Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
Экстрим по душе Далее
Бесконечная красота Поморья Далее
В четвертом поколении Далее
С мечом в руках Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Случай Асадчикова
Норильск творческий
25 ноября 2010 года, 14:22
Фото: Денис КОЖЕВНИКОВ
Текст: Валентина ВАЧАЕВА
Художественная школа в Норильске появилась полвека назад, и все эти годы  художники-педагоги постоянно принимают участие в городских выставках.  Почти три с половиной десятилетия из этих пятидесяти лет принадлежат члену художников России, директору Талнахской детской школы искусств Виктору Асадчикову. В Норильской художественной галерее в эти дни экспонируется третья персональная выставка его работ.
“Без искренности нет художника”
Понятно, что художник-педагог – это не только художник. Иногда и не столько художник. Но не в случае Виктора Асадчикова. Он и мастерскую перенес из Норильска в Талнах, где руководит детской школой искусств и преподает на художественном отделении основу основ – рисунок. Между прочим, в этом году ТДШИ признана лучшей в крае. Так что у директора школы под занавес года двойной праздник – персональный и коллективный.
Ученики, а вернее ученицы – в последнее время на художественном отделении учатся одни девочки, – своего учителя радуют.
– Сегодняшние дети рано определяются, – отмечает Виктор Асадчиков, – меньше рассчитывают на родителей и стараются получить как можно больше навыков и знаний в процессе учебы. На художественное отделение идут, как правило, искренние, открытые дети. Эту непосредственность и открытость я пытаюсь всячески поддерживать, хотя понимаю, что во взрослой жизни с этими качествами им будет не всегда комфортно. Но без них нет художника.
В Норильске, Талнахе, Кайеркане преподает уже пятое поколение учеников Виктора Асадчикова.
– Я учил Петрову. Петрова – Волкову, правда, она теперь в Зеленограде. Волкова – Ионину, и так далее…
Это только о преподавателях “художек”. Самая главная гордость учителя – ученики, поступившие в художественные академии. Например, Женя Друбецкой – нью-йоркский архитектор. Или Саша Глебов, чей талант Асадчиков рассмотрел  еще в художественной школе. Поначалу мальчик не планировал  продолжать художественное образование. И только поработав водителем, вновь пришел к учителю с просьбой продолжить занятия с ним… После окончания академии в Санкт-Петербурге Александр Глебов преподавал какое-то время в  норильской ДХШ. Сейчас он успешный дизайнер в северной столице.
 
Гвоздь вместо бабочки
Если бы Виктор Асадчиков не стал художником и педагогом, он мог бы быть археологом или геологом. Он сам так считает. В мастерской и дома  у него хранятся коллекции монет и денежных знаков, визитки, подворотнички начала позапрошлого века и многое другое. Вот это “другое”, а иногда и предметы основной коллекции частенько идут в дело, то есть в работы. В конце 1980-х, после экспедиции на Нордвик, у художника Асадчикова кроме серии рисунков под названием “Бочки”, запечатлевших “индустриальные” пейзажи и натюрморты Арктики, появились композиции из бытовых предметов, найденных на Нордвике.
На выставке, экспонирующейся в галерее, представлен полиптих под названием “Если судьба у металла такая, как же выносит ее человек”. Название, конечно, емкое и точное, но мне не хватило конкретных подписей к каждой композиции. Говорят, у автора они были.
Самая жизнеутверждающая работа этого цикла создана на базе колеса от тачки, как говорит сам художник, построившей Норильск. Колесо он нашел рядом со школой искусств на Богдана Хмельницкого, когда там чистили продухи.
– Ничто не исчезает бесследно, и всегда найдется дорога, по которой можно будет идти вперед, – считает художник.
Подворотничку от настоящей французской манишки из коллекции досталась главная роль в композиции с гвоздем вместо бабочки.
Быт советского заключенного с зеркалом в раме из обычной миски. Ода сапогу в паспарту из документов, где упоминается легендарная обувь… Все это – наша жизнь. Хотелось бы думать, что прошлая…
Недавно художник в очередном походе по старой “железке” обнаружил следы женского лагпункта, куда ходили “кукушки”.
– Буду продолжать тему. Материалов и мыслей – предостаточно.
Одна из последних работ цикла посвящена памяти отца и деда художника. Оба они воевали. Дед, Федор Герасимович, погиб на фронте. А отец, Алексей Федорович, – в мирное время, 22 июня 1985 года.
В композицию вошли стихи и письма отца, его фронтовая фотография, газетная вырезка с именем деда, еще Асадчика. Это позднее он совершенно случайно станет по документам Асадчиковым. Невербальным способом в ней выражена не только военная история семьи, но и чувства, которые мужчины редко выражают словами. Любовь, гордость, уважение и тоска по родному человеку, теперь уже почти ровеснику.
– Я похож на своего отца? – спрашивает художник и отвечает: – Похож. И губки бантиком…
 
Не люблю копировать
У учителя всегда есть свой учитель. Им для Виктора Асадчикова стал красноярец Валерий Кудринский, часто наведывавшийся в Норильск то с выставками, а то и с целым десантом акварелистов. После знакомства с творчеством Кудринского и самим автором Асадчиков окончательно определился в выборе техники. Техника акварели очень соответствует двойственной природе Близнецов, коим по знаку является художник.
– Нам, Близнецам, все время надо быть в движении, хочется все и сразу. Начал одно, а уже интересно что-то другое. В акварели меня привлекает непредсказуемость результата. Мне уже давно неинтересно просто взять лист бумаги, кисть и краски. Я достаю рисовую бумагу, мну ее. Кистью разглаживаю на стекле. Потом наклеиваю на другой лист бумаги. Шесть-семь хитрых приемов. Потом девять-десять подходов с кистью – и получается пейзаж. Узнаваемый, но не копия натуры. Не люблю копировать природу.
Добавлю, получается волшебный пейзаж. Называется “Осенняя пора”. Датирован прошлым годом. Висит в самом последнем экспозиционном зале на отдельной стене.
Рядом – ранние “Бутоны вишневых цветов” и “Снежные тучи”, навеянные японской поэзией, а “Тучи” еще и музыкой.
– Писал под впечатлением от игры Александры Сикорской. Она учится в Москве в консерватории, приезжала домой на каникулы. Концерт был 8 мая. Я приехал в мастерскую и сразу же стал “гулять” кистью… Она у меня летала в такт музыке, все еще звучавшей во мне. Работу я подарил Саше и ее маме. Вот одолжил на выставку.
Тушь, водяные краски  на шелке, рисовой бумаге, а то и просто типографских срывах газетной – все это приемы гохуа.  Этой технике художник научился у Цзян Ши-Луня, китайского мастера, живущего в Питере. Выставка его работ экспонировалась в Норильской художественной галерее. Через какое-то время Асадчиков настолько преуспел в технике китайской национальной живописи, что получил приглашение выставить свои гохуа в Южной Корее. Ни одна из представленных в Сопчё работ норильского художника  на родину не вернулась – их прямо на выставке раскупили ценители живописи.
Художник уже давно смирился с тем, что не может дважды войти в одну реку, то есть повторить  написанную однажды работу. Даже копировать не получается.
– Поставил однажды перед собой натюрморт с гранатом – “Плод плодородия” – всякий раз выходит что-то другое. И по технике, и по стилю, и даже по смыслу… А так, как на подлиннике, – не получается.
…Выставка “Норильск остается в сердце моем” задумывалась Виктором Асадчиковым как прощальная, но прощание было отложено. К радости учеников и поклонников творчества художника, он остается в Норильске.
Поэма о сапоге
Памяти первых
В технике гохуа
Перед вернисажем
0
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск