Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
«Легендарный» матч Далее
Экстрим по душе Далее
Бесконечная красота Поморья Далее
В четвертом поколении Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Удельная доля труда – 100%
Специальный репортаж
30 ноября 2010 года, 14:55
Фото: Денис КОЖЕВНИКОВ
Текст: Александр СЕМЧЕНКОВ
Уже 10 лет хлорно-кобальтовый цех начинает праздновать Новый год за неделю до его фактического наступления. Исследуя причину этого явления, корреспондент “Заполярного вестника” оказался  на плавильном участке. Неудивительно,  что всему “виной” – человеческий труд.
У хлорно-кобальтового цеха существует традиция – когда годовой план по общему кобальту выполнен, на здании АБК загорается новогодняя елка. Понятно, что плавильные печи продолжают работать в обычном режиме – производство бесперебойно, но люди уже подводят итоги гола и поздравляют друг друга. Плавильщики не исключение. Эта профессия – неотъемлемая и самая важная часть сложного процесса плавки, и если удельная доля кобальта на выходе продукта варьирует в пределах 98,30–99,35% от общей массы металла, согласно маркам, то удельная доля человеческого труда стабильна и равна абсолюту.
– Первая плавка кобальта была осуществлена 12 января 1946 года, – рассказывает и.о. начальника плавильного участка Иван Шалыгин. – Тогда за 12 часов работы плавильной печи было получено 46 килограммов металла. Разумеется, технология с тех пор изменилась, но роль плавильщика по-прежнему имеет ключевое значение, и вряд ли сложный процесс плавки будет автоматизирован в ближайшем будущем. Сегодня на плавильном участке трудятся 78 человек, 68 из них – плавильщики.
 
Химик с бицепсами  
Плавильщик 6-го разряда Виктор Лепешкин работает на участке с 1978 года. Когда ему присвоили звание заслуженного металлурга России, Виктор скромно отметил, что просто делал свою работу. Интервью с одним из самых именитых ветеранов плавильного тогда так и не получилось. А вот на своем рабочем месте – возле печи Грамолина – Лепешкин терпеливо и толково, как практикантам, объясняет журналистам специфику ремесла.  
– Загрузка материалов производится вручную, – рассказывает он. – Здесь помимо всего прочего необходима физическая сила. По- пробуйте перекидать лопатой тонну! С непривычки спину не разогнешь. Сейчас идет обезуглероживание металла. Позднее начнется закладка различных реагентов для выведения серы. Это будут известковый камень, кальцинированная сода  и  плавиковый  шпат. Процесс непростой.
 
Трое на линии огня
Всего работу печи контролирует три человека. Один следит за состоянием электродов, по мере необходимости осуществляя их замену. Он же отвечает за розлив металла, доведенного до кондиции. Другой занимается загрузкой материалов и следит за текущим состоянием металла в печи. За работу печи в целом отвечает старший плавильщик, которому также хватает забот на всех этапах.  
– Простора мало, – говорит Виктор, обводя взглядом помещение участка. – В иные времена печи были менее габаритны. Теперь вот приходится тесниться.
– На 2011 год у нас намечено поднятие кровли помещения, – говорит Иван Шалыгин. – Это позволит установить на участке кран-балку. Сегодня же подъем грузов осуществляется при помощи тельфера. Что касается общей площади, то здесь вряд ли что-то возможно сделать, если только перевести участок на другой объект. Но пока об этом речи не идет.
 
Проекты в деле,  продукт на складе  
– Два месяца назад на плавильном участке приступили к эксперименту по использованию оборотной воды – плавильные печи оборудованы специальной системой охлаждения, без которой процесс плавки немыслим, – рассказывает Иван Шалыгин. – Это один из проектов по общей экономии ресурсов. Эксперимент прошел удачно, и уже идет наладка необходимого оборудования. Но на основном процессе эти работы не отразятся, и 25 декабря елочку новогоднюю мы все-таки зажжем – план по огневому кобальту будет выполнен. Это уже не просто традиция. Это норма.  
На складе готовой продукции ожидают своего часа блестящие слитки. Здесь кобальт проверяют на качество и упаковывают согласно договоренностям с потенциальным покупателем.
– География сбыта обширна, – говорит Иван Шалыгин. – Последний год растет спрос на внутреннем рынке, что свидетельствует о развитии отечественного производства. Наши партии уходят в Екатеринбург, Москву, Уфу, Владикавказ, Верхнюю Кушму. Ежемесячно участок выдает около 190 тонн высококачественного кобальта. Не торопимся встречать Новый год. Просто делаем свою работу.  
Печи не останавливаются ни на секунду
Иван Шалыгин дело говорит
В спорах рождается истина
Кобальт на склад
“Ручная” работа
0

Читайте также в этом номере:

Освоено полностью (Елена ПОПОВА)
Праздничная добавка (Лариса ФЕДИШИНА)
Когда Остапа несет, (Сергей МОГЛОВЕЦ)
Финишировали (Татьяна РЫЧКОВА)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск