Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
Гуд кёрлинг! Далее
«Легендарный» матч Далее
Бесконечная красота Поморья Далее
В четвертом поколении Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Вопрос качества
Почему для российских предпринимателей он не стоит
30 сентября 2010 года, 13:15
Текст: Елена ПОПОВА
Моя подруга помешана на парфюмерии и косметике. В составе ее кремов в красивых баночках производства Франции, Израиля, Германии – родниковая вода, травы, что-то такое, от чего хорошеешь не по дням, а по часам. Но разве, спрашиваю я, всех этих компонентов нельзя найти в России? Разве не “много в ней лесов, полей и рек…”? “Что ты! – негодует в ответ подруга. – Ни для кого не секрет, что многие производители в России, сокращая свои издержки, используют некачественное сырье”. “Информированность” подруги объяснима: центральные СМИ в последнее время заполонили сюжеты о том, что все, что мы едим, пьем, покупаем как предметы первой необходимости, может быть не только вредно, но даже опасно для жизни. Специалисты Роспотребнадзора не устают давать обывателям бесконечные рекомендации, как обезопасить свое здоровье. Подобная забота – это, конечно, хорошо.
Удручает другое: в последнее время я не видела ни одной передачи или статьи о том, чтобы кто-то из наших предпринимателей всерьез озаботился качеством своей продукции. При том что испокон веку в России вопрос репутации для делового человека был необычайно важен. Достаточно обратиться к истории. В XIX веке производители, поставлявшие свои товары к императорскому двору, даже получали официальное звание “Поставщик Двора Его Императорского Величества”. К концу столетия этого права удостоились всего около 30 российских и зарубежных поставщиков. Многим предприятиям приходилось добиваться его по нескольку десятков лет. Однако усилия того стоили. Для покупателей императорский герб на самоваре или, например, обуви был отличной приманкой: уж коли сам государь-император этим товаром не брезгует – значит, купить его стоит. Такой же логикой руководствовались и в Советском Союзе. До середины 80-х годов в стране существовал знак качества – пятиугольник с двумя галочками. Права поставить его на своей продукции добивались многие, и качество от этого долгие годы только выигрывало.
Я хорошо понимаю, почему вернуться к этой практике несколько лет назад предложил министр сельского хозяйства. Хотя инициативу Минсельхоза тогда не поддержали. Почему – я тоже хорошо понимаю. Это невыгодно не только аграриям. Представляете, сколько бы лет, к примеру, добивался знака качества наш АвтоВАЗ? При том что суммы, которые получает компания от государства с целью вдохнуть новую жизнь в российский автопром, исчисляются миллиардами. Качество российских машин по-прежнему напоминает анекдот.
Мой отец-патриот несколько лет мечтал приобрести “Ниву”. Все наши с братом попытки уговорить родителя купить “нормальную” машину не действовали. “В деревне лучше “Нивы” ничего нет”, – отвечал он нам. И был, купив машину, на седьмом небе от счастья.
Счастье длилось примерно месяц, пока новехонькое чудо отечественного автомобиле-строения беспросветно не заглохло на трассе Канск – Красноярск. Отец ехал в Емельяново встречать брата. Какими словесными характеристиками наградили машину мои близкие в ожидании эвакуатора – история умалчивает. Такой подлости от железного коня никто не ожидал. Но главное испытание было впереди. День за днем вернувшиеся домой отец с братом пытались найти причину поломки. Наконец обнаружилось: на заводе-изготовителе забыли… налить масло в редуктор! Так, “мелочь”. Брат, уже успевший пообщаться на форуме в Интернете с такими же жертвами АвтоВАЗа, успокоился. Мол, не одни такие. Отец беззвучно ругался себе под нос. Три тысячи двести километров пробега с почти пустым редуктором! Представить, что такой же конфуз мог случиться, скажем, на немецком заводе, или японском, или каком другом, кроме российского, – воображения не хватает. У наших производителей что, руки не оттуда растут?
Слышать это, признаюсь, обидно. Я могла бы постараться припомнить немало талантливых самородков, инженеров, левшей, коими всегда славилась Россия. Но… В списке всемирно известных брендов – часов, машин, сыров, той же косметики или парфюмерии – я при всем старании не смогла найти российской продукции, способной составить конкуренцию за пределами страны. Что есть наша национальная гордость? На ум приходят только природные богатства и леса (последние, к слову, нещадно вырубаются), хотя к делу рук человека они никакого отношения не имеют.  Матрешка? Это наш единственный национальный бренд?
А может, все дело в том, что мы слишком много времени провели вне нормального, вменяемого экономического пространства? Соответственно – нам нужно очень и очень многому учиться. Выйти на качественно иной уровень. В прямом смысле слова. В конце концов бренды брендами, а люди-то ведь платят не за имя, а прежде всего за качество, которое за ним стоит.
Российским бизнесменам стоило бы об этом задуматься.
0
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск