Приходите аргишить
ВЗГЛЯД СО СТОРОНЫ
3 ноября 2011 года, 12:50 Текст: Рита НЕВЕЛЕВА, директор Дудинского дома культуры
|
Большой аргиш уже в пути. Встречать зиму – наш главный сезон – вместе с норильчанами уже во второй раз будут и коренные жители Севера. Мы подготовили программу, которая продолжит знакомство с уникальной культурой пяти коренных этносов Таймыра – долган, ненцев, нганасан, эвенков и энцев. В нынешнем ноябре организовывать общегородской праздник встречи зимы, с одной стороны, проще – мы учли опыт прошлого года. С другой – прибавилось ответственности. Это как прыжок с парашютом: в первый раз просто интересно, а во второй уже страшно. В данном случае «второй прыжок» труднее, чем первый, потому что расширились масштабы праздника. Большой аргиш в Норильске и Дудинке приобрел значимость, если хотите – статусность. Для этнических коллективов участвовать в нем престижно. В этом году Большой аргиш перенесли в центр Норильска – он пройдет на Комсомольской площади, перед Дворцом культуры. Праздник получил популярность, и мы привлекли к участию в нем больше родовых хозяйств и творческих коллективов. Включили отдельную игровую программу для детей – на празднике будет работать детская площадка с участием аниматоров. Учитывая, какие очереди выстраивались в прошлом году к чумам, в этот раз их будет не пять, а семь. (Хочу, чтобы норильчане не забывали: заходя в чум, человек приходит в гости к его хозяйке, и относиться к ней и ее дому надо с должным уважением.) Сама я общаюсь с представителями коренных народов Таймыра уже 23 года, до Дудинки жила в Карауле, побывала во всех точках Усть-Енисейского района. И до сих пор меня не перестают удивлять эти люди. Прежде всего своей скромностью, чрезвычайным спокойствием и немногословием. Говорят, что они неэмоционально радуются. Но ведь и горюют не так, как бывает у нас – с надрывом и причитаниями. Они не растрачивают слова и энергию попусту. Наверное, Север их так воспитал, научил рационально использовать свои силы. И конечно, я восхищаюсь их природным талантом. Он есть абсолютно у всех северных народов. Казалось бы, откуда что берется? Многие ведь уже не аргишат, то есть не кочуют, стали городскими жителями. Но кочевали их ближайшие предки, и в генах многое осталось. Смотришь, вроде бы современная девушка, уже не бывает в тундре, живет в городе. А начинает вышивать бисером так, как будто всю жизнь только этим занималась. Или парень-косторез, у него – так получилось – одна рука. Но как он этой единственной рукой режет по кости! А как поют долганы? Девочке пять лет, она поет как профессионал. Потому что от природы у долган хорошие голоса. Нганасаны – тоже совершенно уникальный народ. Вот Алексей Чунанчар – современный молодой человек, тоже городской житель. Изумительно поет, талантливый сказитель, барганист и косторез. А когда надевает нганасанскую одежду, выглядит в ней настолько гармонично, словно никогда и не носил джинсы. Что это, если не врожденное чувство принадлежности к своему народу? Говорить на эту тему можно бесконечно. Приглашаю норильчан прийти на этнический праздник Большой аргиш. Оставьте дома ваши заботы, забудьте, что вы городские жители, – в стойбищах в тундре нет своих и чужих. Побудьте частью нашей общей семьи, и встретим зиму на Таймыре вместе. |
0 | Твитнуть |