Разум не спит
Книга недели. От Публичной библиотеки города Норильска
20 сентября 2013 года, 13:00 Текст: Юлия КОХ
|
Есть писатели, которые щадят своих поклонников, избегая излишнего натурализма в описаниях. Это не относится к творчеству Дмитрия Липскерова – одного из самых жестких авторов современной российской литературы. В его романе “Последний сон разума” вороны атакуют младенцев, из бедра милиционера рождается рыба, а средний обитатель спального района кажется отвратительнее монстров Говарда Лавкрафта.
Полет фантазии Дмитрия Липскерова не ограничен рамками реализма – его героям приходится пережить множество фантастических превращений, в которых слышатся отголоски произведений Булгакова, Кафки и даже древнегреческих мифов. Тем не менее постперестроечная действительность, описанная автором, выглядит самой что ни на есть реальной. В мире “Последнего сна…” мы сталкиваемся с повседневным злом: равнодушием прохожих, мстительностью соседей, тихой ненавистью “представителей титульной нации” к “понаехавшим”. Автор умело играет с сюжетом, соединяя множество мелких, никак между собой не связанных происшествий в роковое стечение обстоятельств. Таким образом мелочная злоба в романе оказывается разрушительнее стихийного бедствия, и с течением времени инерция событий лишь нарастает. Главный герой романа – татарин Илья Ильясов, которому суждено вечно оказываться мучеником и, по его собственному убеждению, страдать за чужие грехи. Безобидного от природы Илью в юности едва не линчевали соседи, заподозрившие парня в убийстве, которого он не совершал. Чудом спасшийся герой уехал в Россию и встал за рыбный прилавок в продуктовом магазине. Он никак не мог забыть утонувшую девушку по имени Айза, нелепая смерть которой стала причиной всех его бед. Никогда больше бедняга не засматривался на женщин и не мог заставить себя войти в водоем глубже собственной ванны. По иронии судьбы дожившему до преклонных лет Илье предстояло превратиться в рыбу и снова встретиться с давно потерянной возлюбленной. Если бы мы говорили о книгах со счастливым концом, на этом бы все и закончилось, но для Дмитрия Липскерова такой лихой сюжетный поворот лишь начало полной драматических событий истории. Богатый образный язык писателя поражает разнообразием – от почти дореволюционной лексики он непринужденно переходит к вполне современному говору. Не стесняется Дмитрий Липскеров и резких выражений: если в повествовании вдруг появляется грузчик с садистским наклонностями и маргинальным прошлым, выражается этот сомнительный герой соответственно. Автор с симпатией относится к слабым и безобидным персонажам, что, впрочем, не мешает ему проводить их через череду болезненных и травмирующих испытаний. И, надо признать, описания страданий (моральных или физических) удаются Дмитрию Липскерову особенно хорошо. К примеру, мирная сцена рыбалки, если взглянуть на нее с точки зрения обитателя пруда, как это сделал автор “Последнего сна разума”, превращается в небольшой психологический триллер, способный подтолкнуть впечатлительного читателя к вегетарианству. Путешествие Ильи Ильясова окажется трудным и полным страданий. Ему придется примерить на себя рыбью чешую, голубиные перья и даже непривлекательное обличье таракана. Много раз главный герой готовился к смерти, но у судьбы были на него свои планы. С каждым поворотом сюжета возникает все больше вопросов. Как связано с метаморфозами героя таинственное недомогание милиционера Синичкина? Откуда в пруду на городской свалке взялись пираньи? Какими вырастут дети Ильи и Айзы, родившиеся из икринок под толщей холодной воды? Предугадать ход мыслей Дмитрия Липскерова непросто, поэтому читателю придется дойти вместе с героями “Последнего сна разума” до самого конца книги, чтобы узнать, как свяжутся воедино разрозненные нити этой странной истории. |
0 | Твитнуть |