Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
Гуд кёрлинг! Далее
С мечом в руках Далее
Бесконечная красота Поморья Далее
В четвертом поколении Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
От надежности к эффективности
ЦЕННОСТИ
23 ноября 2017 года, 14:47
Фото: Николай ЩИПКО
Текст: Марина БУШУЕВА
Рабочие рудника “Комсомольский” знакомятся с корпоративными ценностями через бизнес-игру.
– С апреля этого года на производствах “Норникеля” начали продвижение общих корпоративных ценностей, – рассказывает ведущий бизнес-игры, основатель Школы командного лидерства Максим Долгов. – “Комсомольский” является пилотной площадкой в этой деятельности, с сентября там работает проектная группа, которая занимается коррекцией бизнес-процессов в соответствии с ценностями компании. Для того чтобы это проходило эффективнее и быстрее, для ключевых сотрудников проводятся бизнес-игры “Мастерская ценностей”.
Семинары идут с начала июня. Первыми Школой командного лидерства были охвачены линейные руководители предприятия, а с октября – и рабочие. За три месяца количество участников составит порядка 900 сотрудников рудника.
Условие эволюции
Без ценностей не существует ни одно общество. В результате исследования в 2016 году в “Норникеле” был сформирован меморандум “Наши ценности”, определивший шесть основных: Надежность, Ответственность, Профессионализм, Развитие, Сотрудничество и Эффективность. Эти понятия являются ключевыми элементами корпоративной культуры, идеологии компании, объединяют разных людей в коллектив единомышленников и определяют эволюцию предприятий.  
– Ценности определили сами работники ГМК, от рабочих до руководителей высшего звена. В основу легла Надежность. Но чтобы предприятие было надежным, нужна ответственность при оценке рисков, анализе своих обязательств, планировании, – рассказывает ведущий бизнес-игры Максим Долгов. – Помимо того, я могу быть надежным и ответственным, но если я ничего не умею, то толку от меня никакого. Поэтому следующая ценность – Профессионализм. Можно ли стать профессионалом раз и навсегда? Вряд ли. Необходимо развитие. Это то, что обеспечивает дальнейший рост в современных условиях. И только сотрудничество профессионалов приведет к общей цели корпоративной культуры – повышению эффективности.
“От философа слышу”
– Ценности – это в немалой степени про философию и про психологию, – рассказывает бизнес-тренер. – Философия относительно рабочего процесса должна быть у всех схожа. Сейчас же получается, что у отдела закупок она одна, у экономистов другая, у руководителей третья, у шахтеров четвертая. В итоге страдает общее дело.
К слову, потеря российских компаний на межфункциональном взаимодействии, по словам Долгова, составляет до 40 процентов чистой прибыли.
– Мы должны меняться. Можно, конечно, говорить про плохую наследственность, от татаро-монгольского ига до перестройки. Но вот у японцев получилось всего за десятилетие после Второй мировой войны прийти  в себя. Хотя они в целом не умнее, их территории намного беднее наших, но они работоспособны, их философия по-настоящему патриотична.
Чтобы не терять огромные средства, сегодня практически во всех российских прогрессивных компаниях и госкорпорациях внедряются проекты, связанные с ценностями. Тренер приводит в пример “Северсталь”: всего за пять-шесть лет она добилась реального повышения производительности.
Впрочем, единого решения, которое можно было бы позаимствовать у мировых лидеров, нет – каждая компания уникальна. При этом всем присуща одна логика, которую можно считать общей практикой. Прежде чем приступить к изменению своей корпоративной культуры, необходимо понимать, с чем приходится иметь дело, что является теми самыми узлами и барьерами, которые препятствуют развитию компании и влияют на ее конкурентные позиции.
Пять “почему”
– Работа с ценностями предполагает прежде всего изменение управленческой практики и коррекцию технологии бизнес-процессов, – говорит Максим Долгов. – А проводимые для сотрудников бизнес-игры нацелены на то, чтобы люди понимали, что такое корпоративные ценности, что они дают и какие для них лично наиболее значимы.
Как считает спикер, быть приверженным всем шести ценностям в одинаковой степени невозможно, к тому же сами они нередко могут противоречить друг другу. Например, если работник будет ярким приверженцем ценности Развитие и постоянно обучаться и внедрять новый опыт, есть вероятность, что он войдет в противоречие с Надежностью.
Основатель Школы командного лидерства рассказал о том, что может мешать “Норникелю” развиваться в контексте корпоративных ценностей.
– Прежде чем совершить какое-то действие, стоило бы воспользоваться  технологией “пяти почему”. Основа научного подхода японской компании Toyota заключается в том, чтобы при обнаружении проблемы пять раз задать вопрос: “Почему?”. Метод используется, когда истинная причина затруднения не ясна и для ее устранения недостаточно ресурсов для детального исследования и статистического анализа. При этом важно не найти виноватого, как принято в традиционном менеджменте, когда у каждой проблемы есть лицо и имя, а выявить именно системную причину.  
Как умываться и чистить зубы
Техника безопасности в рамках корпоративных ценностей не рассматривается.
– Ценности можно обсуждать. Они могут быть такими или иными, а соблюдение ТБ – обязательное условие существования производства, это как умываться и чистить зубы по утрам, – считает Максим Долгов. – Но в то же время корпоративные ценности применяются и в аспекте ТБ. Например, мы рассматривали случай на Донбассе, когда шахтер получил производственную травму.  Как оказалось, он постоянно ходил без каски. И ведь это ежедневно видели его коллеги. Но молчали. А значит, на этом предприятии не было такой ценности, как Сотрудничество.
Личные комплексы и амбиции также часто мешают рабочему процессу. Например, в рамки ценности Сотрудничество входит оказание помощи. Но для этого ее надо попросить. А у нас люди часто до последнего молчат, боясь выносить сор из избы. Когда уже вариантов нет, проблему озвучивают. Те, у кого просят помощи, долго думают, взвешивая все за и против, советуясь с вышестоящими. В итоге на то, что можно было решить в штатном режиме, тратятся дополнительные ресурсы, часто немалые.  
– Рабочие на мой рассказ о ценностях реагируют положительно. Мне это очень импонирует. Ведь люди, которые трудятся в тяжелых условиях, отличаются прямотой и конкретностью, и если им что-то не нравится, то они активно заявляют об этом, – говорит Долгов. – В данном случае я вижу, что есть понимание необходимости этих ценностей, потому что изменения, в которых они готовы участвовать, будут способствовать повышению качества жизни, производительности и заработной платы. Это не значит, что сегодня участники прошли семинар и завтра они начнут зарабатывать на 25 процентов больше. Но повышение культуры и производительности даст возможность в том числе и повышать заработную плату.
Ведущий также отметил, что если говорить о ближайших перспективах “Норникеля”, то задача, обозначенная руководством, – увеличение эффективности минимум на 25 процентов. И внедрение корпоративных ценностей имеет прямое к этому отношение, так как является очередным шагом в рамках глобального проекта, связанного с конкурентоспособностью компании.
0

Читайте также в этом номере:

Вишенку лучше в начало (Ольга ЛИТВИНЕНКО)
“Тендерболт” им в помощь (Татьяна РЫЧКОВА)
Нужно всё обсудить (Виктор ЦАРЕВ)
Такие люди нам нужны (Лариса СТЕЦЕВИЧ)
Лучшие в стране (Виктор ЦАРЕВ)
По итогам навигации (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Твоя прибавка к пенсии (Лариса ФЕДИШИНА)
Театр наций, до свидания (Валентина ВАЧАЕВА)
Управляя гигантом (Ольга ЛИТВИНЕНКО)
Человек-радуга (Татьяна РЫЧКОВА)
Север через эпохи (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Стиль Большого (Лариса ФЕДИШИНА)
Мы согласны на балет (Лариса ФЕДИШИНА)
На “ТАНКе” по фестивалю (Мария СОКОЛОВА)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск