Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
Экстрим по душе Далее
«Легендарный» матч Далее
Гуд кёрлинг! Далее
Бесконечная красота Поморья Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
С мыслями о будущих поколениях
Норильск в истории, история в Норильске
6 мая 2011 года, 11:55
“Норильск – фронту – это сотни тонн смертоносного металла для разгрома гитлеровских людоедов.
Норильск – фронту – это мощные пласты угля для Красного Военно-морского флота.
Норильск – фронту – это руда, это новые заводы, цеха и электростанции, это миллионы рублей трудовых сбережений, внесенных трудящимися Норильского комбината на танки, самолеты, зенитные пушки, теплую одежду для бойцов Красной армии”. (Из вступительной статьи к альбому “Норильск – фронту”, изданному норильской типографией в далеком 1943-м тиражом в 100 экземпляров.)
Человек родился
Но сегодня, накануне очередной годовщины Великой Победы, хотелось бы вспомнить не это. А поговорить о том, что даже в самые лихие годы – в годы голода и разрухи, 
ГУЛАГа и цинги, в годы одной из самых жестоких войн в истории человечества – Норильск думал не только о победе, о добыче металла, танках и зенитках, но и о тех, кто придет после, о тех, кто еще только появился на свет, и о тех, кто еще не вышел из пионерского возраста, и даже о тех, кто еще не родился, – о своих детях, о юных норильчанах.
Кстати, за годы войны в Норильске родилось 2785 детей. И рождались они отнюдь не в благоустроенном роддоме, оснащенном новейшим оборудованием, а в бараке, приспособленном для этих целей, который “выбила” первый врач-гинеколог Норильска Клавдия Васильевна Самойлова, приехавшая в город осенью 1939 года как вольнонаемная. Вот что она об этом вспоминает:
“Акушерско-гинекологическая помощь в то время выделена не была, родовспоможение осуществлялось в общем бараке, где находились больные с различными заболеваниями, в том числе инфекционные… Несмотря на то что медучреждения не строились, мною был поставлен вопрос перед политотделом о выделении уже сейчас акушерско-гинекологической помощи в виде отдельного здания, хотя бы барачного типа. Был выделен барак (балок), в котором разместилось 10 коек… В 1942–1943-м по улице Октябрьс-
кой, 7, была построена гостиница, которую приспособили под больницу, где мне наверху было выделено отделение на 16 коек. Хотя коек было заведомо мало, обслуживание больных улучшилось. Роды стремительно возрастали, требовалось расширение коечной помощи и обслуживающего персонала. Насколько помню, в 1945 году было 900 с лишним родов, поэтому выстроенный в городе двухэтажный дом приспособили для родильного дома на 60 коек. Это и был первый роддом. Штат для работы набирался смешанный, заключенные и вольнонаемные. Помнится один из поваров, китаец Миша, фамилию забыла, который хорошо и долго работал. Да все много работали: и акушерки, и врачи. Особенно запомнились врач Дереева А.И., акушерки Евтеева К.А. и Смирнова З.С., Стрельникова А.А., которая вместе со мной вела прием амбулаторных больных…”
И между прочим, несмотря на трудности, лишения и, казалось бы, не совсем подходящее время и условия для деторождения, ни одна мать не отказалась от своего ребенка, по крайней мере, в городских архивах таких данных не зафиксировано.
Что значит “выбить” отдельное помещение для больницы в годы войны, когда почти ничего не строилось, а все было только для фронта, для победы, да еще в таком необычном населенном пункте, как Норильск, знает, наверное, тот, кто это пережил. Тем не менее в 1941 году больница была реорганизована коренным образом, в чем огромная заслуга и первого главного врача больницы Норильского комбината Владимира Евстафиевича Родионова. Норильску повезло, что в то суровое и даже жестокое время здравоохранение возглавил такой опытный и высококвалифицированный хирург, как Родионов.
 
Везло на “витаминки”
Впрочем, Норильску благодаря бесперебойно работавшей машине наказаний НКВД везло с кадрами. Так, если бы не известнейший ученый-химик и политзаключенный Калюсский, практически все население, в первую очередь дети, в годы войны могло погибнуть от цинги. Но благодаря его знаниям и усилиям на озере Лама в 1942 году построили станцию по изготовлению хвойного напитка для профилактики этого опасного заболевания, так называемую “витаминку”.
Везло Норильску на строителей, архитекторов, врачей и металлургов. Везли сюда всех, кто проявлял волю и разум, кто научился размышлять, а значит, не хотел слепо веровать в идеи, насаждаемые официальной советской пропагандой. Благодаря им в Норильске всегда была своя, особая атмосфера доброты и интеллигентности, желания не на словах, а на деле помочь ближнему, поддержать слабого, пресечь несправедливость.
В архивах мне попался на глаза приказ №401 от 2 августа 1942 года, который называется “О бездушном отношении к семьям красноармейцев-добровольцев”. В августе 1942-го коллектив Норильского комбината проводил 64 добровольца на фронт, оставшиеся обещали своим товарищам заботиться об их семьях. А в это время товарищ Рогачев, начальник отдела связи, снял телефон в квартире товарища Зяброва, ушедшего на фронт добровольцем, и поставил этот телефон в свой отдел. Подписавший приказ начальник Норильского комбината НКВД СССР Панюков потребовал от всех ответственных лиц  доводить до его личного сведения факты подобного рода, а виновных в подобном бездушии строго наказывать.
Согласно приказу №468 от 28 сентября 1942 года для всех беременных женщин, родивших и кормилиц сверх установленных норм отпуска по продовольственным карточкам была организована дополнительная продажа продуктов. В месяц на одну женщину выделялось 400 граммов масла, 300 – сахара, 600 граммов крупы и 6 литров свежего молока. Были установлены особые продовольственные карточки для дополнительной продажи продуктов питания. Кроме того, была организована продажа белья или материала на белье на одного новорожденного, по норме не больше 
10 метров на ребенка.
 
Песня строить и жить помогает
Забота распространялась не только на младенцев и кормящих матерей, но и на школьников. В июне 1941 года на весь Норильск, который еще не город – впрочем, и поселком-то его трудно назвать: лагерные бараки и заводские трубы – была одна школа, в которой обучалось в числе прочих несколько десятков пионеров.
Из воспоминаний Марии Михайловны Панюковой (Пестовой), стоявшей у истоков пионерского движения в Норильске, бывшей старшей пионервожатой норильского Дома пионеров:
“Мы были плохо одеты, плохо подстрижены, летом ходили в резиновых калошах… Но мы с радостью собирались в наших отрядах, горячо брались за каждое дело. Вместе с комсомольцами собирали металлолом. Тимуровские команды отправляли посылки с теплыми вещами на фронт, помогали вести борьбу с цингой…”
Пионеры и комсомольцы вместе со взрослыми работали в тылу на победу. Однако надо отдать должное взрослым, они тоже не забывали про тех, кто рядом. И, как могли, расцвечивали военный быт детворы.
Из воспоминаний Марии Михайловны:
“Однажды привезли в школу на Новый год (1942) настоящую огромную елку, но елочных игрушек не было, и мы решили изготовить их своими руками. Сделали игрушки из фанеры, картона и бумаги. Устраивали концерты, сочиняли сатирические частушки на тему дня”.
Что касается художественной самодеятельности, то руководство Норильского комбината придавало этому огромное значение, не без основания полагая, что “нам песня строить и жить помогает”. В приказе №155 от 19 марта 1945 года начальник Норильского комбината и лагеря НКВД СССР полковник Панюков объявляет благодарность с занесением в личное дело всем, кто участвовал в смотре художественной самодеятельности, а товарищу Черных предписывает представить докладную записку о целесообразности организации театра, а также список необходимых духовых и джазовых инструментов.  
В 1944 году в целях создания надлежащих культурно-бытовых условий для учащейся молодежи был издан не менее показательный приказ об организации молодежного городка Норильского комбината. Согласно документу начальнику отдела коммунального хозяйства товарищу Антонову предписывалось так организовать работу, “чтобы его общежития были образцовыми и служили примером для других общежитий комбината”. На базе городка, в котором должны были разместиться все окончившие школу ФЗО и “лучшая часть молодежи комбината”, была организована столовая ФЗО, пошивочная и сапожная мастерские, промтоварный ларек. В том же 1944-м, только весной, был объявлен конкурс на проектирование плавательного бассейна в Норильске. И были даже “за относительно лучшие проекты” установлены премии – от 150 до 3000 рублей.
 
Куда уходит детство
Весной 1944 года вышел еще один приказ, касающийся детей: “Об организации пионерлагеря при совхозе “Таежный”. Цель создания лагеря понятна – проведение оздоровительной кампании среди школьников. Работать он должен был с 25 июня по 25 августа для маленьких норильчан в возрасте от 9 до 12 лет. В первую очередь туда отправляли детей фронтовиков и инвалидов Отечественной войны и отличников учебы со слабым здоровьем.
Средства на создание пионерлагеря выделили окружком профсоюза (100 тыс. рублей), ГУЛАГ (25 тыс. рублей), остальные средства были от родителей (50 тыс.) и заработаны на воскресниках (100 тыс.). Комбинат на покрытие затрат по организации пионерлагеря выделил 50 тыс. рублей. Кроме того, было выделено семь палаток для проживания, выстроен  навес для столовой, временная кухня и кладовая для продуктов и инвентаря, выкопан погреб. Товарищу Шустеру, начальнику ООС, было предписано обеспечить лагерь инвентарем, продуктами питания и постельными принадлежностями.
А пока дети поправляли здоровье в лагере, взрослые готовили школы к новому учебному году. По приказу начальника Норильского комбината Панюкова к сентябрю 1944 года должны были появиться новые школьные помещения на мысе Входном, отремонтированные школы на Вальке и в поселке Норильск, а дом №33 в Горстрое должен был быть переоборудован под школу. Планировалось изготовить 200 парт, по 10 шкафов и классных досок, 15 столов и 25 стульев.
Заместителю начальника отдела кадров Аглинцевой было поручено выявить всех педагогов, работающих на комбинате не по специальности, и укомплектовать до 1 августа школы учительскими кадрами. Помощник начальника комбината Бейер должен был забронировать за школами необходимое количество тетрадей и канцелярских принадлежностей, а помощник начальника политотдела по комсомолу Якубов – обеспечить приобретение в Красноярске и других городах 2000 учебников.
Этот приказ был подписан 10 мая 1944 года, до окончания войны оставалось еще долгих 364 дня…
 
За годы Великой Отечественной войны в Норильске родилось:
1941 г.  – 376 детей
1942 г.  – 437 детей
1943 г.  – 463 ребенка
1944 г. – 518 детей
1945 г. – 991 ребенок
Среди этой победной тысячи была и девочка, родившаяся 9 мая, – Люда Филимонова. Редакция газеты будет очень благодарна, если она или ее родные и близкие откликнутся.
 
По материалам Норильского городского архива,
Музея истории освоения и развития НПР,
архива Норильского роддома
подготовила Лариса Стецевич
0

Читайте также в этом номере:

Перед парадом (Лариса ФЕДИШИНА)
Невыдуманные истории (Анна СИДОРОВА)
И сквер разобьют (Лариса МИХАЙЛОВА)
Перепись продолжается (Лариса МИХАЙЛОВА)
Енисей затопил причалы (Денис КОЖЕВНИКОВ)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск