Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
С мечом в руках Далее
В четвертом поколении Далее
Экстрим по душе Далее
«Легендарный» матч Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Все переплетено
ТЕАТР КРУПНЫМ ПЛАНОМ
26 ноября 2015 года, 15:28
Фото: Николай ЩИПКО
Текст: Валентина ВАЧАЕВА
Завтра в Норильской драме второй раз в ноябре будут играть самого северного “Гамлета” в постановке главного режиссера театра Анны Бабановой. На первом ноябрьском спектакле среди зрителей был замечен известный не только в театральных кругах столичный режиссер и продюсер Эдуард Бояков, поставивший к 80-летию “Норильского никеля” в Колонном зале Дома союзов спектакль “Сплав”.
Создатель Российского театрального фестиваля “Золотая маска” очень лестно отозвался о норильской постановке “Гамлета”. В отличие от критиков, смотревших спектакль на закрытии сезона в июне, его не смутила сложная конструкция истории принца Датского по шекспироведу в погонах Альфреду Баркову. По словам Эдуарда Боякова, спектакль увлек и заинтересовал его с первых сцен. Он высоко оценил сценографию норильской версии, сказав, что постановщикам удалось открыть в вечной трагедии новые смыслы. Искушенного театрального деятеля подкупило и то, что в этот вечер в зале было много молодежи. Причем молодые люди, в большинстве своем в бабочках, выглядели чрезвычайно презентабельно…
О том, что все хорошие слова о спектакле были сказаны не из вежливости, свидетельствует запись гостя в “Фейсбуке”, сделанная 13 ноября, в пятницу, в Домодедово, когда стало известно о теракте в Париже, а в зале прилета в поисках своего багажа бродили пассажиры из Египта: “…Все очень, очень близко. Все переплетено. Мир с вывихнутыми суставами – как в только что виденном (в норильском театре. – Авт.) “Гамлете”. Это наш мир. Легче, проще, понятнее не будет. Только еще больше будет переплетов и переплетений. Значит, молиться, отвечать за каждый шаг и каждое слово…”
“Не играть себя невозможно”
О связи времен говорили и старшеклассники первой школы на встрече с постановщиками “Гамлета” Анной Бабановой и художником Фемистоклом Атмадзасом, исполнителями главных ролей Олегом Корныльевым, Анной Богомоловой, завлитом Ладой Шебеко и директором театра Светланой Гергарт.
Школьники, посмотревшие спектакль, заранее прочли трагедию Шекспира, а одиннадцатиклассники перечитали (по программе, “Гамлета” изучают в 9-м классе). Кое-кто познакомился и с версией бывшего следователя Баркова. В норильской постановке “Гамлет/Мышеловка” в устроенную ученым “другом” Гамлета Горацио ловушку попадают все участники трагедии.
Несмотря на то что школьники, по словам Анны Бабановой, многое поняли, ей и главному художнику на встрече пришлось учить ребят языку театра, умению читать метафоры, объясняя, почему Офелия тонет не в реке, а в ванне и почему у нежнейшего создания под белоснежным нарядом кожаные ремни: “чистота, опутанная ремнями, в грубой черной обуви”. С одной стороны. С другой – спектакль не столько о ХVII веке, сколько о дне сегодняшнем, поэтому костюмы героев выглядят вполне современно.
– Классическое произведение становится таковым потому, что оно актуально во все времена. Гамлетом себя может ощутить любой пацан в зале, если у него возникли проблемы с этой жизнью и обществом, – объясняла свой замысел режиссер недавним зрителям.
А они, в свою очередь, спрашивали исполнителей главных ролей, что тех роднит с героями. И Олег Корныльев, и Анна Богомолова утверждали, что многое.
– Совсем не играть себя невозможно, – считает Офелия – Анна.
– В любом персонаже ищешь свою тему, что тебя волнует сегодня. Для меня сложнее всего было понять, почему этот бунтарь в конце концов не то чтобы смиряется, но принимает все происходящее как должное, – рассуждает о Гамлете Олег Корныльев. – До сих пор об этом размышляю.
Конечно, спрашивали школьники артистов и о том, как те пришли в профессию.
Олег рассказал, что сначала учился в педагогическом колледже:
– У нас была прекрасный преподаватель по вокалу, увлеченная театром. Занимаясь у нее в оперной студии, я стал ходить в театр и после второго курса перешел на учебу в Красноярскую академию музыки и театра.
Анна Богомолова, выпускница той же академии, работающая в театре, как и Корныльев, второй сезон, рассказала чудесную историю о том, что в детстве она считала себя волшебницей. И стала ею… в театре.
Череп Йорика
Во время обсуждения школьники не обошли вниманием и ноу-хау спектакля – видеонаблюдение за героями, отраженное на видеоэкранах. Поколение гаджетов сочло их появление в спектакле органичным и, по словам ученицы выпускного класса Амалии Багировой, ей понравилось следить за тем, что происходит в закулисье, с экрана. И это совсем не отвлекало от происходящего на сцене, а только дополняло картинку.
Главный художник Фемистокл Атмадзас счел необходимым пояснить, что видеоэкраны в спектакле играют роль зеркала.
– В кино есть крупный план, и это его большое достоинство. В нашем спектакле посредством экрана мы расширяем технические возможности театра и смысловые – спектакля. Сцена –внешняя сторона жизни. Видеоэкран – оборотная, скрытая от глаз зрителей. Единовременно показать на сцене сразу несколько действий мы не можем, а с помощью видеокамер у зала появилась такая возможность. Акценты, естественно, были расставлены постановщиками.
Понравилось молодым зрителям и музыкальное оформление спектакля и, конечно, в первую голову монолог принца Датского под музыку собственного сочинения исполнителя роли.
– Монолог под рок-музыку – это круто! – выразил свое восхищение Миша Григорьев, а девятиклассник Ярослав Добровинский поинтересовался черепом Йорика.
Выяснилось, что и череп в норильской постановке отличается от всех известных Йориков, так как состоит сразу из двух частей, чего в природе не бывает. Как пояснил Фемистокл Атмадзас, главное в театре – красиво обмануть, создать правильное ощущение. Цель достигнута в том случае, когда зритель верит тому, что видит на сцене. Анна Бабанова подтвердила, что от театра зритель ждет эмоций, а потом уж всего остального…
Не хватило Ребрия
Дотошный Ярослав Добровинский, мечтающий о профессии следователя, обратив внимание на динамичность спектакля, поинтересовался, не страшно ли артистам (и за артистов), мечущимся во время действия по решеткам замка-клетки.
Директор театра Светлана Гергарт рассказала, что для этого существует профессия театрального конструктора, в чьи обязанности входит рассчитывать нагрузки. Директор напомнила, что на спектакль работает множество профессионалов, и предположила,  что, возможно, кто-то из ребят найдет себя в будущем в театральном закулисье.
И хотя обсуждение больше напоминало пресс-конференцию, встреча оказалась полезной для обеих сторон. В конце Светлана Гергарт пообещала, что театр будет оказывать всяческую помощь школьникам в изучении литературных произведений. И не только выделяя костюмы и реквизит для школьных постановок. Возможно, что скоро при театре появится студия со своими педагогами и, конечно, спектаклями. А ходить далеко за студийцами не придется.
Один из самых активных участников обсуждения Ярослав Добровинский сказал корреспонденту “ЗВ”, что, по его мнению, встреча в театре прошла интересно и информативно.
– Перед спектаклем я прочитал “Гамлета”, и мне все было понятно, кроме финала. Дома я удостоверился, что его изменили. На обсуждении что-то из моих догадок подтвердилось, что-то нет, и все как-то разложилось по полочкам. Конечно, интересно было увидеть актеров не на сцене, а вживую. Жаль, что среди них не было исполнителя роли короля Клавдия и Призрака (заглядывает в программку) Сергея Ребрия. Мне кажется, он артист мирового уровня. Я видел его и в других спектаклях, и каждый раз его образ запоминался больше других.
0

Читайте также в этом номере:

Договор дороже денег (Виктор ЦАРЕВ)
Да будет свет! (Ольга ЛИТВИНЕНКО)
Принципы Сухова (Екатерина БАРКОВА)
Теория и Арктика (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Событие особого масштаба (Вера КАЛАБЕКОВА)
Силой реки (Марина БУШУЕВА)
Серу пустят в дело (Лариса ФЕДИШИНА)
Техника на грани механики (Денис КОЖЕВНИКОВ)
Свой метод (Лариса СТЕЦЕВИЧ)
Художник сварки (Лариса СТЕЦЕВИЧ)
Окунись и зарядись (Татьяна РЫЧКОВА)
Победа дала шанс (Сергей КАЗАНКИН)
В трудах и спорах (Валентина ВАЧАЕВА)
Есть первая очередь! (Альберт ВОРОНОВ, директор Надеждинского металлургического завода в 1974–1981 годах)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск