Театр наций, до свидания
“ЗОЛОТАЯ МАСКА” В НОРИЛЬСКЕ
|
23 ноября 2017 года, 14:49 Фото: Николай ЩИПКО, Марина ПЕШКОВА Текст: Валентина ВАЧАЕВА
|
Все, кто посмотрел чеховскую “Шведскую спичку” из фестивальной программы, наверняка захотят увидеть и другие работы тех, кто доставил им такую ожидаемую и такую неожиданную радость. Ожидаемую – потому что спектакль номинировался на “Золотую маску”, был отмечен несколькими престижными театральными наградами, а также очень хорошей прессой. Неожиданно то, что за столько лет постановка не растеряла описанных критиками достоинств. И через десять лет все актеры, как один, играют ярко, отчетливо, заразительно, сохраняя мягкий юмор и чувство меры.
“Пока люди будут смотреть”
“Шведскую спичку” на основе двух чеховских рассказов поставил Никита Гриншпун, выпускник, как и все участники спектакля, мастерской Олега Кудряшова в РАТИ (ГИТИС). Единственным известным (и взрослым) членом команды на тот момент была театральный художник Ксения Шимановская. Ее лаконичное оформление фрагментами живописных шедевров задника и кулис органично, на взгляд зрителя, вписалось и в пространство норильской сцены, превращающейся то в гостиную, то в ночную улицу, то в церковь, то в полицейский участок. И все это с помощью одной из люстр, опускающихся со штакетин.
Причем так же молниеносно меняются не только места действия, но и герои. По словам Павла Акимкина, играющего пропавшего Кляузова, а также Николашку, Степана, Данилку, Музыканта и Лошадь, костяк спектакля все эти годы неизменен: “Женя (Евгений Ткачук), Рома (Роман Шаляпин), Тема (Артем Тульчинский) и я (Павел Акимкин)”. Станового в очередь играют Владислав Абашин (из мастерской Кудряшова) и Дмитрий Журавлев, который выходил на сцену в Норильске. А вот актрисы на женские роли часто меняются, вернее, меняют друг друга. У нас в главных (и неглавных) ролях были Елена Николаева, Наталья Ноздрина и Мария Леонидова. Кстати, костюмы в “Шведской спичке” на редкость элегантны, а также многофункциональны, что позволяет артистам перевоплощаться прямо на глазах зрительного зала. Так, в самом начале, чтобы из дворника стать помощником следователя, актер Роман Шаляпин выпрямляется и лохматит прическу. Когда следователю (Евгений Ткачук) и его помощнику понадобилась пролетка, они садятся на стол, а перед ними на колени опускается “тройка лошадей”… И сыщики то шагом, то рысью отправляются в путь-дорожку.
Особый восторг зала вызвал эпизод с Павлом Акимкиным в образе пьяного на допросе. Его героя не держат ноги, и он в прямом смысле переворачивается вместе с людьми и предметами.
Рассказы Чехова “Супруга” и “Шведская спичка” не только искусно объединены режиссером, но еще и оркестрованы. В музыкальном оформлении спектакля вместе с Никитой Гриншпуном принимали участие артисты Павел Акимкин и Артем Тульчинский (Псеков, Лошадь и Музыкант). Они пояснили, что за основу взяли только два романса и одну молитву, но так как музыка звучит в разных версиях, то есть ощущение, что ее много. В спектакле три музыканта, меняя инструменты, сопровождают происходящее на сцене то балалайкой, то трубой, то аккордеоном. Эти музыкальные комментарии, дополняя скупые декорации, и создают атмосферу провинциального города. Причем, как и все в этой работе, остроумно и изобретательно.
Норильский зритель по достоинству оценил все режиссерские и актерские находки постановки. Это отметили и сами актеры. Павел Акимкин, интервью с которым мы публикуем отдельно, после первого спектакля сказал, что он прошел прекрасно. А на вопрос: “Как долго вы будете играть “Шведскую спичку”?” – артисты ответили: “Пока люди будут смотреть…”
Настоящий, живой
Перед выходом на сцену гости дали пресс-конференцию для местных СМИ и “вольных критиков” (проект библиотечной системы, Норильской драмы и благотворительного фонда “Норникеля”). На встрече Роман Шаляпин напомнил, что это второй приезд их команды в Норильск.
– Лет восемь назад (на самом деле в “Норильские сезоны” 2007-го. – Авт.) примерно этой же компанией мы привозили “Снегирей”. Сейчас нас чуть меньше, так как приехали с другим спектаклем.
Напомним, что “Снегири” по мотивам произведений Виктора Астафьева родились как дипломный спектакль мастерской Олега Кудряшова. Театр наций взял его в репертуар, создав свой сценический вариант. Норильск стал одним из первых городов, где его показали. Кстати, это была первая премьера Театра наций, обновленного художественным руководством Евгения Миронова. Веселого солдата в “Снегирях” сыграл Евгений Ткачук, про которого писали, что талант у него очевидный, редкостный, при том что и все остальные очень талантливы.
Среди тех, кто помнит первый приезд театра, оказалась заслуженный работник культуры РФ руководитель театральной студии “Синяя птица” (Дворец творчества детей и молодежи) Надежда Сысоева. Более того, Надежда Николаевна два десятилетия стажировалась на семинарах Олега Кудряшова, которые он вел для любительских театров. Наша землячка всегда следила за успехами его выпускников и на “Шведскую спичку” пришла со своими питомцами из “Синей птицы”. И “насмотренные” ребята остались довольны увиденным. Их не смутило отсутствие в постановке таких популярных сегодня технических эффектов. По их словам, то, что они увидели, и есть настоящий, живой театр.
И бесконечно талантливо
Если “Шведская спичка” дважды собрала полный зал в театре, то уникальный “Фарс-мажорный концерт” в атриуме “Арены” прошел без ажиотажа. Публики было не много. Похоже, что город просто не знал, что он пропускает… (Читала в “ФБ”, что в Москве на этот концерт люди ходят по многу раз и непременно с цветами для артистов.)
Для часового выступления в Норильск специально прилетели музыканты, работающие в “Концерте”. Советское ретро в атриуме исполняли Елена Николаева, Павел Акимкин, Артем Тульчинский. Роман Шаляпин читал прекрасные стихи. Мужчины были в вечерних костюмах, а Елена в элегантном наряде из 60-х годов. И хотя на такой площадке артисты давали свой музыкально-драматический спектакль впервые, Павел Акимкин отметил, что она их вполне устроила, тем более что акустика в зале оказалась неплохой.
Перед началом Павел Акимкин объяснил немногочисленным зрителям, явно наговаривая на себя и свое окружение, что они никогда не знают, что у них получится… Но все, конечно, получилось. Начиная с первой песни из репертуара Леонида Утесова: “Если вы сегодня в городе чужом…” и заканчивая “Эй, друг, веселей песней сердце согрей…” Полада Бюльбюль-оглы.
Елена Николаева спела (и сыграла) “В нашем городе дождь…” Майи Кристалинской. А Павел Акимкин пытался намекнуть, что знаменитая мелодия из репертуара Джо Дассена подозрительно похожа на песню Евгения Мартынова “Лебединая верность”. С репликой “Шутка не прошла” он допел “Над землей летели лебеди солнечным днем” до конца. Надо сказать, что музыкальных сюрпризов в “Фарс-мажоре” было не меньше, чем в “Шведской спичке”, да и без акробатических номеров и смешных реплик не обошлось. Как и на сцене Норильского Заполярного, в атриуме все прошло остроумно, изобретательно и бесконечно талантливо.
ОТ ПЕРВОГО ЛИЦА
Абсолютно повезло
Сразу после выступления в атриуме Павел АКИМКИН дал “ЗВ” небольшое интервью.
– Сегодня на выступлении не было Евгения Ткачука. Он уже не участвует в “Фарс-мажорном концерте”?
– Не только Жени не было. Приболела Наташа Ноздрина. У Жени военная тема, и мы решили, что сегодня это будет не совсем уместно.
– Вы так и работаете все десять лет одной командой?
– У каждого есть проекты на стороне. Артем Тульчинский пишет музыку. Лена Николаева снимается в кино. Наташа Ноздрина снимается и играет в каких-то театрах. Но основная наша площадка – на сцене Театра наций, где мы встречаемся даже слишком часто. (Смеется.) Мы все очень тесно дружим и семьями, и дети наши друг друга знают.
– С вами начинала и Юлия Пересильд. Напрашивается вопрос: почему ее нет на гастролях?
– Юля сейчас на выпуске спектакля, поэтому не смогла полететь в Норильск. С курсом нам абсолютно повезло. Наверное, каждый так говорит, но для меня это точно везение. И с преподавателями. И с командой моей, костяк которой Тёма, Рома, Женька. Это прекрасные люди.
– А как вы попали к Олегу Кудряшову?
– По чистой случайности. И музыкой начал заниматься по чистой случайности. Родители отдали меня сначала на скрипку, я ее бросил в 5 лет. Потом отправили на баян. Знали, что ребенка надо чем-то занимать, иначе он сам найдет себе занятие. После музыкальной школы мне сказали, что надо идти в Гнесинку, где есть фольклорное отделение. Меня подготовили, я пошел и поступил.
У меня не было желания становиться актером или музыкантом. Какое-то время я, например, хотел быть поваром и еще что-то такое. Отучился в Гнесинском. Потом поступил в РАТИ, в мастерскую Олега Львовича Кудряшова. Меня туда направил мой друг Володя Панков, сам ее окончивший. В Театр наций я попал со “Шведской спичкой”. С тех пор мы там все на контракте, так как своей труппы в театре нет.
– Ваши друзья и коллеги за эти десять лет составили себе приличную фильмографию. Много снимается Евгений Ткачук. Чего стоит главная роль в “Тихом Доне”. В этом году – спецприз фестиваля “Окно в Европу” за фильм Александра Ханта “Как Витька Чеснок…”, который, правда, еще мало кто видел. А что у вас?
– В кино, считаю, у меня не сложилось. Был в 2012-м “Дос.тор” Володи Панкова. Из того, что хотелось бы назвать, пожалуй, все. Иногда по времени не совпадает, иногда просто не хочу куда-то идти. Где-то не подхожу… Может, еще сложится, а может – нет. Это такая сфера – как повезет. Женьке везет…
Кроме Театра наций работаю у Володи Панкова в SounDrama. Все, что у меня есть, все там, в этих двух местах. Может, и хорошо. Хотим с ребятами сделать еще какой-нибудь проект. Концерт уже не хочется. Вроде два есть. Был еще детский, приуроченный к юбилею фонда “Галчонок” Юли Пересильд. Но что-то музыкальное, наверное, будет, так как нам это близко.
– Читала, что вы пишите музыку.
– Пишу. С еще одним другом, Сережей Землянским, мы выпустили уже спектаклей десять.
– Как часто бываете на гастролях?
– По-разному. Бывает, раза два в месяц, а случается – по полгода не выезжаем.
– Назовите самые дальние направления.
– Чили, Сахалин. Норильск тоже не близко, но почему-то мне запомнилось, что он намного дальше. Оказалось, что это всего полпути от Москвы до Сахалина.
– На пресс-конференции вы сказали, что летели из Москвы до Норильска 28 часов. Что случилось?
– Сломался борт. Рейс откладывали, откладывали. Сначала на шесть часов, потом написали, что вылет будет через десять. Хотел заселиться в гостиницу, но там было так много народу, женщины с детьми. Самое обидное, что компания была абсолютно не готова к такой ситуации… Решил поехать домой и ждал чемодан два часа… Но все-таки уехал и успел на выступление сына в детском саду. Прилетел уже с ребятами из спектакля “Осторожно, эльфы!”
– Сколько лет вашему сыну?
– Тимофею пять с половиной. Он прекрасен. Хочет заниматься всем. И очень скучает. Недавно на работу вернулась жена. Ника – театральный продюсер.
– И дочь Валерия Гаркалина. Как вы познакомились?
– В студии Володи Панкова, где она работала. Были знакомы несколько лет. Однажды поехали на гастроли и, пока летели, поняли, что есть у нас что-то общее.
– Какой проект вас ждет по возвращении в Москву?
– Выпуск мюзикла “Синяя синяя птица” в постановке режиссера и хореографа Олега Глушкова на основной сцене Театра наций. Это первая премьера нового сезона. Совершенно новая, оригинальная история, рассказанная современным языком. |
Павел Акимкин, Роман Шаляпин, Елена Николаева, Артем Тульчинский, Евгений Ткачук на пресс-конференции, открывшей фестиваль
Советское ретро в исполнении Артема Тульчинского и Павла Акимкина. На заднем плане Елена Николаева и Роман Шаляпин
Павла Акимкина называют скромным гением
|
Читайте также в этом номере:
|
|
|
|
|
|