  пить хочется, я даже не ожидал.
Касательно бытового мусора вопрос, конечно, риторический, у водолазов задачи гораздо шире. Вот они работают на головном сооружении ТЭЦ-2. На другом снимке в руках кого-то из подводников вижу предмет, похожий на мешок.
– Это хомут, который надо поставить на трубопровод: под водой образовался свищ, – рассказывает начальник службы. – Мы обследовали трубопровод, определили место повреждения, сейчас начнутся подводные работы.  
В день нашего приезда специалисты первой водолазной станции готовили место спуска на озере Долгом. Перед погружением нужно убрать технологический мусор, чтобы можно было оборудование раскладывать. Как подготовят рабочую площадку, приступят к выполнению задания. По графику это не сегодня.
Интересуюсь у Игоря Анатольевича, есть ли ограничения для проведения операций под водой. Есть. Например, когда течение реки больше двух метров в секунду и волнение воды выше двух баллов. Исключение – экстренные случаи, когда нужен аварийный спуск. Во время ледохода водолазы не работают, при температуре ниже минус тридцати – тоже. Зимой время нахождения под водой вообще ограниченно, что, конечно же, не делает их работу менее сложной. Промышленные водолазы трудятся по первому списку профессий.  
Поддерживать хорошую физическую форму этим мужчинам помогают еженедельные тренировки с аквалангом в плавательном бассейне. А повышению профессиональных навыков  способствуют командировки в Москву и Санкт-Петербург.
– Туда съезжаются руководители водолазных работ и спусков, медики и сами водолазы, – поясняет Анатолий Акишин, – проходят  обучение, переобучение, сдают тесты, чтобы подтвердить квалификацию.
Например, водолаза первого класса, или, как говорят в отряде, водолаза-специалиста. Человека, умеющего выполнять подводные работы по одной из дополнительных профессий: сварщика или резчика, например. В отряде подводно-технических работ несколько таких специалистов, и перспективы есть у каждого.  
Подготовка к погружению проводится особо тщательно
Сегодня они на дюкерном переходе водозабора No2
Евгений Булах готовится обследовать головной объект ТЭЦ-2
Первая командировка на ВОЛС. Иван Филимонов, Николай Дерюшев, Дмитрий Гелитей
0

Читайте также в этом номере:

Земля легенд (Елена КОВАЛЕНКО)
Бизнес, выгодный всем (Лариса ФЕДИШИНА)
Есть идеи (Лариса ФЕДИШИНА)
Лучшее в защите (Марина БУШУЕВА)
Ставка на скорость (Татьяна РЫЧКОВА)
Тур для победителей (Лариса СТЕЦЕВИЧ)
Тяжпрома верные бойцы (Лариса СТЕЦЕВИЧ)
Мне бы в небо (Ольга ЛИТВИНЕНКО)
Город должен стать “умнее” (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Вся в цветах (Анна САРАФАНОВА)
Это только начало (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Друзья науки (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск