Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
Экстрим по душе Далее
Бесконечная красота Поморья Далее
«Легендарный» матч Далее
В четвертом поколении Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Театр наций, до свидания
“ЗОЛОТАЯ МАСКА” В НОРИЛЬСКЕ
23 ноября 2017 года, 14:49
Фото: Николай ЩИПКО, Марина ПЕШКОВА
Текст: Валентина ВАЧАЕВА
Все, кто посмотрел  чеховскую “Шведскую спичку” из фестивальной программы,  наверняка захотят  увидеть и другие работы тех, кто доставил им такую ожидаемую и такую неожиданную радость. Ожидаемую – потому что спектакль номинировался на “Золотую маску”, был отмечен несколькими  престижными театральными наградами, а также очень хорошей прессой. Неожиданно то, что за столько лет постановка не растеряла описанных критиками достоинств. И через десять лет все актеры, как один,  играют ярко, отчетливо, заразительно, сохраняя мягкий юмор и чувство меры.
“Пока люди будут смотреть”
“Шведскую спичку” на основе двух чеховских рассказов поставил Никита Гриншпун, выпускник, как и все участники спектакля, мастерской Олега Кудряшова в РАТИ (ГИТИС). Единственным известным (и взрослым) членом команды на тот момент была театральный художник Ксения Шимановская. Ее лаконичное оформление фрагментами живописных шедевров задника и кулис органично, на взгляд зрителя, вписалось и в пространство норильской сцены, превращающейся то в гостиную, то в ночную улицу, то в церковь, то в полицейский участок. И все это с помощью одной из люстр, опускающихся со штакетин.
Причем так же молниеносно меняются не только места  действия, но и герои. По словам Павла Акимкина, играющего пропавшего Кляузова, а также Николашку, Степана, Данилку, Музыканта и Лошадь, костяк спектакля все эти годы неизменен: “Женя (Евгений Ткачук), Рома (Роман Шаляпин), Тема (Артем Тульчинский) и я (Павел Акимкин)”. Станового  в очередь играют Владислав Абашин (из мастерской Кудряшова) и Дмитрий Журавлев, который выходил на сцену в Норильске. А вот актрисы на женские роли часто меняются, вернее, меняют друг друга. У нас в главных (и неглавных) ролях были Елена Николаева, Наталья Ноздрина и Мария Леонидова. Кстати, костюмы в “Шведской спичке” на редкость элегантны, а также многофункциональны, что позволяет артистам перевоплощаться прямо на глазах зрительного зала. Так, в самом начале, чтобы из дворника стать помощником следователя, актер Роман Шаляпин выпрямляется и лохматит прическу.  Когда следователю (Евгений Ткачук) и его помощнику понадобилась пролетка, они садятся на стол, а перед ними на колени опускается “тройка лошадей”… И сыщики то шагом, то рысью отправляются в путь-дорожку.
Особый восторг зала вызвал эпизод с  Павлом Акимкиным  в образе пьяного на допросе. Его героя не держат ноги, и он в прямом смысле переворачивается вместе с людьми и предметами.
Рассказы Чехова “Супруга” и “Шведская спичка” не только искусно объединены режиссером, но еще и оркестрованы. В музыкальном оформлении спектакля вместе с Никитой Гриншпуном принимали участие артисты Павел Акимкин и Артем Тульчинский (Псеков, Лошадь и Музыкант). Они пояснили, что за основу  взяли только два романса и одну молитву, но так как музыка звучит в разных версиях, то есть ощущение, что ее много. В спектакле три музыканта, меняя инструменты, сопровождают происходящее на сцене то  балалайкой, то трубой, то аккордеоном. Эти музыкальные комментарии, дополняя скупые декорации, и создают атмосферу провинциального города. Причем, как и все в этой работе, остроумно и изобретательно.
Норильский зритель по достоинству оценил все режиссерские и актерские находки постановки. Это отметили и сами актеры. Павел Акимкин, интервью с которым мы публикуем отдельно, после первого спектакля сказал, что он прошел прекрасно. А на вопрос: “Как долго вы будете играть “Шведскую спичку”?” – артисты ответили: “Пока люди будут смотреть…”
Настоящий, живой
Перед выходом на сцену гости дали пресс-конференцию для местных СМИ и “вольных критиков” (проект библиотечной системы, Норильской драмы и благотворительного фонда “Норникеля”). На встрече  Роман Шаляпин напомнил, что это второй приезд их команды в Норильск.
– Лет восемь назад  (на самом деле в “Норильские сезоны” 2007-го. – Авт.) примерно этой же компанией мы привозили “Снегирей”. Сейчас нас чуть меньше, так как приехали с другим спектаклем.
Напомним, что “Снегири”  по мотивам произведений Виктора Астафьева родились как дипломный спектакль мастерской Олега Кудряшова. Театр наций взял его в репертуар, создав свой сценический вариант. Норильск стал одним из первых городов, где его показали. Кстати, это была первая премьера Театра наций, обновленного художественным руководством Евгения Миронова. Веселого солдата в “Снегирях”  сыграл Евгений Ткачук, про которого  писали, что талант у него очевидный, редкостный, при том что и все остальные очень талантливы.
Среди тех, кто помнит первый приезд театра, оказалась заслуженный работник культуры РФ руководитель театральной студии “Синяя птица” (Дворец творчества детей и молодежи)  Надежда Сысоева. Более того, Надежда Николаевна два десятилетия стажировалась на семинарах Олега Кудряшова, которые он вел для любительских театров. Наша землячка всегда следила за успехами его выпускников и на “Шведскую спичку” пришла со своими питомцами из “Синей птицы”. И “насмотренные” ребята остались довольны увиденным. Их не смутило отсутствие в постановке таких популярных сегодня технических эффектов. По их словам, то, что они увидели, и есть настоящий, живой театр.
И бесконечно талантливо
Если “Шведская спичка” дважды собрала полный зал в театре, то уникальный “Фарс-мажорный концерт” в атриуме “Арены” прошел без ажиотажа. Публики было не много. Похоже, что город просто не знал, что он пропускает… (Читала в “ФБ”, что в Москве на этот концерт люди ходят по многу раз и непременно с цветами для артистов.)
Для часового выступления в Норильск специально прилетели музыканты, работающие в “Концерте”. Советское ретро в атриуме исполняли Елена Николаева, Павел Акимкин, Артем Тульчинский. Роман Шаляпин читал прекрасные стихи.  Мужчины были в вечерних костюмах, а Елена в элегантном наряде из 60-х годов. И хотя на такой площадке артисты давали свой музыкально-драматический спектакль впервые, Павел Акимкин отметил, что она их вполне устроила, тем более что акустика в зале оказалась неплохой.
Перед началом Павел Акимкин объяснил немногочисленным зрителям, явно наговаривая на себя и свое окружение, что они никогда не знают, что у них получится… Но все, конечно, получилось. Начиная с первой песни из репертуара Леонида Утесова: “Если вы сегодня в городе чужом…” и заканчивая “Эй, друг, веселей песней сердце согрей…” Полада Бюльбюль-оглы.
Елена Николаева спела (и сыграла) “В нашем городе дождь…” Майи Кристалинской. А Павел Акимкин пытался намекнуть, что знаменитая мелодия из репертуара Джо Дассена подозрительно похожа на песню Евгения Мартынова “Лебединая верность”. С репликой “Шутка не прошла” он допел “Над землей летели лебеди солнечным днем” до конца. Надо  сказать, что музыкальных сюрпризов в “Фарс-мажоре” было не меньше, чем в “Шведской спичке”, да и без акробатических номеров и смешных реплик не обошлось. Как и на сцене Норильского Заполярного, в атриуме все прошло остроумно, изобретательно и бесконечно талантливо.
 
ОТ ПЕРВОГО ЛИЦА
Абсолютно повезло

Сразу после выступления в атриуме Павел АКИМКИН дал “ЗВ” небольшое интервью.
– Сегодня на выступлении не было Евгения Ткачука. Он уже не участвует в “Фарс-мажорном концерте”?
– Не только Жени не было. Приболела Наташа Ноздрина. У Жени военная тема, и мы решили, что сегодня это будет не совсем уместно.
– Вы так и работаете все десять лет одной командой?
– У каждого есть проекты на стороне. Артем Тульчинский  пишет музыку.  Лена Николаева снимается в кино. Наташа Ноздрина снимается и играет в каких-то театрах. Но основная наша площадка  – на сцене Театра наций, где мы встречаемся даже слишком часто. (Смеется.) Мы все очень тесно дружим и семьями, и дети наши друг друга знают.  
– С вами начинала и Юлия Пересильд. Напрашивается вопрос: почему ее нет на гастролях?
– Юля сейчас на выпуске спектакля, поэтому не смогла полететь в Норильск. С курсом нам абсолютно повезло. Наверное, каждый так говорит, но для меня это точно везение. И с преподавателями. И с командой моей, костяк которой Тёма, Рома, Женька.  Это прекрасные люди.
– А как вы попали к Олегу Кудряшову?
– По чистой случайности. И музыкой начал заниматься по чистой случайности. Родители отдали меня сначала на скрипку, я ее бросил в 5 лет. Потом отправили на баян. Знали, что ребенка надо чем-то занимать, иначе он сам найдет себе занятие. После музыкальной школы мне сказали, что надо идти в Гнесинку, где есть фольклорное отделение. Меня подготовили, я пошел и поступил.
У меня не было желания становиться актером или музыкантом. Какое-то время я, например, хотел быть поваром и еще что-то такое. Отучился в Гнесинском. Потом поступил в РАТИ, в мастерскую Олега Львовича Кудряшова. Меня туда направил мой друг Володя Панков, сам ее окончивший.  В Театр наций я попал со “Шведской спичкой”. С тех пор мы там все на контракте, так как своей труппы в театре нет.
– Ваши друзья и  коллеги за эти десять лет составили себе приличную фильмографию. Много снимается Евгений Ткачук. Чего стоит главная роль в “Тихом Доне”. В этом году – спецприз фестиваля “Окно в Европу” за фильм Александра Ханта “Как Витька Чеснок…”, который, правда, еще мало кто видел. А что у вас?
– В кино, считаю, у меня не  сложилось. Был в 2012-м “Дос.тор” Володи Панкова. Из того, что хотелось бы назвать, пожалуй, все. Иногда по времени не совпадает, иногда просто не хочу куда-то идти. Где-то  не подхожу… Может, еще сложится, а может – нет. Это такая сфера – как повезет. Женьке везет…
Кроме Театра наций работаю у Володи Панкова в SounDrama. Все, что у меня есть, все там, в этих двух местах. Может, и хорошо. Хотим с ребятами сделать еще какой-нибудь проект. Концерт уже не хочется. Вроде два есть. Был еще детский, приуроченный к юбилею фонда “Галчонок” Юли Пересильд. Но что-то музыкальное, наверное, будет, так как нам это близко.
– Читала, что вы пишите музыку.
– Пишу. С еще одним другом, Сережей Землянским, мы выпустили уже спектаклей десять.
– Как часто бываете на гастролях?
– По-разному. Бывает, раза два в месяц, а случается – по полгода не выезжаем.
– Назовите самые дальние направления.
– Чили, Сахалин. Норильск тоже не близко, но почему-то мне  запомнилось, что он намного дальше.  Оказалось, что это всего полпути от Москвы до Сахалина.
– На пресс-конференции вы сказали, что летели из Москвы до Норильска 28 часов. Что случилось?
– Сломался борт. Рейс откладывали, откладывали. Сначала на шесть часов, потом написали,  что вылет будет через десять. Хотел заселиться в гостиницу, но там было так много народу, женщины с детьми. Самое обидное, что компания была абсолютно не готова к такой ситуации… Решил поехать домой и ждал чемодан два часа… Но все-таки уехал и успел на выступление сына в детском саду. Прилетел уже  с ребятами из спектакля  “Осторожно, эльфы!”
– Сколько лет вашему сыну?
– Тимофею пять с половиной. Он прекрасен. Хочет заниматься всем. И очень скучает. Недавно на работу вернулась жена. Ника – театральный  продюсер.
–  И дочь Валерия Гаркалина. Как вы познакомились?
– В студии Володи Панкова, где она работала. Были знакомы несколько лет. Однажды поехали на гастроли и, пока летели, поняли, что есть у нас что-то общее.
– Какой проект вас ждет по возвращении в Москву?  
– Выпуск мюзикла “Синяя синяя птица” в постановке режиссера и хореографа Олега Глушкова на основной сцене Театра наций. Это первая премьера нового сезона. Совершенно новая, оригинальная история, рассказанная современным языком.
Павел Акимкин, Роман Шаляпин, Елена Николаева, Артем Тульчинский, Евгений Ткачук на пресс-конференции, открывшей фестиваль
Советское ретро в исполнении Артема Тульчинского и Павла Акимкина. На заднем плане Елена Николаева и Роман Шаляпин
Павла Акимкина называют скромным гением
0

Читайте также в этом номере:

Вишенку лучше в начало (Ольга ЛИТВИНЕНКО)
“Тендерболт” им в помощь (Татьяна РЫЧКОВА)
Нужно всё обсудить (Виктор ЦАРЕВ)
Такие люди нам нужны (Лариса СТЕЦЕВИЧ)
Лучшие в стране (Виктор ЦАРЕВ)
По итогам навигации (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Твоя прибавка к пенсии (Лариса ФЕДИШИНА)
Управляя гигантом (Ольга ЛИТВИНЕНКО)
Человек-радуга (Татьяна РЫЧКОВА)
Север через эпохи (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Стиль Большого (Лариса ФЕДИШИНА)
Мы согласны на балет (Лариса ФЕДИШИНА)
На “ТАНКе” по фестивалю (Мария СОКОЛОВА)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск